Су-25, который мы потеряли. История уникального противотанкового штурмовика

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
amv32
15.11.2024 - 13:49
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
288
Мало кто не слышал об автомате Калашникова от мира авиации – простом и надежном штурмовике Су-25, который принял участие во всех возможных конфликтах начиная с Афганистана. У него много плюсов, главный из которых, пожалуй, живучесть: самолет умудряется возвращаться на аэродром после сильнейших повреждений.

© Ivanartu via

Су-25, который мы потеряли. История уникального противотанкового штурмовика
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:49
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Но есть у «Грача» и недостатки. В основном, они сводятся к устаревшему бортовому радиоэлектронному оборудованию, которое не позволяет эффективно применять высокоточные боеприпасы: для поиска цели и наведения на нее у летчика есть только свои глаза. Да и сама номенклатура такого оружия ограничена модификациями ракет Х-25 и Х-29 с лазерными ГСН.
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:49
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Су-25 с ракетами Х-25МЛ

Су-25, который мы потеряли. История уникального противотанкового штурмовика
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:49
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Внутри кабины обычного Су-25

Су-25, который мы потеряли. История уникального противотанкового штурмовика
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:49
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Также у самолета нет ИЛС (индикация на лобовом стекле), для применения вооружения используется архаичный стрелковый прицел АСП-17ВС-8, созданный для Су-17. Да, это не прицел времен Второй Мировой, он сопряжен с лазерным дальномером и умеет делать поправки, но все равно был далеко не самым передовым ещё в 1970-х.
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:49
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Cтрелковый прицел АСП-17ВС-8

Су-25, который мы потеряли. История уникального противотанкового штурмовика
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:50
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Военные уже тогда осознавали, что будущее за самолетами, обладающими широкой номенклатурой высокоточного вооружения, и способными их эффективно применять. Поэтому работы по проекту «продвинутой» версии Су-25 стартовали в 1979 году, то есть ещё до окончания государственных испытаний базового самолета, которые завершились в 1981-м.

Создание

Будущий Су-25Т решили строить на основе планера учебно-боевого Су-25УБ. На месте для второго члена экипажа разместили дополнительный топливный бак и аппаратуру системы «Шквал».

Также серьезным изменения подверглась носовая часть, которую пришлось переделать под размещение прицельного комплекса.
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:50
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Первый опытный экземпляр. Для маскировки под обычную спарку на корпусе нарисовали остекление места второго члена экипажа

Су-25, который мы потеряли. История уникального противотанкового штурмовика
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:50
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
30-мм пушку ГШ-2-30 хотели заменить на новое перспективное 45-мм орудие, но военные не хотели усложнять логистику ещё одним типов снарядов, поэтому пушку оставили ту же, но вынесли под фюзеляж и перенесли назад, разместив за шасси.
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:50
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Пушка в носовой части обычного Су-25

Су-25, который мы потеряли. История уникального противотанкового штурмовика
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:50
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
В хвостовую часть добавили ещё один топливный бак. Там же, под килем, была установлена станция оптико-электронных помех «Сухогруз», предназначенная для защиты от ракет с инфракрасной головкой самонаведения.
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:50
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Хвостовая часть Су-25Т. Под поворотной частью киля можно увидеть станцию помех "Сухогруз"

Су-25, который мы потеряли. История уникального противотанкового штурмовика
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:51
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Поскольку самолет создавался на основе планера от учебно-боевого Су-25УБ, он унаследовал те же изменения по сравнению с обычным Су-25, что были внедрены в спарке. Наиболее заметные из них – это увеличенный в размерах киль и крылья другой конструкции, на которые установили антенны комплекса РЭБ «Иртыш».

На Су-25Т установили новые двигатели Р-195, которые являются улучшенной версией Р-95 с базовых Су-25. Моторы по-прежнему не имели форсажной камеры, которая не требовалась для дозвукового штурмовика, но получили возможность кратковременной работы на чрезвычайном режиме (ЧР), при котором тяга достигала 4300 кг вместо предельных 4100 кг. Также на двигатели установили специальные сопла для снижения заметности в инфракрасном диапазоне.
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:51
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Картинка для любителей поискать отличия

Су-25, который мы потеряли. История уникального противотанкового штурмовика
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:51
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Кардинальным отличием от обычных Су-25 стало использование бортовой вычислительной машины, которая решала задачи по применению оружия и навигации. Говоря проще, самолет получил автопилот, которого на базовом «Граче» не было. Вместо стрелкового прицела установили многофункциональный ИЛС.

К 1990 году самолет был готов к серийному производству на заводе ТАПО в Тбилиси, где на тот момент выпускались базовые Су-25. В дальнейшем планировалось снять их с производства и постепенно начать заменять на более продвинутую версию.

Боевые возможности

Хоть Су-25Т и считается только модификацией, но по сути, это уже другой самолет с куда более широкими возможностями. Классический Су-25 был максимально простым самолетом с прицельным комплексом, который предназначался для работы преимущественно неуправляемым вооружением. Для точного поражения нужно было работать с небольших высот и в радиусе работы ПЗРК и зенитной артиллерии.

Су-25Т благодаря системе «Шквал» мог обнаруживать цель типа «танк» с 8-10 километров и атаковать, не входя в зону действия средств ПВО ближнего радиуса. На каждый штурмовик можно было подвесить до 16 сверхзвуковых противотанковых «Вихрь», которыми можно работать с предельной дальности в 8-10 км, ночью – с 5-6 км. Благодаря тандемной боевой части ракета способна поражать танки и другую технику с динамической защитой.

Система «Шквал» и ракеты «Вихрь» помимо Су-25Т устанавливались на вертолеты Ка-50, а в настоящее время усовершенствованные «Вихри» успешно применяются с Ка-52.
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:51
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
АПУ-8 с ракетами "Вихрь" (в центре)

Су-25, который мы потеряли. История уникального противотанкового штурмовика
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:51
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Одними «Вихрями» расширение арсенала штурмовика не ограничилось. Су-25Т научили применять ракеты Х-29Т, работающие по статичным целям по принципу «выстрелил-забыл», корректируемые авиабомбы КАБ-500КР, ракеты Р-73 для противостояния с воздушными целями.

При использовании подвесного контейнера «Фантасмагория» с борта Су-25Т можно было применять противорадиолокационные ракеты Х-58Э, которые позволяют охотиться за серьезными ЗРК.
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:52
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Су-25Т с ракетами Х-25МЛ

Су-25, который мы потеряли. История уникального противотанкового штурмовика
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:52
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
При этом Су-25Т сохранил всю номенклатуру неуправляемого и управляемого вооружения базового Су-25. Теперь удобство и точность применения Х-25Л, С-25Л и Х-29Л выросли в разы, поскольку глазам летчика помогала оптика с 23-кратным увеличением.
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:52
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Вооруженный до зубов Су-25Т

Су-25, который мы потеряли. История уникального противотанкового штурмовика
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:52
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
При входе в зону действия ПВО самолет защищался при помощи станции оптико-электронного противодействия «Сухогруз», которая должна была засвечивать головки самонаведения ракет ПЗРК. Под крылья подвешивались станции помех, мешавшие наводить на самолет ракет с радиолокационными ГСН.

Предполагалось, что самолет сможет работать и ночью, для чего создавалась низкоуровневая телевизионная система «Меркурий». В габариты самолета она уже не вписывалась и размещалась в подвесном контейнере. На испытаниях цель типа «танк» обнаруживалась ночью с трех километров, что было явно недостаточно. В итоге «Меркурий» так и не довели до удобоваримых характеристик и в состав оборудования серийного самолета он не вошел.

Экипаж состоял из одного летчика, который должен был одновременно управлять самолетом и применять вооружение. Часть нагрузки, особенно в плане навигации, снимала электроника, процесс обнаружения упрощал «Шквал», но все равно нагрузка была значительной.
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:52
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Кабина Су-25Т. Справа виден кожух, мешающий засветке монитора системы "Шквал"

Су-25, который мы потеряли. История уникального противотанкового штурмовика
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:53
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Несмотря на описанные выше недостатки, в лице Су-25Т отечественные ВВС могли получить универсальный самолет, который мог применять широкую номенклатуру неуправляемого и управляемого вооружения.

Но судьба распорядилась иначе.

Печальная судьба

Производство стартовало в 1990 году на заводе в Тбилиси и продолжалось до конца 1991-го, за это время удалось выпустить порядка десяти самолетов. После распада СССР сохранить производство в теперь независимой Грузии оказалось невозможным и его перенесли в Улан-Удэ, где делали Су-25УБ.

На новом месте из оставшегося от спарок задела изготовили четыре усовершенствованных Су-25ТМ (экспортное обозначение Су-39), после чего выпуск прекратился, поскольку у своих ВВС не было денег, а иностранные заказчики не проявили особого интереса.
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:53
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Су-25Т на стоянке в Липецке

Су-25, который мы потеряли. История уникального противотанкового штурмовика
 
[^]
amv32
15.11.2024 - 13:53
Статус: Offline


aka gizphone

Регистрация: 9.06.14
Сообщений: 9691
Шесть серийных самолетов, выпущенных еще в Тбилиси, в 1996 году после доработок передали для войсковых испытаний в Липецкий центр боевого применения ВВС. В 1999 году эти машины приняли участие в кампании на Северном Кавказе, нанося точечные удары. По итогам этой командировки военные высоко оценили результаты применения штурмовиков, но не обошлось без претензий по технической части.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 35786
0 Пользователей:
Страницы: (4) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх