Был у нас случай...
Тянули один из первых в России магистральный ВОЛС.
Оборудование немецкое, кабель немецкий. Технадзор - Ганс, тот еще фриц, по которому Нюренбергский трибунал плакал...
Русских иначе, как оккупантами не называл. Ходил с ним переводчик ( из наших ), вот от переводчика и узнавали в основном, что там цедит сквозь зубы в наш адрес недобитый фриц...
Но бизнес есть бизнес. Гансу предоставили положенное по контракту. Ганс имел решающее слово во всех телодвижениях на стройке. Колонны, укладывающие кабель, шли на встречу друг другу. Одна с юга, вторая с севера. Пытались успеть до холодов т.к. пока в полях не убран урожай тянуть кабель по посевным площадям было слишком накладно. Вот и пытались успеть с октября по декабрь... пока не пришел русский генерал-мороз...
Часть техники тоже была немецкая и японская.
Для справки. Чтобы положить кабель в грунт в СССР применялась технология сцепок трактаров. Шесть штук ДТ-75 или болотоходов, сцеплялись в упряжку. Они тянули телегу, называемую кабелеукладчик. Который имел нож, вспарывающий землю на глубину 1,2 метра. На конце ножа была направляющая для кабеля. Вот такой караван, ходил по стране вымешивая своими гусеницами все, что росло на своем пути на ширину метров 15....
Естественно земледельцам это сильно не нравилось...
Поэтому старались работать вне земледельческого сезона...
Пришла перестройка, пришли новые технологии... Оптика!!! Не хухры мухры!!!
Ганс и сименс-компани, посмотрели на такой кабелеукладческий беспредел, и сказали нет. Будем все строить цивилизовано!!!!
Пригнали двух японцев Камацу... Немцев... Японец сильный, в одного тянет кабель, второй японец идет впереди с ножом-пропорщиком ( чтобы второму с кабелем было легче ). Наши ДТ-хи тоже пригодились, потому как ходить по не цивилизованным русским просторам ни японская ни немецкая техника без посторонней помощи не могла... У них же нормы и правила, хер японец полезет в заливные луга, в редколесье, на склон выше скольких-то градусов...
Вот и готовили НАШИ трактора ЦИВИЛИЗОВАННЫМ европейцам и азиатам дорогу, по которой те смогли бы пройти...
Конец ноября... Ночью ударили морозы под -30.
Наших трактористов это нисколько не смутило. В 4 утра поставили на буржуйки фляги с водой ( залить в радиатор кипяточку ), в 6 утра с паяльными лампами пролезли под картерами подогрели масло в движке. К 8 утра вся российская бригада мирно урчала моторами выжидая приказаний...
Немцы и японцы не завелись, от слова совсем... Салярка скисла... Замерзла...
Дело швах! Кирдык договорным обязательствам!
И тут моего батю черт дернул подколоть Ганса. Мол ну и где ваша хваленая немецкая техника?
Немец еще сильнее побелел... прикусил и так тонкие губы-ниточки. Зло бросил что-то вроде "это не наша техника, это ваша салярка".... И убежал звонить своему начальству...
Итог - немец нашел оправдание срыву сроков контракта. Типа оптику при -30 укладывать в траншею нельзя.
Но осадочек, что наши неумытые ДТ-хи легко делают западную технику в российских реалиях, остался...
Правда какой ценой... Но если запад желает въехать в Россию на белом коне, пусть обломается!!! Сначала пусть снизойдет до "полазить под трактором пару часов". С кнопочки из кабины все проблемы не решить...
А что до нашей техники? Так она умеет работать на любом топливе, от бабушкиного самогона, до ракетного топлива... Это было одно из технических условий при проектировании транспорта в СССР ( на случай ядерной войны )...
По этому после апокалипсиса - газики будут гонять ЛЕГКО... а вот лексусы - вряд ли...