«Кромвель»: почему Красная армия отказалась от поставок лучшего британского танка

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
24.10.2024 - 08:15
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363235
106
10 фото via

Для большинства простых жителей бывшего СССР британские танки времен Второй мировой войны – не самые известные машины. При этом мало кто знает, что англичане в рамках танкового ленд-лиза поставили в СССР достаточно большое количество бронетехники. В том числе в Союз поставлялись и английские танки «Кромвель» разработки 1942 года. Правда, в отличие от каких-нибудь «Матильд» или «Валентайнов», добралось до СССР менее десятка таких…

Что же не устроило советских танкистов в британской новинке?

«Кромвель»: почему Красная армия отказалась от поставок лучшего британского танка
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
24.10.2024 - 08:15
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363235
В 1916 году в разгар Первой мировой войны в Великобритании был создан двигатель «Nuffield Liberty», который стал главным танковым двигателем англичан на несколько следующих десятилетий. На момент начала Второй мировой войны главным средним крейсерским танком англичан оставался «Кентавр», характеристики которого плохо отвечали реалиям нового конфликта.

Проблем у «Кентавра» было предостаточно начиная от двигателя и заканчивая вооружением. Поэтому в 1940 году британцы взялись за разработку новой средней машины на базе уже использующейся.


Кромвель был переработанным Кентавром.

Это сообщение отредактировал SESHOK - 24.10.2024 - 08:15

«Кромвель»: почему Красная армия отказалась от поставок лучшего британского танка
 
[^]
SESHOK
24.10.2024 - 08:15
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363235
В первую очередь речь шла о замене двигателя. За основу был выбран авиационный мотор «Мерлин», который уже использовался на истребителях «Spitfire». Именно его было решено переделать под использование на танках. Так, появился 600-сильный агрегат «Метеор», показавший вполне неплохие результаты на испытаниях.

Опытный танк, оснащенный новым двигателем, неожиданно оказался настолько быстрым, что мехвод не справился с управлением и врезался в дерево. Однако, по ряду причин производить новые двигатели своими силами в товарном количестве англичане в 1941 году не могли, поэтому заказ на 5 тысяч установок передали американцам.


Британский танк во Франции.

«Кромвель»: почему Красная армия отказалась от поставок лучшего британского танка
 
[^]
SESHOK
24.10.2024 - 08:16
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363235
Собственно первым и одним из ключевых отличий танков «Кромвель» от их предшественников «Кентавров» и стал новый двигатель. Доведение новой машины до ума будет продолжаться вплоть до 1942 года, а серийное производство «Кромвелей» и вовсе начнется лишь осенью 1943 года. Собирать танки будут вплоть до конца войны.

За это время англичане «свинтят» около 4 тысяч таких машинок, из которых около четверти будет получено путем переделки «Кентавров». На старые машины будут просто устанавливать новые двигатели. Благодаря новому мотору танк развивал представительную скорость и обладал неплохой маневренностью, однако вместе с тем оказался страшно прожорливым.


Кромвели со штурмовым орудием.

«Кромвель»: почему Красная армия отказалась от поставок лучшего британского танка
 
[^]
SESHOK
24.10.2024 - 08:16
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363235
Что до вооружения, то первоначально «Кромвеля» вооружали все той же 57-мм пушкой Мк III от «Кентавров». При этом на момент 1941 года она уже была откровенно устаревшей и недостаточно мощной, на что прямо указывали британские танкисты, участвовавшие в войне на севере Африки.

Разрабатывать новое оружие англичане бросились еще в 1942 году, однако к серийному производству пушка оказалась готова лишь к 1944-му. Тем не менее, свое 75-мм орудие, полученное путем «свадьбы» 75-мм французской пушки образца 1897 года и казенника родной британской 57-мм Мк III, новый крейсерский танк все-таки получил. Дополнительное вооружение из двух 7.72-мм и 7.92-мм пулеметов Bren и Besa осталось прежним.

Воевали с 1944 года.

«Кромвель»: почему Красная армия отказалась от поставок лучшего британского танка
 
[^]
SESHOK
24.10.2024 - 08:16
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363235
За исключением нового орудия и двигателя, а также некоторых других небольших доработок танк «Кромвель» в основе своей оставался тем самым «Кентавром». И если с двигателем и вооружением англичане еще что-то смогли сделать, то бронезащита, доставшая новинке в наследство от оригинала на момент 1942-1944 годов, была уже давно устаревшей.

Отсутствует рациональных углов наклона и повсеместное использование болтов при 64 мм брони спереди и 32 мм борта не могли обеспечить достаточно надежной защиты. Днище толщиной в 14 мм могло уберечь экипаж от мины только усилиями великомученика Георгия Победоносца.


Один из Кромвелей на испытаниях в СССР.

«Кромвель»: почему Красная армия отказалась от поставок лучшего британского танка
 
[^]
SESHOK
24.10.2024 - 08:17
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363235
По итогу у англичан вышла машина из рубрики «лучше, чем было», но не более того. Сами британские танкисты относились к новинке с изрядной порцией скептицизма, считая ленд-лизовские «Шерманы» куда более предпочтительной техникой. На момент появления «Кромвеля» у Великобритании уже был опыт поставок в СССР танков «Матильда» (916 машин поставлено), «Черчилль» (253 машины) и «Валентайн» (3332 машины).

Хотели англичане наладить и поставки «Кромвелей». Впервые машины советскому торговому представительству показали еще на этапе разработки в 1942 году. По воспоминаниям главы советской миссии Константина Ольховского, новинка была настолько сырой, что у него сложилось впечатление, будто бы англичане намеренно занимаются «антирекламой», чтобы и дальше поставлять «Валентайны» и «Матильды». И все же к 1944 году танк довели до ума, насколько это было возможным…

Ходовые качества были неплохи.

«Кромвель»: почему Красная армия отказалась от поставок лучшего британского танка
 
[^]
SESHOK
24.10.2024 - 08:17
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363235
В СССР британцы поставили лучшую модель «Кромвелей» - ту самую, что уже была оснащена 75-мм орудием нового образца. Всего в Союз в рамках ленд-лиза прибыло 6 машин, за которые сразу же взялись советские специалисты. По итогу танк произвел смешанное впечатление. В первую очередь было отмечено неплохое вооружение британской новинки: на 500-600 метрах «Кромвель» насквозь пробивал башню «Тигра» в бортовую проекцию. Для сравнения, советская 76-мм пушка Ф-34 пробивала борт башни «Тигра» только на 100 метрах. Однако, на этом достоинства британской машины в сравнении с советской и американской техникой – заканчивались.


Сделали около 4 тысяч таких.


«Кромвель»: почему Красная армия отказалась от поставок лучшего британского танка
 
[^]
SESHOK
24.10.2024 - 08:17
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363235
Завершающая


Самый быстрый танк британской армии в 1944 году проигрывал по ходовым качествам новеньким Т-34-85 выдав 52 км/ч против 55 км/ч. При этом американская машина проигрывала «Кромвель» не принципиально. Новенькие «Шерманы» гоняли на скоростях до 48 км/ч. На первый взгляд незначительное расхождение в скоростях для англичан умножалось на ноль чудовищным расходом «горючки».

Американские «Шерманы» модели А2 потребляли на «сотню» около 180 литров. Советские Т-34 – 170 литров. В то же время британский «Кромвель» просил покормить его как минимум 280 литрами! При этом как уже было отмечено, британская машина заметно уступала советским и американским в вопросах живучести.

По совокупности этих факторов, советская комиссия сочла поставки «Кромвелей» нерациональными.


Кромвель и Т-34-85.


«Кромвель»: почему Красная армия отказалась от поставок лучшего британского танка
 
[^]
ZmeyUA
24.10.2024 - 08:42
16
Статус: Offline


душеЛюб и людоВед

Регистрация: 20.02.15
Сообщений: 3787
Все поставлявшиеся в СССР "Шерманы" были только дизельными (у американцев тоже с авиамотором - логистика!). А высокооктанового бензина и на авиацию не хватало, а тут танк... Понятно, что забраковали
 
[^]
Атскокотстенки
24.10.2024 - 08:43
19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.01.11
Сообщений: 7130
В 1941 и, тем более, в 1942 такая машина была бы очень в кассу, даже несмотря на недостатки. Но в 1944, когда валово пошли 34-85, "Кромвель" уже был не сильно нужен.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
unpresent
24.10.2024 - 08:45
6
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 16.11.20
Сообщений: 10
Немного с ChatGPT тут поколдавали (пришлось ему подкинуть несколько статей, чтобы он обновил данные в табличке, первая версия была с почти везде Н/Д):

----
upd (убрал колонку "Крутящий момент", добавил данные по Тигру-2)
----
upd2 (добавил колонку "Тип топлива")

Это сообщение отредактировал unpresent - 24.10.2024 - 09:02

«Кромвель»: почему Красная армия отказалась от поставок лучшего британского танка
 
[^]
azatiks
24.10.2024 - 09:16
6
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 9.02.19
Сообщений: 38
В wot это шустрый и картонный танчик...

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
MikeNorth
24.10.2024 - 09:17
7
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 7.08.18
Сообщений: 578
Во время второй мировой войны страна все время сталкивалась с громадным количеством ограничений по ресурсам. Нужны миллионы тонн пороха, а заводов по производству не добавляется, на производство тех же снарядов тратилось 80-90% производства стали, остальное на производство пушек-ружей и прочего. Нужно громадное количество военных специалистов и так далее, список громадный.
И одной из важнейших проблем - был недостаток авиационного топлива. Причем не хватало кратно. К концу войны у СССР было очень много самолетов, но обеспечить топливом могли один боевой вылет раз в несколько дней. И это при том, что авиакеросин поставлялся по лендлизу, союзники поставили 50% от произведенного в СССР авиатоплива, плюс оборудование по производству.

И если вернуться к теме топика. Почему отказались от танка с авиадвигателем? Уже кто то выше дал ответ. Что бы несколько сотен таких танков повоевали пришлось бы оставить на земле несколько сотен уже имеющихся самолетов. Т.к. авиатоплива на всех жутко нехватало. А зачем это нужно, когда можно выбрать вариант поставок обычных танков? Согласитесь, 200 воюющих самолетов и 200 воюющих танков - это лучше чем 200 простаивающих без топлива самолетов и 200 воюющих танков.

Это сообщение отредактировал MikeNorth - 24.10.2024 - 09:18
 
[^]
CustomWing
24.10.2024 - 21:58
17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.05.15
Сообщений: 2552
"но обеспечить топливом могли один боевой вылет раз в несколько дней."

Осетра бы урезать, коллега)
 
[^]
M491
24.10.2024 - 22:12
26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.07.11
Сообщений: 1131
Брат моего деда, получается мой двоюродный дед, воевал на Валентайне. Был сожен, попал в плен, бежал, довоевывал на 34-ке. Рассказывал о Валентайне, как о удобной, комфортной машине. Танкиста с Валентайна было сразу видно - чистый, не чумазый. Но воевать лучше оказалось на 34ке. Валентайн сгорел после первого попадания, на 34-ке довоевал до конца, танк регулярно получал повреждения, которые ликвидировались либо экипажем, либо в полковом рембате.
 
[^]
BattlePorQ
24.10.2024 - 22:23
10
Статус: Offline


Парасьонах

Регистрация: 20.07.09
Сообщений: 64340
Цитата (SESHOK @ 24.10.2024 - 08:15)
В 1916 году в разгар Первой мировой войны в Великобритании был создан двигатель «Nuffield Liberty», который стал главным танковым двигателем англичан на несколько следующих десятилетий.

Двигатель Liberty L-12 был разработан в 1917 году в США.
Британцы начали ставить их на новые крейсерские танки где-то в 1937-38, закупая в США. Nuffield начал их производство в Великобритании по американской лицензии только к 1940-41. Перед этим обходились грузовыми и автобусными моторами Leyland, AEC и так далее.
 
[^]
BattlePorQ
24.10.2024 - 22:30
16
Статус: Offline


Парасьонах

Регистрация: 20.07.09
Сообщений: 64340
Цитата (unpresent @ 24.10.2024 - 08:45)
upd2 (добавил колонку "Тип топлива")

В такой таблице надо учитывать модификации. Например, из почти девяти тысяч построенных Валентайнов только первые триста машин Mk.I оснащались бензиновым автобусным мотором AEC-A189. Все остальные были дизельными, в том числе, и поставлявшиеся в СССР.
С Шерманами примерно та же история.
Ну, а упомянутый в табличке бензиновый 12-цилиндровый оппозит Bedford и вовсе ставили не на Валентайны, а на Черчилли.

Это сообщение отредактировал BattlePorQ - 24.10.2024 - 22:36
 
[^]
BattlePorQ
24.10.2024 - 22:47
14
Статус: Offline


Парасьонах

Регистрация: 20.07.09
Сообщений: 64340
Цитата (SESHOK @ 24.10.2024 - 08:15)
При этом мало кто знает, что англичане в рамках танкового ленд-лиза поставили в СССР достаточно большое количество бронетехники.

Все поставки именно по ленд-лизу шли из США. Это их программа.
С Британией у нас был отдельный договор о военной взаимопомощи.
 
[^]
BattlePorQ
24.10.2024 - 23:03
25
Статус: Offline


Парасьонах

Регистрация: 20.07.09
Сообщений: 64340
Цитата (MikeNorth @ 24.10.2024 - 09:17)
И это при том, что авиакеросин поставлялся по лендлизу

Авиакеросин во вторую мировую? Да ещё и в СССР? А, простите, на кой?
 
[^]
mad94
25.10.2024 - 10:00
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.11.22
Сообщений: 3521
Цитата (unpresent @ 24.10.2024 - 08:45)
Немного с ChatGPT тут поколдавали (пришлось ему подкинуть несколько статей, чтобы он обновил данные в табличке, первая версия была с почти везде Н/Д):

----
upd (убрал колонку "Крутящий момент", добавил данные по Тигру-2)
----
upd2 (добавил колонку "Тип топлива")

В СССР поставлялся Шерман М4А2. Он был с дизелем.

По цифре расхода топлива у Шермана видно что он явно не бензин кушает.

Это сообщение отредактировал mad94 - 25.10.2024 - 10:07
 
[^]
vasser
25.10.2024 - 10:03
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.11.11
Сообщений: 4286
Просто страшный он... ))
 
[^]
mad94
25.10.2024 - 10:05
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.11.22
Сообщений: 3521
Цитата (unpresent @ 24.10.2024 - 08:45)
----
upd2 (добавил колонку "Тип топлива")

Можно еще добавить колонку - размещение топливных баков - в боевом отделении или в моторном отделении.
 
[^]
tobin1970AS
25.10.2024 - 10:14
-3
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 11.09.21
Сообщений: 731
Английский танк гавно. Что старый, что новый. Наше, поколение Т, всех времён и народов, рулит.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
mad94
25.10.2024 - 10:15
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 1.11.22
Сообщений: 3521
Цитата (ZmeyUA @ 24.10.2024 - 08:42)
Все поставлявшиеся в СССР "Шерманы" были только дизельными (у американцев тоже с авиамотором - логистика!). А высокооктанового бензина и на авиацию не хватало, а тут танк... Понятно, что забраковали

Морская пехота США тоже брала себе дизельные Шерманы. У них солярки навалом было.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 27256
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх