13


В России в прошлом году работники ресторанного и гостиничного бизнеса чаще остальных меняли место работы. По статистике, 59% от общего числа сменивших работодателя граждан — сотрудники сферы гостеприимства и общепита. В последнем вообще образовался дефицит кадров — осенью фиксировали нехватку около 30 тыс. официантов, обещали, что цифра будет расти. При этом собеседники «Москвич Mag» утверждают, что устроиться в ресторан сейчас не так уж и просто даже с солидным опытом работы. Скорее наоборот: если ты дорос до менеджера, су-шефа или управляющего, твое имя могло засветиться в неких черных списках. Человек, чьи данные попали туда, рискует вообще остаться без работы и может смело уходить из сферы и выкидывать трудовую книжку, подтвердил в разговоре со мной ресторатор Станислав Лисиченко.
Алена (имя изменено) работала банкетным менеджером в крупном ресторанном холдинге. В прошлом году к ней пришел на стажировку сотрудник, после чего его сразу назначили на достаточно высокую для новичка позицию. Он стал намекать девушке, что ей не мешало бы делиться с ним чаевыми, Алена в резкой форме отказалась это делать. Параллельно у нее ухудшились отношения с управляющей. Вскоре ее вызвали на ковер.
«Это было как раз перед Новым годом. Я работала семь дней в неделю с 10 утра до трех часов ночи. Проводила банкет за банкетом. В какой-то момент меня вызвали к начальству и показали запись, на которой видно, как я раскладываю деньги по двум карманам пиджака. На самом деле в этом ничего такого нет, это не нарушение. Я просто разделила деньги на две части — сервисный сбор и чаевые, чтобы не запутаться. Ведь доходы от сервисного сбора делятся между всеми сотрудниками смены, а чаевые остаются официанту и менеджеру. Я, кстати, сразу заплатила из этих денег всем сотрудникам, так что ни у кого претензий не было. Но руководство обвинило меня в воровстве.
Меня заперли в комнате и заставили писать заявление об уходе по собственному желанию. Просто так уволить меня не могли, я мать несовершеннолетнего ребенка. Сперва я отказывалась писать, но мне стали угрожать занесением моих ФИО в некий черный список и увольнением с выговором. “Я тебя выдворю из Москвы”, — прямо так и сказали.
Когда я начала ходить по собеседованиям, меня практически сразу брали на работу, но на следующее утро я получала сообщение следующего содержания: “Простите за неудобства. Не выходите сегодня на смену, к сожалению, вы нам не подходите”. Кто-то однажды написал, что руководство навело обо мне справки, поэтому я не могу у них работать. Потом я вообще узнала, что мое имя в черном списке. Тогда я начала честно говорить на собеседованиях, что у меня были напряженные отношения с управляющей, чем сделала только хуже.
В итоге я безуспешно четыре месяца обивала пороги работодателей и получала отказы. В конце концов устроилась, и то по знакомству: сотрудник службы безопасности ресторанного холдинга поспособствовал, чтобы руководство закрыло глаза на мою характеристику.
Я раньше слышала о черных списках ресторанов, но не думала, что все настолько серьезно, пока сама в них не оказалась, еще и по ложному обвинению в воровстве. Я обращалась в полицию, они не верили, что есть какие-то черные списки, с помощью которых могут вот так испортить жизнь человеку. И раз уж они есть, хотелось бы, чтобы холдинги следили за тем, кого вносят туда, а не включали все подряд фамилии без разбора. Ведь из-за них люди остаются безработными в Москве, но, даже уехав в Питер, рискуют никуда не устроиться».
Елизавета (имя изменено) была су-шефом в ресторане известного холдинга в Москве. Изначально она пришла работать бригадиром смены, но, когда доросла до су-шефа, столкнулась с сексизмом — подчиненные отказывались воспринимать всерьез женщину в «мужской» профессии.
«Женщину на более или менее высокой позиции в ресторанной сфере воспринимают не как профессионала, а скорее как обезьяну с гранатой. Почему-то принято считать, что женщины гораздо более эмоционально нестабильны, чем мужчины на той же должности. Вишенкой на торте стали приставания моего начальника, который активно склонял меня к сексуальной близости. Я написала заявление об уходе. Пока мы работали вместе, он представлял меня шеф-поварам из других ресторанов, поэтому первым делом после увольнения я обратилась к ним. У меня было отличное резюме, большой опыт работы, но меня никуда не брали.
Позже знакомый из нашей сферы сказал мне по секрету, что бывший начальник дал мне очень плохую характеристику и распространял обо мне слухи. Говорил, что я профессионально некомпетентна, не умею общаться с персоналом и даже страдаю от психического расстройства, поэтому меня нельзя брать на работу. То есть я оказалась в своего рода черном списке. Не знаю, остались ли где-то мои данные, но явно что-то где-то было, потому что я долго не могла найти работу».
Повару Григорию Маливану повезло больше. Он сам уволился из ресторана одним днем, за что ему пригрозили «серьезными санкциями». Вероятно, имелось в виду внесение в черные списки с последующими проблемами при устройстве на работу.
«Слава богу, нового работодателя все же больше интересовали мои навыки и достижения, а не все эти драмы. Но вообще мир общепита очень тесен, и повара друг друга знают, и не только повара».
Алексей устроился барменом в ресторан в Москве. Спустя две недели работы с ним произошел неприятный инцидент — он поскользнулся на разлитом масле, упал и раскроил себе руку о металлический борт холодильника. Алексей возмутился, что в заведении не следят за чистотой и безопасностью сотрудников, а через два дня его вызвали к начальству и потребовали уволиться по собственному желанию.
«Пригрозили, что, если буду качать права, меня внесут в черные списки. Деньги за отработанные две недели мне, кстати, так и не выплатили. Я тогда не стал поднимать шум, потому что параллельно продвигал собственный проект в HoReCa и заботился о своей репутации».
Коллегу Анжелики, несколько лет проработавшей в одном из баров Москвы, уволили и добавили в черный список после того, как он включил запрещенный в России трек. По неудачному стечению обстоятельств именно в этот момент в бар пришла проверка: «Обычно в черный список заносят из-за драк, политических высказываний, пьянку, если человек делает это на постоянной основе».
Ресторанные холдинги действительно ведут черные списки сотрудников, подтверждает в разговоре со мной региональный управляющий сети вьетнамских стритфудов Дмитрий, попросивший не называть его фамилию: «Выглядят такие базы как гугл-таблицы, доступ к которым имеет топ-менеджмент сети. В таблице указываются ФИО, точка, на которой работал сотрудник, причина внесения и инициатор. Кроме того, эйчары крупных сетей по старинке звонят на предыдущие места работы соискателя и наводят о нем справки. В большей степени это касается кандидатов на высокие должности, по линейному персоналу такие проверки проводят редко».
Основные причины попадания сотрудников в стоп-листы — их действия, нанесшие материальный или имиджевый урон ресторану. За 10 лет работы управляющим Дмитрий инициировал внесение человека в блек-лист всего один раз: «В ответ на мое замечание сотрудник в присутствии 120 гостей обложил матом меня, коллег и компанию, швырнул поднос, пролетевший половину зала, и удалился в закат».
Но и случаи увольнения из-за конфликта с начальником тоже бывают. Например, когда работник не выполняет должностные инструкции и не реагирует на слова руководства. «Все потому, что работа в общепите — это четкая система, отклонения в которой неизбежно ведут к деструктиву, — считает Дмитрий. — Если официант регулярно не делает чек-бэк или забывает вынести приборы до подачи блюд, конфликт с руководством неизбежен. Но за такое точно не внесут в стоп-лист».
По мнению Дмитрия, мера с черными списками полностью оправдана: «Сейчас на всех сервисах, размещающих вакансии, есть возможность оставить отзыв о работодателе, а вот написать отзыв о сотруднике нельзя. Это игра в одни ворота. Отсюда и потребность организаций создавать закрытые блек-листы».
В основном в черные списки попадают за грубые нарушения: мошенничество, воровство, употребление алкоголя на рабочем месте, грубость по отношению к руководству, коллегам или гостям, говорит директор по персоналу Hurma Group Светлана Купрейчик. По ее словам, не существует единой общедоступной базы данных, которая бы объединяла информацию обо всех сотрудниках ресторанной индустрии, попавших в блек-листы, что не мешает каждой компании вести собственные реестры. Кроме того, в профессиональных сообществах происходит постоянный обмен информацией о сотрудниках, но такие данные в целом носят рекомендательный характер и на них нельзя ориентироваться. «Потому что иногда сотрудник может попасть в черный список из-за личных конфликтов или недобросовестных действий руководства. Такие ситуации и правда случаются».
При приеме на работу больше всех проверяют кандидатов на средние и высокие позиции. «Черные списки существуют, но скорее на словах, между коллегами. Мы всегда тщательно проверяем, где и как работал соискатель. Важно разбираться в каждой конкретной ситуации, потому что недобросовестными бывают и работодатели», — утверждает владелец ресторанов Fresco и Fresco Asia Хайям Аминов.
В блек-листы иногда действительно попадают люди, которые не сработались с начальством, говорит гастромаркетолог Игорь Голубков: «У нас не умеют прощаться с персоналом». По его словам, обмен информацией о не угодивших работодателю сотрудниках происходит в основном в чатах.
Один из таких чатов легко можно найти в телеграме. В группе «Черный список общепита» более 10 тыс. участников. Вступить в нее можно по приглашению администратора. В чат хаотично накидывают информацию о недобросовестных работниках и работодателях. Часто к сообщению прикрепляют фото, указывают ФИО и номер телефона человека, информацию о местах работы, его профессиональных и человеческих качествах. В основном это люди, уличенные в воровстве, пьянстве и наркоупотреблении, но также есть те, кто систематически опаздывал, нарушал дисциплину, плохо поддавался обучению или уходил со смены раньше времени. Авторы сообщений рекомендуют коллегам по чату не связываться с этими людьми.
Желающих свести счеты с бывшим сотрудником работодателей очень легко вычислить, если обратить внимание на тон сообщения, утверждает Станислав Зайцев, прошедший за 20 лет путь от официанта до ресторанного управляющего. В их отзывах обычно мало конкретики и много эмоций. Работникам не помешало бы самим вступать в такие группы, чтобы вовремя реагировать и опровергать клевету, считает он.
Но есть и такие черные списки, доступ к которым закрыт всем, кроме управляющих ресторанов. Как правило, в них обсуждают рабочие вопросы, попутно делясь информацией о недобросовестных подчиненных. Есть черные списки менеджеров, шеф-поваров, су-шефов, администраторов. «В этой сфере все всех знают, поэтому если кто-то кого-то разозлил, информацию о нем передадут обязательно, — говорит владелец сети ресторанов “Китайский квартал” и Junk Food and Bar Станислав Лисиченко. — Когда человек приходит устраиваться на работу, его пробивают по всем чатам, по сарафанному радио, в ход идут все средства. Если соискатель так или иначе запятнал свою репутацию в Москве, то устраиваться на работу бесполезно и в других городах тоже. Можно сразу уходить в клининг или на завод».
О том, что существование черных списков является нарушением закона о персональных данных, знает и ребенок. Но не все знают, что не принятый на работу соискатель имеет право запросить у работодателя официальный письменный отказ с указанием причины такого решения.
«Наличие данных о соискателе в черных списках, естественно, не является основанием для отказа в приеме на работу, — говорит юрист по трудовому праву Дмитрий Кофанов. — Формально человек имеет право потребовать у работодателя назвать причину. Вряд ли, конечно, тот напишет: “Мы не взяли вас, потому что прочитали о вас в чате”. Найдут другое обоснование. Но попробовать можно».
https://moskvichmag.ru/restorany-i-bary/rab...chernye-spiski/Размещено через приложение ЯПлакалъ