20


Вы знали, что кабина пилотов практически любого современного гражданского лайнера содержит не только радиосистемы, навороченные дисплеи и органы управления, но и пару увесистых аварийных топоров?
По жестким нормам ICAO они должны быть в каждом лайнере: топорами можно прорубить новую дверь, если заклинит старую, отбиться от проникшего в кокпит террориста и... покрошить те самые дисплеи при угрозе захвата самолета. С разбитой авионикой Boeing или Airbus уже не смогут взлететь, даже если угонщик этого очень сильно захочет.
Впрочем, попасть в кокпит злоумышленнику будет не так просто. В Boeing 787, например, стоит механизм экстренной декомпрессии: если угонщик попытается взломать дверь, пилоты могут активировать аварийный сброс давления. За 10 секунд в тамбуре падает уровень кислорода, и непрошеный гость просто отключается от гипоксии. Кстати, эта же система автоматически срабатывает при взрыве бомбы в салоне — чтобы тормознуть ударную волну.
Но самое удивительное — микрофоны в креслах. В Boeing 777 они встроены в развлекательные системы (IFE) под видом голосового управления. Авиакомпании уверяют, что запись не ведётся, но в 2019-м хакеры нашли скрытый аудиопоток в протоколах связи и доказали: пассажиров прослушивают. Теоретически, если залезть в бортовую сеть через USB в кресле — можно послушать, как вы обсуждаете ножки стюардессы или жалуетесь на холодную котлету в ланч-боксе.
Еще один артефакт, о котором авиаперевозчики предпочитают не распространяться, это шприц с седативным препаратом в аптечке у пилотов. Его хранят на случай острого психоза в полёте. В истории авиации было 23 случая, когда КВС терял адекватность на эшелоне. В таких ситуациях второй пилот обязан по инструкции быстро вколоть ему дозу галоперидола или диазепама. Успокоить, так сказать
Размещено через приложение ЯПлакалъ