Два пленника

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
hime
30.11.2025 - 15:14
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7440
50
Ниже приведен краткий эпизод одной из замечательных лекций Виктора Солкина – «Девять шедевров искусства Древнего Египта» ©. Об одном из этих шедевров и будет пост.
Будет текст и 8 картинок.

Подпятник из Иераконполя
Долерит, 77.5см, 30 век до н.э.
Филадельфия, музей университета Пенсильвании, E3959


Два пленника
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
hime
30.11.2025 - 15:14
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7440
Вместе с этим памятником мы погружаемся вглубь истории Древнего Египта, потому что он был создан в 30 веке до новой эры, на рубеже 4 и 3 тысячелетий до новой эры, в те самые годы, когда создавался единый Египет фараонов, когда рождалось египетское государство.

Давайте посмотрим на само произведение. Что такое «подпятник»? Речь идёт о каменном основании, каменной плите, в которую вставлялся нижний упор двери древнеегипетского храма. Мы представляем себе дверной проём, огромные открывающиеся двери, и, соответственно, снизу эта дверь специальным деревянным упором вставляется в лунку, которая имеется в центральной части подпятника. Вверху эта дверь также крепится каменной петлёй, поскольку мы можем себе представить, что даже в очень древние эпохи существования египетского государства египетское храмовое искусство было очень монументальным.

Поразительно, что это не первая скульптура, созданная египетским мастером. Прекрасные образцы скульптурных произведений нам хорошо известны из архаического, додинастического времени 4-го тысячелетия до новой эры. Но, наверное, я не преувеличу слишком сильно, сказав, что безымянный мастер, который выполнил это произведение, абсолютно превзошёл сам себя. И он превзошёл всё то, что делали египетские скульпторы до него.

Подпятник для храмовой двери выполнен в образе связанного пленника. Его руки силуэтно показаны сверху, они связаны за спиной, стянуты. Именно так, за локти, связывали за спиной пленников египетские воины. Он брошен к подножью царского престола. Он брошен к подножью божьего алтаря. И в него воткнута эта храмовая дверь в знак того, что он, олицетворяющий собой «исефет» (хаос, искажённую правду, неподвластный Египту мир), он наконец-то завоёван. Он наконец-то подчинён, он в вечности будет тем самым служителем, который вечно охранит храмовую дверь.

У него совершенно удивительное лицо. Это потрясающе. Я не могу сказать, что на его лице изображена ненависть или злость. Но какая-то глубинная печаль и поразительная сдержанность передана этими сжатыми, резко очерченными губами. Ярко показаны скулы, брови. И глаза, выполненные не столь чётко (в такой технике, которая часто в египтологии вслед за итальянскими образцами называется «сфумато» - такие незавершённые, как будто прикрытые глаза), выражают какую-то вечную печаль, но одновременно непокорённость. И, конечно же, вот эта воля, эта сила, которая всё ещё таится в этом человеке, руки которого связаны, который стал вечной частью фундамента египетского храма – она здесь показана, конечно, совершенно потрясающе.

Давайте ещё раз взглянем на это лицо и, наверное, я не сильно изменю себе, если скажу, что если бы кто-то увидел что-то подобное в галерее современного искусства, не видя этикетку, то сказал бы «какое потрясающее произведение современного искусства!» Однако, это 30-й век до новой эры.
 
[^]
hime
30.11.2025 - 15:14
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7440
Подпятник был найден при раскопках в 1898 году в городе Иераконполе. Красная стрелочка показывает вам на этот центр в Верхнем Египте, на юге страны. Это один из древнейших центров египетской культуры. Более того, это один из древнейших центров египетской протогосударственности. Издревле здесь почитался великий бог Хор Нехене (сокол нехенский) – золотой, парящий в небесах сокол, который был символом царской власти. Именно в честь сокола греки и назвали это место Иераконполис – «город сокола».

Два пленника
 
[^]
hime
30.11.2025 - 15:15
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7440
Хор Нехенский был одним из самых главных покровителей власти царя в Древнем Египте. В его храме подпятник, выполненный в форме пленённого врага, был очень важной частью государственной пропаганды. То есть, мы понимаем, что в это время только складывается Верхний и Нижний Египет, что цари находятся в противоборствах друг с другом, и вот-вот родится тот самый первый царь, царь первой династии Ден, который в своих памятниках покажет себя как царь Верхнего и Нижнего Египта. До этого несмотря на то, что страна несколько веков стремилась к объединению, всё равно вот эта борьба за объединение, борьба между различными царями, различными лидерами, была достаточно острой, жёсткой, и наше произведение искусства из Пенсильвании – ещё одно свидетельство тому, о чём я говорю.

Два пленника
 
[^]
hime
30.11.2025 - 15:15
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7440
Вот так сейчас выглядит Иераконполь. Когда в конце 19-го века Джеймс Квибелл начал здесь раскопки, то он достаточно быстро понял, что речь идёт об огромном архаическом храмовом комплексе. Центральный холм, возвышение, когда-то был основанием главного храма Хора Нехенского. Он, естественно, перестраивался неоднократно. Но засчёт того, что уже в Эпоху пирамид в третьем тысячелетии до новой эры главные храмовые структуры были перенесены на соседнее место, вот этот большой пласт архаического храма, некрополя (а некрополь здесь был очень большой) прекрасно сохранился.

Два пленника
 
[^]
hime
30.11.2025 - 15:15
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7440
Приблизительно так, согласно реконструкции, выглядел храм Хора Нехенского в самые древние времена.

Два пленника
 
[^]
hime
30.11.2025 - 15:15
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7440
Я думаю, что даже если вы не так часто слышали название этого города, то о находках в Иераконполе говорят буквально первые страницы учебников любых учебников по истории древнего мира. Это знаменитые церемониальные булавы, на которых показано, как царь завоёвывает окружающие земли, как он делает первые оросительные каналы, как он надевает то корону Верхнего Египта, то корону Нижнего Египта. Это, наконец, огромное количество знаменитых палеток, и да, совершенно верно – палетка царя Нармера, одного из предшественников царей первой династии. Правителя, при котором произошли важные события по объединению Египта в единое целостное государство. Эта палетка Нармера тем же Джеймсом Квибеллом тоже была найдена именно здесь, в Иераконполе.

На левой стороне (вы на самом деле видите реверс, это оборотная сторона палетки) царь в короне Верхнего Египта, в короне «хеджет», повергает булавой своего противника, правителя Нижнего Египта. Перед лицом царя священный сокол Хор, его божественный небесный прототип, держит пленника крючком за ноздри. Внизу враги скрываются из разрушенной крепости. Над всем этим в верхнем регистре парят две маски богини Бат-Хатхор – небесной Матери, покровительницы царя. Между ними в фасаде, «серех», изображено имя царя Нармера, откуда мы и знаем его имя.

Два пленника
 
[^]
hime
30.11.2025 - 15:15
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7440
Изображения пленных пронизывают всю историю египетского искусства. В Берлинском музее хранятся плиты, которые были когда-то частями стен припирамидного храма царя пятой династии Сахура в Абусире. Это 25-й век до новой эры, и вот вновь посмотрите – здесь идёт процессия пленённых врагов египетского государства. Они все связаны по локтям, в локтевой зоне кожаными ремнями. И это тоже по-своему шедевр – какая экспрессия, с какой силой они пытаются разорвать связывающие их путы. Они идут, словно связанный скот, как это часто показывали египетские мастера. Их, в свою очередь, сопровождают египетские воины, потому что это те, кто пытался противостоять Маат. Те, кто пытался попрать египетский миропорядок, а потому попрали их, и вот они такие связанные, пленённые навсегда, запечатлены в заупокойном храме владыки, как один из величайших символов его победы.

Два пленника
 
[^]
hime
30.11.2025 - 15:15
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7440
А вот здесь, подводя итог своему рассказу о первом памятнике, я хочу показать вам два произведения искусства, которые разделены тысячелетиями. Наш подпятник из Иераконполя – это 30-й век до новой эры, и рядом, из собрания Луксорского музея, изображение пленённого воина – это рубеж 13-12 веков до новой эры. Согласитесь, разница огромная.

С одной стороны, есть древний, ещё не такой опытный, ещё не такой мастеровитый художник, который пытается делать первые произведения своего ряда. А с другой стороны, художник, перед которым прошла огромная история египетской цивилизации, множество мастеров, множество выдающихся скульпторов. Что делает этот скульптор более поздней вещи? Он создаёт очень детальное, очень «прописанное» изображение. Вот здесь до волосинки изображён парик этого человека, шнурами связаны его руки, до деталей показана плиссировка на его набедренной повязке. Рядом выписан иероглифический текст, который комментирует нам изображение (что очень часто, как вы знаете, было в египетском искусстве).

Но согласитесь, что эта вещь по силе своего исполнения, по силе мастерства и вложенной идее значительно уступает вот тому древнему подпятнику из Иераконполя. Потому что там мастер, не обладая, быть может, всеми более поздними египетскими способами художественного выражения и работы с материалами, он очень чётко попал в главную идею. Для того, чтобы понять боль, ужас, вечность и смирение (а смирение здесь есть), не нужен иероглифический текст. Нужен просто талант художника, который вот так совершенно блестяще показал нам главные события своего времени – когда Египет, путём войн, междуусобиц и противостояния различных владык становился единым. Ценой этого единства были поверженные, пленённые, убитые, и те, кто стали вечными слугами новых господ.

(это попытка восстановить тему, которая уже когда-то исчезла в инке)

ФФСЁ.

Это сообщение отредактировал hime - 30.11.2025 - 15:16

Два пленника
 
[^]
Щпрот
30.11.2025 - 15:34
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.09.17
Сообщений: 4053
Ктож так баб связывает, им же неудобно.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
artmed
30.11.2025 - 15:40
5
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 18.06.10
Сообщений: 600
В июле были на его лекции в С-Пб, весьма познавательно

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Два пленника
 
[^]
hime
30.11.2025 - 15:47
3
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7440
Цитата (artmed @ 30.11.2025 - 15:40)
В июле были на его лекции в С-Пб, весьма познавательно

везёт...
 
[^]
hime
30.11.2025 - 16:00
3
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7440
Добавлю.
Традицию изображать детально побивание врагов как часть государственной идеологии можно проследить от самых древних произведений, самых первых династий. И уже там видны основные символы, которые пройдут через всю историю Древнего царства, Среднего, Нового, Позднего, а также всех переходных периодов между ними.

Одна из первых попыток в египетском искусстве показать триумф - лев (царь) побивает презренных врагов, сверху царские штандарты, на которых сидят соколы, ведут пленников.

Два пленника
 
[^]
hime
30.11.2025 - 16:00
2
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7440
Снофру побывал на Синае, закрепился там, и показывает, как мочит какого-то бедуина

Два пленника
 
[^]
hime
30.11.2025 - 16:00
2
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7440
Детализация... это пленник, со связанными в локтях руками, его солдат показывает царю. Какая почти портретная детализация.

Два пленника
 
[^]
РЕЖУЕБУПАЯЮ
30.11.2025 - 21:26
1
Статус: Offline


Балагур

Регистрация: 3.03.19
Сообщений: 940
Обожаю древний Египет. Столько тайн......

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
hime
30.11.2025 - 22:42
0
Статус: Offline


Хохмяч

Регистрация: 6.03.06
Сообщений: 7440
Цитата (РЕЖУЕБУПАЯЮ @ 30.11.2025 - 21:26)
Обожаю древний Египет. Столько тайн......

Спасибо за интерес.
Я как-то делал 6 частей о медицине в Древнем Египте. Выжили только 2 из 6 (в смысле, не пропали в Инке). Может быть, как-нибудь попробую восстановить пропашек.
 
[^]
cofr
1.12.2025 - 13:53
0
Статус: Online


Шутник

Регистрация: 8.08.25
Сообщений: 3
Снимаю шляпу - огромная работа и грамотрейшее повествование.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
fructum
1.12.2025 - 13:56
0
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 7.06.24
Сообщений: 1191
Апну. Истинное искусство шибари которое мы утратили.
 
[^]
lpiig8
1.12.2025 - 13:59
0
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 3.06.24
Сообщений: 166
Фотки интересные, описание не информативное.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
33 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 1 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 4904
31 Пользователей: stradivarius, Negdan4ik, NikolaiIII, pollkan, UFO32, hobotoff, lsv84ssi, anstalker555, Valik73, Wячеслав, Vitm, Buratino1967, iberezhnov, пусявова, DavidSel, GARILAZZ, стоил, denisuks, Zibert, 3мий, benaulim, OldPadre, v910901, Валяемся, Ramses, Azbus, medved1977, parapaparam, Жlobb, Volandenok, Croners
[ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх