Эволюция управления всегда идет по пути автоматизации и упрощения управления.
- Вспомните всем известный "кривой стартер"
Раньше только им и заводили. То есть не было электростартеров, а была только кривая палка.
Потом появились электростартеры. Но храповик для "кривого стартера" и дырка в бампере или под бампером для того чтобы его вставить имелись. И его с собой возили. Потому что нет-нет, да и откажет авто. Или зимой частенько нужен был.
Потом появились синтетические масла, более надежные аккумуляторы и надобность в кривом стартере отпала.
Сколько водителей сейчас возит эту палку? Сколько современных авто оснащены возможностью её использовать?
- Или например ручка "подсоса" карбюратора, когда на холодном двигателе перед запуском частично прикрывалась воздушная заслонка, иначе двигатель было не запустить. А потом по мере прогрева, эту ручку постепенно утапливали.
Кто сейчас вытягивает подсос перед запуском?
- Аналоговый датчик давления масла. Кто помнит, какое должно быть давление на холодном и прогретом двигателе? Теперь вместо него лампочка.
- "Мясорубки" - ручки ручного опускания и поднятия стёкол. Практически ушли в прошлое.
- На Москвиче-402 вентилятор охлажления был механически прикручен к двигателю и никак не регулировался, а перед радиатором охлаждения двигателем были металлические жалюзи, от которых ручка шла к водителю. Зимой жалюзи надо было закрывать и ездить, следя за температурой охлаждающей жидкости. Если температура приближалась к максимальной (нагрудеженный режим, движение в гору, стояние в пробке) - жалюзи надо было открывать и регулировать. Если же температура воды начинала падать, то жалюзи надо было прикрывать.
Потом придумали электровентилятор охлаждения с датчиком температуры, а жалюзи с ручкой выбросили. Сколько современных водителей регулирует воздушный поток через радиатор при помощи ручного управления жалюзями?
На данный момент это ненужный функционал и ненужное механическое управление человеком некоторыми механическими процессами.
То же самое и с коробкой передач. Водитель должен реализовывать желание ехать с нужной скоростью и ускорением (педаль газа) и направлением (руль). Переставлять вручную некоторые внутренние механизмы, - это ненужный для управления функционал.
И если раньше уровня технологий не было достаточно и водители делали это вынуждено, переставляя шестерки и разводя диски сцепления, или следя за температурными параметрами двигателя или его работой на слух, двигали какими-то заслонками в воздушно-топливном канале, то по мере развития технологий и надёжности, этот функционал водителя уходит.
Очень показательны видео погонь полицейских в США, снятых из салона этого авто. Сумасшедшая динамика, разгоны и торможения, водитель управляет, говорит по рации, и даже стреляет через стекло. При этом у него нет потребности отвлекаться, чтобы передергивать какую-то палку или испытывать полусекундные провалы в разгоне на момент выжимания сцепления и преставления передач. А ведь в это время водитель на стрессе, можно и не ту передачу воткнуть. Или заглохнуть, в резком торможении, когда рулем "подсекаешь" корму нарушителя в повороте на торможении, и при этом ты втыкаешь "не ту" пониженную передачу, и авто "не едет" или вообще глохнет.
Нет, водитель только управляет, стреляет, говорит по рации. Все остальное за него делает коробка-автомат.
Постепенно косвенные, не связанные с самим управлением процессы автоматизируются.
Ушли в прошлое кривой стартер и ручка подсоса (обогащения воздушной смеси). Туда же отправился аналоговый датчик давления масла, ручка. От него осталась только лампочка. В историю отправились жалющзи радиатора и ручное управления ими.
Они канули в историю. .
На этом же пути (в его начале или середине) сейчас находится управление климатом (появился автоматический климат-контроль) , коррекция светового пучка, автоматические датчики дождя для "дворников", датчики контроля давления шин. Появились наработки по автоматической подаче сигнала поворота. И т. д.
Это сообщение отредактировал tserg - 1.07.2025 - 05:24