29


Час быка - самое тёмное и тяжёлое времени суток, с 1 до 3 часов ночи, мрачное время, когда властвуют демоны зла и смерти. Человека одолевает страх и тоска. Это время перед рассветом, когда тьма наиболее сгущается.
Роман "Час Быка" был задуман как Роман-предупреждение. Но по всем признакам, описанным в романе, планета Торманс- это наша Земля…
На Тормансе сложилось статичное, олигархическое, жестокое и бесперспективное общество, где правят люди сильные и энергичные, но совершенно безжалостные к чужим страданиям, занятые исключительно своими интересами и не заботящиеся о будущем.
Параллели с нашей жизнью более чем очевидны:
* общество становятся всё более поляризованным, разделенным по политическим, социальным, и уже сексуальным признакам. Царит взаимная вражда и недоверие, как на Тормансе, где население атомизировано и подавлено:
«Самым ужасным казалось отсутствие ясной цели и жажды познания мира у очень многих людей, без интереса глядевших в темное, не обещавшее никаких существенных изменений будущее с его неизбежным концом – смертью».* общество Торманса разделено на кластер: Совет Четырёх, «Джи» (долгоживущие) и «Кжи» (короткоживущие).
Между «джи» и «кжи» существует искусственно созданная вражда, они презирают и ненавидят друг друга, у них разный языковой сленг.
«„Кжи“ против нас, мы против них, а система веками остается неприкосновенной. Всеобщее отравление ненавистью и глубоким непониманием».
Но роман "Час Быка" не только о наших реалиях. Автор идёт глубже. Иван Ефремов прежде всего учёный палеонтолог и мыслитель. И Сюжет для него это лишь инструмент для исследования развития, через "механизм инферно".
Для Ефремова "инферно" — это не просто ад в религиозном смысле, а фундаментальный, природный механизм отбора и развития, который проявляется на всех уровнях: от биологической эволюции до формирования цивилизаций.
В отличие от естественного отбора, ведущего к усложнению и совершенствованию, социальный отбор по деградационному принципу приводит к моральному и физическому вырождению всего общества.
Правители Торманса искусственно поддерживают зло, активно вмешиваясь в естественные процессы, дабы увековечить своё господство, искусственно укорачивая жизнь, манипулируя развитием науки и искусства, искореняя всякую свободу мысли.
«…психология людей в трудные эпохи перехода от низших общественных форм к высшим, когда вера в благородство и честность человека, в его светлое будущее разъедалась нагромождением лжи, бессмысленной жестокости и страха. Сомнения обезоруживали борцов за преобразование мира или делали людей равнодушными ко всему, ленивыми циниками».
Ефремов видит в этом тупиковую ветвь цивилизации несмотря на технологические достижения. Оно лишено перспективы истинного развития, поскольку подавлены созидательные силы, любовь, сострадание, стремление к познанию и прогрессу. Это цивилизация, обречённая на самоуничтожение или стагнацию, поскольку она нарушила фундаментальные законы гармоничного развития, заложенные в природе.
«Инферно — это не вымысел, это объективная реальность, проявление закономерностей природы, когда примитивное и нежизнеспособное уничтожается, чтобы дать место более совершенному. Но здесь, на Тормансе, это стало орудием в руках людей, исказивших законы развития».Ефремов верил, что спасение от "инферно" лежит в осознанном выборе человечества в пользу этических принципов, красоты, знания и гармоничного развития.