22


Екатеринбургская сеть магазинов одежды и обуви Profmax окончательно ушла с Южного Урала. Два последних магазина в Челябинске прекратили работу в конце прошлой недели. Месяцем ранее был ликвидирован филиал в Магнитогорске. Разбираемся, в чем причина закрытия магазинов и как ситуацию оценили эксперты.
Двери закрыты, телефон молчит
Челябинцы обнаружили еще одну пропажу: в конце апреля внезапно закрылись отделы сети одежды и обуви Profmax. Они располагались в торговых комплексах «Кольцо» и «Башня» и занимали довольно большие площади. В марте закрылся магазин в Магнитогорске, он размещался в ТРК «Семейный парк».
На сайте сети перестали отражаться товары. С 15 апреля оформление интернет-заказов приостановили.
В торговых комплексах уже сняли вывески, из залов вывезли оборудование. По телефону службы клиентской поддержки никто не отвечает. На онлайн-картах отражается только магазин в «Башне», точка в «Кольце» уже исчезла из справочников.
Редакция 74.RU направила запрос в Profmax с просьбой прокомментировать, каковы причины закрытия магазинов. Представители сети ознакомились с запросом, но оставили его без ответа.
В Челябинской области магазины Profmax работали как минимум лет 15. Сеть пришла на Южный Урал сначала под другим именем — «СпортМакси». В Челябинске первые точки открылись на ул. Цвиллинга, 36, и в ТК «Башня», потом филиалы сети появились в ТК «Фокус» и «Кольцо». Также магазины работали в Озерске и Магнитогорске.
«Закрываем абсолютно все»
Между тем стало известно, что практически одновременно Profmax закрыл точки и в других городах — Тюмени и Екатеринбурге.
«Мы закрываем абсолютно все офлайн-магазины и остаемся только на ВБ», — кратко ответили на вопрос подписчика представители ретейлера в соцсетях.
Сеть магазинов одежды и обуви Profmax основана в Екатеринбурге (сейчас в юридическом адресе указана Москва). Ее владелец Андрей Суходоев занялся торговлей в 1995 году. Первый магазин заработал в 2003 году под брендом «СпортМакси». В 2013 году компания провела ребрендинг, сменив название на Profmax и расширив ассортимент. Сам бренд зарегистрирован еще раньше — в 2008 году. С тех пор в сети реализуется мужская, женская одежда, обувь и аксессуары в стиле casual, коллекции с принтами URAL. Торговые точки оформлены на ИП Суходоев, информация о выручке и прибыли не публикуется в открытом доступе.
«Изначально наша торговая сеть позиционировала себя как сеть магазинов для спорта и активного отдыха. Теперь она предлагает полный ассортимент одежды для жизни и отдыха. Это не только спорт, но и уже ставший любимым всеми стиль casual», — ранее объяснял причины ребрендинга основатель сети Андрей Суходоев.
В год ребрендинга в сети насчитывалось 25 магазинов в Свердловской, Челябинской и Тюменской областях. Позже добавились филиалы в ХМАО и Курганской области. По данным на август 2024 года, под брендом Profmax действовало 38 магазинов.
Во второй половине прошлого года компания еще вела набор персонала, а распродажи устраивала только по праздникам. Поэтому для многих покупателей закрытие магазинов стало внезапным.
Пока материал готовился к печати, ретейлер сделал официальное заявление.
«Уважаемые покупатели! Торговая сеть Profmax прекращает свою деятельность в мае 2025 года. Спасибо, что были с нами!» — указано в сообщении на официальном сайте сети.
Из почти четырех десятков магазинов пока работают три в Екатеринбурге и один в Каменск-Уральском. В последние дни работы там действует скидка 70% на всё. По данным ретейлера, теперь продукция Profmax будет продаваться на маркетплейсе Wildberries.
«Покупатели стали осторожнее в расходах»
Представители fashion-ретейлеров (продавцы одежды и обуви) указали на общий рост издержек, снижение рентабельности классической розницы и засилье контрафакта, который бьет по продажам.
«В прошлом году еще не было предпосылок для сокращения магазинов. Мы ждали, думали как-то выровняется ситуация. Вот только сейчас начали закрывать, — рассказала владелец отдела STOLNIK в ТРК „Радуга“ Диана Чеканина. — Сложно справиться с конкуренцией, когда по всему городу торгуют контрафактным товаром без маркировки. Многие сетки терпят убытки из-за того, что продажи падают. При этом издержки никто не отменял: аренда и коммунальные платежи растут, зарплаты сотрудникам надо повышать, налоговая нагрузка не уменьшается. Думаю, во многом это стало причиной закрытия сети Profmax».
Российские потребители приобретают в сетевых магазинах только 30% одежды и обуви, подсчитали специалисты «СберАналитики». Всё остальное среднестатистические граждане закупают на маркетплейсах и в несетевой рознице. Доля офлайн-покупок снижается у всех fasion-ретейлеров: у большинства упала в два раза за последние два года.
«Резкое сокращение продаж в офлайне связано с тем, что там одежда обходится покупателям дороже. Средний чек в магазинах почти вдвое выше, чем в онлайне. А покупатели чувствительны к цене: наибольшая часть россиян тратит на одежду 20–35 тысяч рублей в год», — цитирует «КоммерсантЪ» руководителя направления качественных и количественных исследований «СберАналитики» Валерию Ергуневу.
Сокращение количества магазинов сетей Profmax, STOLNIK, Zenden и «Глория Джинс» связано прежде всего с изменением конкурентной среды на fashion-рынке, отметили эксперты.
«В 2022–2023 годах российские бренды активно занимали освободившиеся ниши после ухода иностранных компаний. Однако с конца 2024-го начался постепенный процесс возвращения международных игроков. Как в формате прямого выхода, так и через лицензирование, франчайзинг или работу под новыми именами. Возвращение крупных иностранных брендов усилило конкуренцию, особенно в среднем и средне-низком ценовых сегментах, где традиционно работают такие сети, как Profmax или STOLNIK, — указал независимый пиар-консультант Денис Голдман. — Иностранные бренды предлагают покупателям привычные стандарты качества, узнаваемый ассортимент и сильный маркетинг, что делает борьбу за покупателя более острой. В результате сети, которые ранее могли успешно развиваться на фоне ограниченного выбора, сегодня сталкиваются с давлением как по трафику, так и по рентабельности».
Кроме того, по словам экспертов в сфере ретейла, на рынке ощущается давление со стороны изменившегося потребительского поведения.
«Покупатели стали осторожнее в расходах, внимательнее относятся к соотношению цены и качества. Это также снижает эффективность работы розничных сетей, ориентированных на массовый спрос», — оценил Денис Голдман.
Таким образом, происходящее — это естественная реакция рынка на возвращение прежних игроков и на повышение требований со стороны покупателей, заключил эксперт.
https://74.ru/text/business/2025/05/03/75400817/Размещено через приложение ЯПлакалъ