Музыка и музыканты: русский рок 40 лет назад

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (10) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
zeppelman
25.03.2022 - 12:48
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
235
Предыдущая тема ТУТ

23 фото/видео

В 1982 году на советской музыкальной сцене началась настоящая война: в ответ на растущую популярность рок-составов Союз композиторов СССР ввел так называемую «процентовку», т.е. обязал официальные рок-команды включать в свой репертуар песни «записных» композиторов.

Причины этой войны были чисто экономические. Дело в том, что основной доход члены Союза композиторов получали в виде отчислений из Всесоюзного агентства по авторским правам (ВААП), которые складывались из гонораров за исполнение произведений по радио и телевидению, на концертах и в ресторанах. Каждый солист и каждый ансамбль после концерта заполняли обязательную рапортичку, в которой указывались названия и авторы исполнявшихся номеров, и с каждого исполнения авторы получали свои законные «две копейки».

Но шло время, и популярность обретали новые песни и новые авторы. В этом нет ничего удивительного, ведь круговорот хитов в природе всегда был основой существования любой сцены.



Если на сцене появляются новые хиты и новые герои, значит, она живет, если нет - то она умерла. В начале 80-х появились и новые песни, и новые ритмы, и новые герои. Кроме того, как всегда неожиданно, выросло новое поколение, у которого были свои кумиры.

Союз композиторов, почивавший на лаврах все годы застоя, элементарно проспал начало перемен, а как поется в известной песне: «опоздаешь – не догонишь». В итоге теле- и радиоэфир, хит-парады и концертные площадки захватили новые люди, которые исполняли новые песни. Это означало, что доходы некоторой части членов Союза композиторов резко упали. Это и послужило поводом к войне.

Надавив на болевые идеологические точки, Союз композиторов смог вернуть «прежний порядок» на радио и телевидении: новых людей туда пускать почти перестали. Но рестораны и концертные организации оказались более серьезным противником. Будучи вполне коммерческими организациями, они не могли и не хотели отказаться от того, чтобы новые популярные артисты исполняли со сцены новые модные песни, так как это повлекло бы за собой снижение посещаемости и, как следствие, - уменьшение получаемой прибыли. Вот тогда то Союз композиторов и придумал «процентовку», т.е. обязал официальных исполнителей включать в репертуар не более трети собственных произведений, все остальные песни должны принадлежать перу и таланту официальных членов Союза композиторов СССР. Получалось так, что на сцену выходили вроде бы те же самые певцы и ансамбли, что являлись кумирами нового поколения, но исполняли они теперь совсем другие песни.

Пытаясь найти выход из этой непростой ситуации, музыканты, сочинявшие собственные песни, были вынуждены идти на разные хитрости. Например, «Машина Времени» снялась в фильме «Душа», после чего прозвучавшие там песни Макаревича получили как бы официальный статус.
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 12:48
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
Тем не менее, тучи все явственнее сгущались над «Машиной времени». Выступая по всему Советскому Союзу, группа не дала ни одного концерта в Москве, поскольку идеологический отдел Московского горкома партии категорически не желал видеть ансамбль в столице. Связано это было с тем, что еще в конце 70-х годов Политбюро ЦК КПСС разделилось на два лагеря: на «западников» и «почвенников». Наверху не хуже, чем внизу, понимали, что корабль государства терпит бедствие и нужно предпринимать какие-то действия, чтобы не потонуть. Поэтому властям уже в том десятилетии пришлось решать «дилемму капитана», названную так как раз по известной песне «Машины времени». Суть дилеммы в том, что во время шторма на терпящем бедствие корабле перед капитаном существуют лишь два пути: первый - бросить корабль и спасать команду, пересадив ее в шлюпки; второй - до последнего пытаться сохранить корабль, даже жертвуя частью команды. Когда в полосу штормов попала целая страна, то и во властных структурах нашлись люди, готовые спустить шлюпки и отправиться за помощью к чужим берегам.

Но, разумеется, в компартии тогда существовали ортодоксы, для которых путь на Запад был невозможен. И для этих людей «Машина времени» казалась главным проводником «вражеских» воззрений на будущее страны, ведь песни ансамбля полностью отвечали «шлюпочной» концепции.

Действительно, главной темой песен «Машины времени» был отъезд из отчего дома. Этому решительному шагу посвящена львиная доля хитов группы: «Люди в лодках», «Хрустальный город», «Наш дом», «Полный штиль», «Необычайно грустная песня», «Будет день» и другие. Песни Макаревича действительно заполнены лодками и кораблями, он не видит иного пути достигнуть счастья, кроме как море переплыть. Но он-то пел о своей душе, и скорее всего даже не представлял, что его творчество может интерпретироваться как-то совершенно иначе.


Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 12:48
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 12:49
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
Поскольку штаб-квартирой партийных ортодоксов как раз и был идеологический отдел Московского горкома КПСС, то «Машине времени» долгое время не удавалось выступать в столице.

11 апреля в «Комсомольской правде» появилась желчная статья некоего Н.Кривомазова «Рагу из "Синей птицы"», достаточно полно выражавшая точку зрения «почвенников». Впрочем, в чем-то они были даже правы, например, когда говорили про то, как «вполне обеспеченные артисты... начинают брюзжать и ныть по поводу ими же придуманной жизни».

Однако реакция на эту статью оказалась диаметрально противоположной, нежели ожидали ее авторы и заказчики. Редакция «Комсомольской правды» оказалась завалена письмами читателей в поддержку Андрея Макаревича со-товарищи.

«Я видел в редакции мешки писем под общим девизом «Руки прочь от „Машины“», - писал А. Макаревич в книге «Все очень просто». - Время от времени мешки сжигали, но приходили новые. Писали студенты и солдаты, школьники и колхозники, рабочие и отдельные интеллигенты. Коллективные письма дополнялись рулонами подписей. Я не ожидал такого отпора. В газете, по-моему, тоже. Поэтому они тут же разулыбались и свели все к такой общей беззубой полемике: дело, дескать, молодое, и мнения тут могут быть, в общем, разные…»


Музыка и музыканты: русский рок 40 лет назад
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 12:49
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
Эта статья совпала с новым разладом в группе, когда «Машину» покинули Петр Подгородецкий, Ованес Мелик-Пашаев и Игорь Кленов. На смену ушедшим в ансамбль пришли клавишник Александр Зайцев (экс-«Волшебные Сумерки») и скрипач Сергей Рыженко (экс-«Последний Шанс», «Футбол»). Рыженко проработал в группе чуть больше полутора лет и ушел, а состав Макаревич – Кутиков – Зайцев – Ефремов стабилизировался на долгие годы. Тогда же Макаревич написал песни «Ночь», «Паузы», «Я с детства склонен к перемене мест», «Я сюда еще вернусь», а Александр Кутиков принес новый хит «Старый рок-н-ролл».


Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 12:50
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 12:50
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
Но уж если накатывали проблемы, то они просто так не кончались: в США какая-то неизвестная фирма «Kismet Records» выпустила пиратский «лонгплей» «Охотники за удачей», представлявший собой компиляцию студийных записей группы с 1975 по 1980 годы. Андрей Макаревич вспоминал, что в Росконцерт приехал полковник КГБ, который курировал эту организацию, и они долго разговаривали, как говорится, «о многом и разном».
Всю свою иронию по отношению к окружающей реальности Андрей Макаревич выплеснул в песню «Посвящение корове»:
«Кто бы мне сказал в письме или словом
Отчего печаль присуща коровам
Отчего лежит она в поле не скачет
Отчего мычит она, будто плачет?
А с чего корове той веселиться
И удой плохой, и надо телиться,
Если кормят их, бедняг, только сеном
А ежели что не так - по спине поленом.
И поля зовут, но бежать не стоило
Все равно найдут - за рога и в стойло
Ежели с детских лет коровьи души
Лечит старый дед кнутом пастушьим...»

Впрочем, возможно, именно тот американский релиз сыграл существенную роль в том, что вскоре на «Мелодии» вышла гибкая пластинка с песнями, прозвучавшими в кинофильме «Душа»: «За тех, кто в море» (А. Кутиков, А. Макаревич - А. Макаревич) и «Путь» (музыка и слова А. Макаревича).


Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 12:50
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 12:51
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
Летом 1982 года на студии Андрея Тропилло «Аквариум» записал один из лучших своих альбомов - «Табу». В альбом вошли песни, которые Гребенщиков сочинил в конце 1981 года. Они уже исполнялись в электрической программе, с которой «Аквариум» выступал на подпольных концертах в Москве (запись этого концерта издана теперь под названием «Арокс и Штер») и Ленинграде, поэтому к началу записи альбома каждая композиция уже была опробована в живом исполнении: «Сегодня ночью», «Кусок жизни», «Береги свой хой», «Пепел», «Игра наверняка», «Аристократ» и др.
«Табу» буквально сразил всех своим напором и энергией. Тексты у Гребенщикова в этот раз получились особенно ироничными и провокативными, а многие музыкальные композиции были основаны на «конфронтации» фортепиано и гитары, оттого у альбома был мощнейший посыл — и музыкальный, и социальный.
Участники записи вспоминали, что апогеем работы над альбомом стало столкновение хард-роковой идеологии Ляпина с авангардистскими взглядами Курехина.


Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 12:51
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 12:51
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
«Курехин хмурился на «слишком прямо роковую» гитару Ляпина, - рассказывал Борис Гребенщиков в «Кратком отчете о 16-ти годах звукозаписи», - думаю, что Ляпин с удовольствием играл бы больше, громче и с меньшим количеством фортепианного колочения; мне же (как известному коту Леопольду) хотелось, чтобы все жили дружно, и еще - чтобы альбом получился фантастически хорошим... Но, когда это странное сочетание срабатывало (а надо сказать, что оба они, на самом деле, с большим уважением относились к музыкальным способностям друг друга) - оно срабатывало на 100%».
Тем не менее, к концу сессии Гребенщиков был доведён до сильнейшего психологического перенапряжения, в результате чего на балконе студии им была написана композиция «Рок-н-ролл мёртв».
В записи альбома «Табу» приняли участие: Борис Гребенщиков (вокал, гитара), Сергей Курёхин (клавиши), Александр Ляпин (соло-гитара), Владимир Грищенко (бас), Петр Трощенков (барабаны), Всеволод Гаккель (виолончель, бас), Игорь Бутман (саксофон), Михаил Васильев-Файнштейн (перкуссия), Андрей Романов (флейта).


Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 12:52
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 12:52
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
На студии Игоря Гудкова, студии театрального института, Майк Науменко записал новый альбом «LV». Пожалуй, это один из самых трепетных, самых мистических (недаром его второе называние – «Левитация») альбомов русского рока.
Это был уже второй сольный альбом Майка. «LV» изначаьно задумывался как полуакустический, все песни написаны в разных стилях: рэгги, панк, блюз, есть даже отсылки к бардовской песне. Хотя группа "Зоопарк" к моменту создания альбома уже существовала, но основную работу по записи проделал сам Майк. Первый полноценный альбом, в записи которого приняли непосредственное участие все музыканты группы, вышел лишь в 1983 году и назывался «Уездный город N».

Впрочем, Илья Куликов и Александр Храбунов, которые в то время уже являлись участниками группы, приняли некоторое участие в записи альбома. Старинный друг Майка Борис Гребенщиков придумал соло к песне «6 утра».


Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 12:53
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 12:53
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
Все творчество Майка - это история его короткой любви. Он и Она встретились в феврале, в «Сайгоне», ее глаза сказали «Да!», поймав его жадный взгляд, и они поехали на «флэт», обгоняя «Жигули». С тех пор они не могли обойтись друг без друга ни дня, ни ночи:

«Я не знал, куда я шел, но я шел за тобой,

И ветер почему-то всегда дул мне прямо в грудь...» («Золотые львы»)

Так прошел почти год, но пришел декабрь, и Она ушла. С этого момента и начинается творчество Майка, и все оно - переживание случившейся в том декабре трагедии и надежда на новую встречу с Той, которая однажды сказала «Нет, никогда!», а он услышал: «Да, навсегда». И потому летом, в разгар чувственных белых ночей Майк просит: «Мне нужен февраль, мне нужна Она...»

Даже исполняя пародийные песни – «Лето. Песня для Цоя», «Растафара, Натти Дрэда», «Я не знаю, зачем. Песня для Свина», - Майк тем не менее все время мысленно возвращается к Ней. И, по всей видимости, он даже встречает ее иногда в разных местах:

«Вчера ты спросила, как мои дела,

И я не знал, что ответить тебе.

И я подлил тебе вина.

Но почему-то забыл подлить его себе...»


Возможно, Она пристально следила за творчеством своего бывшего возлюбленного. Рассказывают, что давным-давно, в глубине веков была отработана методика создания рефлексии у молодых, подающих надежды авторов. Основу этой техники составляет «психический шок», возникающий при разлуке с любимой женщиной под давлением обстоятельств. Если быть кратким, но метафоричным, то суть данной техники в том, чтобы человек познал Рай, а потом лишить его Рая (с чего и начинается вся история людей на Земле). Этот шок от разлуки с любимой женщиной используется для формирования рефлексии, способной раскрыть перед человеком причинно-следственные связи повседневности. Подобная техника была широко распространена в религиозной практике: в католицизме и православии, в некоторых мусульманских сектах. Конечно, хранительницами этой техники должны быть именно женщины, ведь на них ложится вся тяжесть проведения «мероприятия».
Эти испытания - их обычно называют инициацией - весьма тяжелы и не все выдерживают их, некоторые кончают прыжком из окна или взрезыванием вен. Но тут уж ничего не поделаешь - идет естественный отбор. Зато те, кто смог пройти инициацию, становятся Настоящими Авторами и Творцами. Вот и Майк пел одни лишь рок-н-ролльные стандарты, пока не пришел декабрь, и Она не покинула его. Не жалея себя, Она провела Майка через испытания, чтобы дать обществу еще одного Творца.


Музыка и музыканты: русский рок 40 лет назад
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 12:54
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
«Пикник» на студии Андрея Тропилло записал свой первый альбом «Дым», в котором впервые раскрылся уникальный талант Эдмунда Шклярского как композитора и стилиста. Переоценка ценностей, которая произошла в группе во время записи альбома, повлекла за собой окончательный уход из «Пикника» всех старых участников ансамбля. «Первый альбом «Дым» мы писали напополам - чтобы не обидно было: четыре песни Добычин пел, четыре - я, - рассказывал Эдмунд Шклярский. - А потом... надо было выбирать».


Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 12:54
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 12:55
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
В августе в Питере родилась группа «Август» – пионеры хэви-металлического направления в городе на Неве. В первоначальный состав вошли Олег Гусев (клавиши, экс-«Апрель»), Геннадий Ширшаков (гитара), Александр Титов (бас, экс-«Земляне»), Евгений Губерман (экс-«Аквариум») и Рафик Кашапов (вокал). В конце года к «Августу» присоединился талантливый певец Андрей Степанов, ранее работавший в ансамблях «Поющие Сердца» и «Веселые Ребята».


Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 12:55
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 12:55
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
В 1982 году группа «Жар-Птица» записала второй альбом, названый «Зной». Технический уровень записи был подтянут под общий уровень того времени. Опять было сделано оформление, причем еще более интересное, нежели на первом альбоме. В конце пленки Сергей Попов наговорил свой адрес и начал высылать пленку по адресам. Он даже не представлял, какие последствия из-за этого ждут его группу!

Сергей Попов вспоминает: «После того, как я указал в конце альбома обратный адрес, письма стали приходить из самых невероятных мест, от моряков, из Японии откуда-то... Писали со всего Советского Союза и даже из-за границы. Мы стали получать письма сначала два-три в неделю, потом - два-три в день, рекордом, по-моему, стало 24 письма в один день. В итоге это были тысячи писем.

Стены в студии были от пола до потолка обклеены письмами и конвертами. В основном нас просили прислать записи. И я эти записи высылал наложенным платежом, а часто - бесплатно или за минимальную цену, если эти записи просили прислать в интернат или в Афганистан, если писал инвалид или нам писали из зоны. Наши поклонники присылали нам свои фотографии, подарки, приглашения на свадьбу. Один из них прислал нам какой-то редкий камень, и я с трудом дотащил посылку до дома.

Другой прислал цветок эдельвейса. На эти письма мы отвечали по очереди, и пусть это было хлопотно, тем не менее, мы любили наших поклонников, а они любили нас. И в какой-то момент я понял, что без помощи радио, телевидения и фирмы «Мелодия», куда нам вход был явно заказан, мы имеем миллионы поклонников по всему Советскому Союзу. Это было очень приятно...


Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 12:56
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 12:56
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
…У нашей популярности были и любопытные последствия. Мы принимали участие в конкурсе «Золотой Камертон», который проводили газета «Комсомольская правда» и фирма «Мелодия», и, пройдя все три тура и уже будучи в финале, мы ничего не получили, так как жюри сочло, что мы и так достаточно известны, и отдало лауреатство Юрию Шевчуку и Кате Семеновой. Зато одна провинциальная газета напечатала со мной большое интервью, что для подпольной рок-группы было большой редкостью…».

Музыка и музыканты: русский рок 40 лет назад
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 12:57
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
Уфимская группа «ДДТ» тоже приняла участие в конкурсе «Золотой камертон» и стала его лауреатом.
Под запись фонограммы для этого конкурса ансамблю удалось на челябинском телевидении записать целый альбом, который получил название «Свинья на радуге» (существуют еще несколько вариантов названия этого альбома – «ДДТ-2» и «Дуст»).

По стилю это был «жесткий рок»: «Не хард, не рок-н-ролл, а такой стиль, где активная гитара, активный рояль, четкий ритм - убойный, что называется», - комментировал запись клавишник и аранжировщик группы Владимир Сигачев. Живые, остроумные, хотя иногда наивные тексты Шевчука сделали эту запись предметом обожания отечественных меломанов. Но надо также отметить, что «Свинья на радуге» - это единственная запись классического уфимского состава «ДДТ».


Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 12:57
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 12:57
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
В августе Шевчук поехал на финал конкурса в Москву. Поскольку он участвовал там как солист, то отправился один, без ансамбля. В Москве Шевчук познакомился с музыкантами из череповецкой группы «Рок-сентябрь», у которых была проблема с вокалистом. Череповецкие ребята проявили максимум настойчивости, чтобы заполучить Шевчука в свои ряды, и в конце концов они добились своего: в декабре Шевчук и Сигачев влились в ряды «Рок-Сентября». Таким образом, уфимский состав «ДДТ» приказал долго жить...


Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 12:58
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 12:58
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
Именно в 1982 году начинается история музыкального творчества Егора Летова.

Игорь «Егор» Летов с самого детства слушал много хорошей музыки, которой его снабжал старший брат Сергей, и читал много умных книжек, то есть наполнял себя информацией. В 16 лет он решил собрать свою группу и начал писать тексты. Так летом 1982 года в Омске возникла группа «Посев» в составе: Андрей «Босс» Бабенко (гитара), Александр «Алекс» Иванов (гитара), Евгений «Дабл» Деев (бас), Игорь «Егор» Летов (ударные, вокал). «Это было самым эпатажным названием, которое можно было придумать в то время, - объяснял Егор. - Мы еще не слышали тогда панк-рока; такого понятия в нашей среде еще не было, но когда мы начали играть, то оказалось, что это и есть истинный «гаражный панк».

Рабочие записи, сделанные на репетициях, позже получили хождение как альбомы «Реггей-панк-рок-н-ролл», «Дождь в Казарме», «Сказки Старого Юнги» и «Музыка Любви».


Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 12:58
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 12:59
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
Осенью в Москве родилась группа «Легион» - одна из первых советских хэви-металлических команд: Олег Царев (бас), Алексей Булгаков (вокал), Александр Цветков (гитара), Сергей Комаров (барабаны).
В тот же год появился на свет и главный хит «Легиона» - лирическая песня «Листопад».
Алексей Булгаков рассказывает о том, что побудило его написать про листопад: «Осень – мое любимое время года. Летом - все зеленое, все - немножко монотонное, а ранняя осень - она и зеленая, и желтая, и красная. Осень мне нравится обилием красок. Песни у меня рождаются там, где свобода, где природа, где гуляет ветер.

Даже бывало так, что льет дождь, а я выйду на улицу, встану где-нибудь под деревом и просто стою и напеваю что-то - кайф! У меня есть такие укромные места, где я могу просто ходить: сто метров вперед, сто метров назад, - именно там у меня какие-то мелодии и рождаются. Я смотрю на небо, на деревья... а потом я иду домой, беру гитару и начинаю играть. Когда заканчивается зима, приходит апрель, а с ним - слякоть, то состояние противное. И в такое время у меня, как правило, никогда ничего толком не получается. У меня песни в основном рождаются осенью».


Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 12:59
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 13:00
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
Ованес Мелик-Пашаев, получивший известность в музыкальных кругах благодаря своему директорству в группе «Машина времени», захотел испытать себя в более серьезном деле, а посему решил собрать и раскрутить новый коллектив. Он сделал ставку на Алексея Романова, извечного друга-конкурента Андрея Макаревича. Ованес Мелик-Пашаев убедил руководство Марийской филармонии взять на работу группу «Воскресение», исполнив таким образом давнюю мечту Алексея Романова работать официально.

Но Константин Никольский отправился на гастроли с группой «Фестиваль», а Андрей Сапунов учился в Гнесинке и не мог полностью посвятить себя филармонической деятельности. Тогда Мелик-Пашаев собрал новый состав, в который вошли клавишник Петр Подгородецкий, покинувший «Машину времени», басист Игорь Кленов (до этого работавший в «Машине времени» звукорежиссером), гитарист Вадим Голутвин, игравший ранее в «Араксе», и барабанщик Владимир Воронин, перешедший из группы «Фантазия». Репертуар группы сложился из старых и новых песен Алексея Романова, которые были аранжированы по моде «новой волны».

Музыка и музыканты: русский рок 40 лет назад
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 13:00
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
Осенью ансамбль выехал на свои первые настоящие гастроли — в Ленинград. Для Романова это были вообще первые гастроли. Но в эти дни умер Л.И.Брежнев - и все концерты были отменены из-за траура.

На Новый год ансамбль отправился на гастроли в Ташкент, и это было сродни чуду, поскольку зимний праздник запомнился музыкантам вкусом дыни, арбуза и пловом... Концерты проходили во Дворце спорта, первое отделение работал Игорь Иванов, а второе — «Воскресение». В зале царило невероятное воодушевление.


Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 13:01
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 13:01
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
Летом 1982 года началась охота на «Аракс». В июне Министерство культуры РСФСР издало приказ за подписью председателя художественного совета А.И. Баева о расформировании группы. Приказ догнал «Аракс» 22 июня в Харькове, там были отменены концерты, а сам ансамбль срочно вылетел обратно в Москву.
Музыканты не собирались сдаваться и в октябре вышли на сцену под названием «Феникс», но их снова вычислили.

Тогда появилось новое название – «Ветер», а потом – «Глобус»... Но коллектив был уже разрушен настолько, что ушел Вадим Голутвин. Следом ансамбль покинул Анатолий Алешин и вместо него пел Николай Парфенюк, а Александр Миньков занял место ушедшего басиста Евгения Маргулиса. В конце концов Абрамов с Миньковым и Мардалейшвили подались к Стасу Намину, а Рудницкий оказался в «Аэробусе» Антонова. Группа прекратила свое существование.


Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 13:02
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 13:02
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
Поводом для расформирования «Аракса» послужило уголовное дело, возбужденное против организатора гастролей и участника ансамбля Валерия Андреева. В качестве его соучастников привлекались также В. Чагмавели и Т. Андреева, занимавшие административные должности. Прокуратура инкриминировала Андрееву хищение и обращение в свою пользу и в пользу других участников ансамбля более полутораста тысяч рублей из государственной казны. Обвинение исходило из того, что в соответствии с инструкциями Министерства культуры СССР артистам различных жанров устанавливаются категории, каждой из которых соответствует определенная концертная ставка. Например, за сольный концерт в одном отделении артист камерно-инструментального ансамбля высшей категории получал 26 рублей, а артист вокально-инструментального ансамбля низшей категории — всего 5 рублей 50 копеек.

Приказом по Московской областной филармонии ведущим артистам ансамбля «Аракс» была установлена поконцертная оплата 25 рублей 50 копеек за сольное выступление в одном отделении плюс аккомпанирование во втором. Однако такой приказ был издан дирекцией в обход существующих сложных правил о тарификации.

Отсутствие формального решения тарификационной комиссии дало повод следствию заключить, что оплата музыкантов «Аракса» должна была производиться по самой низкой категории, то есть по 5 рублей за отделение. Все, что было получено участниками группы сверх минимальных ставок, следствие посчитало наживой.

В ходе следствия Андреев был взят под стражу. Другие музыканты ансамбля тоже оказались в угрожающем положении. На принадлежащую им дорогостоящую аппаратуру был наложен арест.


Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 13:03
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 13:03
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
Много позже эксперт газеты «Комсомольская правда» Леонид Никитинский в статье «Соло для ударных с конфискацией» (11 октября 1987 года) попытался разобраться в сути обвинения: «Да, инструкция в очередной раз была попрана. И аплодировать тут, конечно, нечему. Но одного я не мог взять в толк, листая толстенный «кирпич» обвинительного заключения: а кто же потерпевший? Люди хотят слушать музыку, причем именно такую, какую они хотят слушать. И они за свои деньги это законное удовольствие получили. Десятки концертных организаций с помощью «Аракса» избежали финансового банкротства. По подсчетам экспертизы, за полтора года выручка от концертов ансамбля за вычетом расходов на его содержание составила 4 млн. 612 тыс. 775 рублей. Так кто же пострадал?..

А как объясняют свои действия по изданию незаконных приказов директора филармонии К.Т. Кравченко и Г.А. Ефимов? Выступая в суде свидетелями, они пояснили, что «Аракс» был для них подарком судьбы. Если до прихода рок-группы в 1980 году филармония из-за хронически пустующих залов сидела в безвылазных долгах, то популярный рок за короткое время буквально спас организацию от банкротства...

Об этом же говорили в зале суда и руководители других концертных организаций, рассыпавшиеся в благодарностях «Араксу», например, директор «Укрконцерта» А. В. Компаниец. «Аракс» вызывали как спасательную команду для залатывания финансовых дыр...»

Первое заседание Московского областного суда по делу ансамбля «Аракс» продолжалось пять месяцев. Опросив более полутораста свидетелей, суд отправил дело на доследование, освободив (под подписку о невыезде) Андреева из Бутырок, где он к тому времени провел без малого два

Музыка и музыканты: русский рок 40 лет назад
 
[^]
zeppelman
25.03.2022 - 13:04
Статус: Offline


Сделан в СССР

Регистрация: 12.01.14
Сообщений: 36377
Второе заседание Мособлсуда... уже в другом составе, продолжалось ровно год...

«К чему все это? – спрашивал в своей статье Л. Никитинский. - Люди делали свое дело и делали хорошо. Если кто музыку делом считать не привык, пусть примет в расчет аргумент весом в 4,6 миллиона. За что ж осудить Андреева к 10 годам лишения свободы, как требовала Т.А.Шульган в своей обвинительной речи?

Думается, тут еще сыграло свою роль укоренившееся неприязненное отношение «солидных людей» к року. Но судья С.М. Лебедева, не в пример тем, кто поддерживал обвинение, сумела подняться над этой субъективной точкой зрения...»

Справедливость восторжествовала и в конце концов Валерий Андреев , точнее - продюсер Валерий Гольденберг, взявший псевдоним Андреев по фамилии своей молодой жены, и музыканты группы «Аракс» были оправданы, но благодаря «бдительности» ОБХСС и прокуратуры страна потеряла талантливый ансамбль, который мог принести еще немало радости зрителям и дохода в казну. Не говоря уже о том, что В. Гольденбер-Андреев на два года был незаконно лишен свободы.

У меня всё,если будет интерес-будет продолжение.
©

Это сообщение отредактировал zeppelman - 25.03.2022 - 13:06

Музыка и музыканты: русский рок 40 лет назад
 
[^]
Separat
25.03.2022 - 13:07
25
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.11.08
Сообщений: 1318
Спасибо, Зеппельман.
Давно пора, пятница все- таки.
Тем более, не про политику...
 
[^]
Doumat69
25.03.2022 - 13:10
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 23.01.10
Сообщений: 1397
Спасибо,сохраню для Ностальжи...
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 21666
0 Пользователей:
Страницы: (10) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх