Артиллерийские гиганты СССР на железных дорогах

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
19.03.2025 - 15:23
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 361986
103
7 фото via

Железнодорожная артиллерия — это симбиоз тяжёлых орудий и мобильности, доступной только железным дорогам. В XX веке, когда поле боя требовало мощных и дальнобойных систем, такие установки казались решением, способным изменить правила войны.

Советский Союз, следуя общемировой практике, развивал собственные артиллерийские платформы, рассчитывая сделать их грозным оружием, способным наносить удары по стратегически важным объектам.

Артиллерийские гиганты СССР на железных дорогах
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
19.03.2025 - 15:23
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 361986
Пушки на рельсах

В первые десятилетия XX века военные стратеги многих стран обратили внимание на железнодорожную артиллерию. Длинноствольные пушки крупного калибра позволяли вести огонь по дальним целям, а железнодорожная платформа обеспечивала перемещение орудий вдоль фронта и за его пределами. Советский Союз, восстанавливая армию после гражданской войны, принял этот опыт на вооружение.

В 30-х годах начались активные работы по созданию собственных железнодорожных артиллерийских систем. Идея выглядела заманчиво: размещение тяжёлых орудий на рельсах позволяло сократить время подготовки к стрельбе, а также использовать развитую железнодорожную сеть страны для быстрого переброса батарей.

Первые установки, созданные на основе корабельных орудий, показали перспективность такого подхода. Их вооружение было способно поражать укрепления, узлы снабжения и войсковые скопления на значительном расстоянии.

Железнодорожная артиллерия./ Фото: pinterest.com

Артиллерийские гиганты СССР на железных дорогах
 
[^]
SESHOK
19.03.2025 - 15:23
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 361986
Война подтвердила боевую ценность этих систем, особенно при обороне Ленинграда и Севастополя. 180-мм, 203-мм и даже 305-мм установки стали важным элементом защиты этих городов, обеспечивая мощный заградительный огонь.

Но со временем их мобильность оказалась ограниченной: зависимость от железных дорог делала такие установки уязвимыми для авиации и диверсий. После Второй мировой войны роль железнодорожной артиллерии стала снижаться, уступая место мобильным ракетным системам.

К 60-м годам почти все подобные установки были сняты с вооружения.

Артиллерийские гиганты СССР на железных дорогах
 
[^]
SESHOK
19.03.2025 - 15:24
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 361986
1. ТМ-1-180

Эта установка родилась из идеи превратить мощное корабельное орудие в мобильную артиллерийскую систему. Основой послужили 180-мм пушки Б-1-П, ранее использовавшиеся на крейсерах. Перенесённые на железнодорожные платформы, они стали эффективным средством дальнобойного огня.

С максимальной дальностью стрельбы около 35 километров и возможностью использовать бронебойные и фугасные снаряды, ТМ-1-180 активно применялась в боях. Орудия этой серии монтировались на специальных бронеплощадках, обеспечивавших их защиту от осколков и пуль. Системы заряжания позволяли поддерживать темп стрельбы до двух выстрелов в минуту, а использование таких орудий было особенно эффективно в районах, где противник не мог оперативно организовать контрбатарейную борьбу.

В условиях городской обороны установки превращались в подвижные артиллерийские батареи, поддерживавшие огнём войска, сдерживающие натиск врага, но их уязвимость перед авиацией и сложность маскировки ограничивали применение. После войны они продолжали службу в качестве учебных систем и на некоторое время оставались на вооружении.

ТМ-1-180.

Артиллерийские гиганты СССР на железных дорогах
 
[^]
SESHOK
19.03.2025 - 15:25
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 361986
2. ТП-1

Разработанная на основе морских артиллерийских установок, ТП-1 была оборудована 203-мм пушкой Б-4, способной вести огонь на расстояние до 40 км. Её основным преимуществом считалась высокая дальнобойность и точность. Такие платформы использовались как средство поддержки при обороне городов и укрепрайонов.

Из-за сложностей с транспортировкой и маскировкой они не получили широкого распространения, но сыграли свою роль в защите стратегически важных объектов. ТП-1 отличалась достаточно высоким темпом стрельбы и возможностью наносить удары по вражеским позициям с больших расстояний, не опасаясь контрбатарейного огня.

Однако подготовка к бою требовала времени, а сама установка была привязана к железнодорожным путям, что ограничивало её манёвренность. Тем не менее, мощность её снарядов позволяла разрушать бетонные укрепления и командные пункты, пробивая бронированные сооружения толщиной до 1,5 метров.

ТП-1.

Артиллерийские гиганты СССР на железных дорогах
 
[^]
SESHOK
19.03.2025 - 15:25
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 361986
3. СМ-36

В отличие от остальных железнодорожных артиллерийских систем, э та осталась лишь на бумаге. Установка разрабатывалась как средство противодействия тяжёлым укреплениям противника. С помощью крупнокалиберного орудия планировалось наносить удары по бункерам и долговременным фортификационным сооружениям. Над проектом артиллерийской установки начали работать в 1951 году, использовав в качестве основы разработки от ТМ-1.

Установку собирались оснастить новой системой компенсации отдачи и собственной радиолокационной станцией. СМ-36 должна была обладать впечатляющими показателями с калибром 406 миллиметров и длиной ствола 51 калибр.

Один только ствол должен был весить 136 с лишним тонн, а сам снаряд весом 1108 килограмм предполагалось забрасывать на расстояние около сотни километров. Правда, в 1954 году этот проект свернули, и до реализации в металле он так и не добрался.

Железнодорожное орудие СССР./ Фото: vitber.com

Артиллерийские гиганты СССР на железных дорогах
 
[^]
SESHOK
19.03.2025 - 15:25
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 361986
Завершающая


4. ТМ-3

В основе этой системы лежали мощные 305-мм пушки, ранее установленные на линкорах типа «Императрица Мария». Эти гиганты могли вести огонь на расстояние до 50 км, поражая стратегические объекты в глубоком тылу врага. Орудие оснащалось системой механизированного заряжания, что позволяло добиться темпа стрельбы до одного выстрела в две минуты.

ТМ-3 могла уничтожать цели на больших расстояниях, оставаясь вне досягаемости большинства полевых артиллерийских систем противника. Правда, их эксплуатация требовала значительных усилий, а привязанность к железнодорожным путям делала их уязвимыми при наступлении врага. Тем не менее, такие установки сыграли свою роль в стратегической обороне крупных городов.


ТМ-3./ Фото: ursa-tm.ru

Артиллерийские гиганты СССР на железных дорогах
 
[^]
Sinyavin
19.03.2025 - 15:27
-5
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 15.01.24
Сообщений: 651
Выстрел

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Артиллерийские гиганты СССР на железных дорогах
 
[^]
Medka
19.03.2025 - 15:31
69
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 26.11.11
Сообщений: 170
Цитата (Sinyavin @ 19.03.2025 - 15:27)
Выстрел

А это вроде Дора немецкая
 
[^]
Максим30
19.03.2025 - 15:33
28
Статус: Online


Шутник

Регистрация: 2.02.19
Сообщений: 42
Цитата (Medka @ 19.03.2025 - 15:31)
Цитата (Sinyavin @ 19.03.2025 - 15:27)
Выстрел

А это вроде Дора немецкая

Это не Дора.
Это 280мм k5 e Leopold

Это сообщение отредактировал Максим30 - 19.03.2025 - 15:35
 
[^]
Node13
19.03.2025 - 15:37
28
Статус: Offline


Kalsarikännit

Регистрация: 13.01.09
Сообщений: 203
TM-I-180 и ТМ-III-12 стоят в форте "Красная горка" под Питером. Можно приехать и полазать по ним. Ещё там маленькие катакомбы и очень интересный музейчик. У кого сыновья - съездите, должно очень понравиться.
 
[^]
SESHOK
19.03.2025 - 15:37
10
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 361986
Цитата (Максим30 @ 19.03.2025 - 15:33)
Цитата (Medka @ 19.03.2025 - 15:31)
Цитата (Sinyavin @ 19.03.2025 - 15:27)
Выстрел

А это вроде Дора немецкая

Это не Дора.
Это 280мм k5 e Leopold

Это Ленинград, вернее обстрел Ленинграда. На снимке – пушка «Леопольд» (дальнобойная «тонкая Берта»)
 
[^]
AlHighlander
19.03.2025 - 15:39 [ показать ]
-20
kolyokky
19.03.2025 - 15:47
24
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.09.10
Сообщений: 1157
Бронепоезд «Железняков» в Севастополе возле вокзала
на Япе про него тема

Это сообщение отредактировал kolyokky - 19.03.2025 - 15:50

Артиллерийские гиганты СССР на железных дорогах
 
[^]
sanne4ek
19.03.2025 - 16:25
7
Статус: Online


Шутник

Регистрация: 18.09.18
Сообщений: 98
Цитата (Medka @ 19.03.2025 - 15:31)
Цитата (Sinyavin @ 19.03.2025 - 15:27)
Выстрел

А это вроде Дора немецкая

да и каски у солдат совсем не русские
 
[^]
weertt
19.03.2025 - 17:07
1
Статус: Offline


старый и ленивый

Регистрация: 9.02.08
Сообщений: 471
В Балтийске на металорезке такие видел, но оч.оч.давно.
 
[^]
Bogeyman
19.03.2025 - 18:14
9
Статус: Offline


Быдлофоб

Регистрация: 24.02.14
Сообщений: 1990
Цитата
TM-I-180 и ТМ-III-12 стоят в форте "Красная горка" под Питером. Можно приехать и полазать по ним. Ещё там маленькие катакомбы и очень интересный музейчик. У кого сыновья - съездите, должно очень понравиться.

Вторая на варшавском в музее и третья в Москве. На красной горке у орудия украден казенник. В 15 км за черной лахтой артиллерийские позиции для них - с колес эти установки не стреляли, там огромные бетонные пятаки, на которые при разворачивании опускались колонны артустановки. И не катакомбы, а потерны форта, в середине которого взрывом вынесло 3 позиции пушек Канэ, бахнуло около 40 морских мин в погребах. История детективная. Особенно тот момент, как в 2000х раскопали целые артпогреба после взрыва и как их деактивировали.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
SESHOK
20.03.2025 - 06:38
2
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 361986
Мне интересно - как такие орудия как ТМ-3 и ТП-1 наводились по горизонтали. Поворота ствола вокруг оси не видно. Стреляли только впереди себя? А если надо немного в сторону? Какие то ж/д пути веером и состав переезжал?
 
[^]
SESHOK
20.03.2025 - 06:52
3
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 361986
Цитата (SESHOK @ 20.03.2025 - 06:38)
Мне интересно - как такие орудия как ТМ-3 и ТП-1 наводились по горизонтали. Поворота ствола вокруг оси не видно. Стреляли только впереди себя? А если надо немного в сторону? Какие то ж/д пути веером и состав переезжал?

Вот что нашел:

Цитата
Спроектированный специально для установки ТП-1 железнодорожный транспортер включал главную балку, которая через балансиры опиралась на четыре четырехосные железнодорожные тележки. Транспортер отличался высоким уровнем механизации всех работ, связанных с подготовкой орудия к стрельбе.

    В соответствии с тактико-техническими требованиями, установка ТП-1 могла вести стрельбу как с железнодорожного пути, так и с бетонного основания. При стрельбе с пути использования так называемый «подводимый фундамент» — на шпалы укладывались дополнительные рельсы и поперечные деревянные брусья, на которые опускалась главная балка. Для более эффективного гашения энергии отдачи использовались и две выносные опоры, упиравшиеся в деревянные щиты, вкопанные в грунт по обе стороны транспортера. 
 
  При этом варианте боевого использования ТП-1 горизонтальное наведение орудия осуществлялось перемещением всей установки по криволинейным участкам железнодорожного пути. Механизмами транспортера допускалась лишь корректировка горизонтальной наводки в секторе ±3°.

    Круговой обстрел обеспечивался в случае установки транспортера на специально подготовленное бетонное основание, аналогичное тому, которое использовалось в береговой артиллерии РККФ для установок ТМ-1-14, ТМ-2-12 и ТМ-3-12.


То есть туда-сюда стволом только 3° . Или ж/д путь кольцом или змейкой.

356-мм железнодорожная пушка ТП-1

Артиллерийские гиганты СССР на железных дорогах
 
[^]
Bogeyman
20.03.2025 - 06:57
2
Статус: Offline


Быдлофоб

Регистрация: 24.02.14
Сообщений: 1990
Цитата (SESHOK @ 20.03.2025 - 06:38)
Мне интересно - как такие орудия как ТМ-3 и ТП-1 наводились по горизонтали. Поворота ствола вокруг оси не видно. Стреляли только впереди себя? А если надо немного в сторону? Какие то ж/д пути веером и состав переезжал?

Там же написано - бетонное основание, на которое опускалось "подбашенное" тм-3-12. Никаких змеек.

Размещено через приложение ЯПлакалъ

Артиллерийские гиганты СССР на железных дорогах
 
[^]
DucheK
20.03.2025 - 08:01
-1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 12.04.18
Сообщений: 12
мощные бабахи!
 
[^]
ykosss
20.03.2025 - 08:05 [ показать ]
-12
tritoncs
20.03.2025 - 08:37
3
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 7.04.13
Сообщений: 627
интересно а там после выстрела рельсы не съезжают не деформируются?
 
[^]
tsebrav
20.03.2025 - 08:47
5
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 27.07.24
Сообщений: 21
С Красной горки

Артиллерийские гиганты СССР на железных дорогах
 
[^]
tsebrav
20.03.2025 - 08:48
3
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 27.07.24
Сообщений: 21
2.

Артиллерийские гиганты СССР на железных дорогах
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 27311
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх