«Увиденное вызвало шок» Самая масштабная и загадочная авиакатастрофа семидесятых под Москвой

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
18.08.2023 - 08:08
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363157
132
7 фото via

13 октября 1972 года, у Нерского озера в 12 километрах от аэропорта Шереметьево упал Ил-62, выполнявший чартерный рейс Париж — Ленинград — Москва. Погибли 174 человека, на тот момент это было самое большое число жертв в мировой истории авиакатастроф.

Причины выяснить не удалось. Были версии, что экипаж не переставил эшелон перехода на высотомерах либо упустил контроль за высотой, но почему это произошло — из-за удара молнии или потери работоспособности экипажа, — неизвестно до сих пор.

Об одной из самых загадочных трагедий в истории гражданской авиации СССР — далее в материале...

«Увиденное вызвало шок» Самая масштабная и загадочная авиакатастрофа семидесятых под Москвой
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
18.08.2023 - 08:09
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363157
13 октября 1972 года экипаж Ил-62 во главе с командиром корабля Александром Завальным доставил из Парижа в Ленинград гроб с прахом композитора-невозвращенца Александра Глазунова: через 36 лет после кончины мировую знаменитость решили перезахоронить в родном городе — на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Через некоторое время, несмотря на сильную облачность, самолет взял курс на Москву. На пути у пилотов был теплый фронт, дул слабый ветер, и в целом метеоусловия соответствовали разрешенному минимуму.

Как и положено, экипаж докладывал о своей работе диспетчеру. Борт уже подлетал к Москве, однако на высоте 400 метров сообщения пилотов неожиданно прекратились. Экипаж не отвечал на многократные вызовы диспетчера, а самолет вдруг исчез с экрана радиолокатора.

Всего в 12 километрах от взлетно-посадочной полосы аэропорта Шереметьево Ил-62 на огромной скорости — 550 километров в час — разбился о землю.

Самолет упал на поле, затем проделал внушительную просеку в лесу. Фрагменты тел попали и на заболоченную равнину, и в Нерское озеро на территории Дмитровского района Московской области. Над местом катастрофы стоял запах гари.

Как вспоминали очевидцы, от дороги к лесу был небольшой подъем, и все поле усеяли мелкие куски обшивки. Издалека казалось, что на мокрую осеннюю землю выпал снег, и только вблизи становилось понятно: это мельчайшие кусочки алюминия.

Перезахоронение останков композитора Александра Глазунова в Александро-Невской лавре
Фото: Соловьева / РИА Новости

«Увиденное вызвало шок» Самая масштабная и загадочная авиакатастрофа семидесятых под Москвой
 
[^]
SESHOK
18.08.2023 - 08:09
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363157
«Трое суток мы исследовали груды останков»

Ил-62 должен был прибыть в Москву значительно раньше, однако из-за окутавшего столицу густого тумана командир воздушного судна (КВС) Завальный вынужденно запросил посадку на аэродроме Шоссейная — так в ту пору назывался петербургский аэропорт Пулково.

Во время стоянки пассажиров заметно прибавилось: узнав о прибытии чартерного рейса, люди раскупили почти все свободные места. Среди пассажиров было много детей

Наконец, около 20 часов Ил-62 выполнил взлет из Ленинграда при облачности 10 баллов (по 10-балльной шкале) с нижней кромкой 540 метров и верхней границей 3000 метров. Это были непростые, но допустимые для полета условия.

Самолет был оборудован навигационно-пилотажной системой «Полет-1», обеспечивавшей автоматический полет по маршруту днем и ночью, а также автоматический заход на посадку, воздушная трасса Ленинград — Москва была оснащена необходимым радиотехническим оборудованием. Помимо Завального и девяти членов экипажа, на борту находились 164 пассажира и 1350 килограммов груза. Самолеты Ил-62 эксплуатировались с 1967 года и полностью соответствовали мировому технико-экономическому уровню. Их можно было назвать гордостью гражданской авиации СССР. До гибели рейса из Парижа страна потеряла лишь один такой самолет, да и тот в ходе испытаний в 1965-м.

В районе аэропорта Шереметьево сохранялись сложные погодные условия и не работала система инструментальной посадки. Считается, что именно темнота и туман стали главными факторами, которые привели к катастрофе. Примерно в 21 час 50 минут самолет столкнулся с поверхностью земли и разрушился. По распространенной версии, это произошло при третьей попытке приземления. Но противники этой версии указывают на то, что борт врезался в землю не в зоне захода на посадку, а за несколько километров до нее.

Кабина пилотов самолета Ил-62
Фото: Преображенский Сергей / Фотохроника ТАСС

«Увиденное вызвало шок» Самая масштабная и загадочная авиакатастрофа семидесятых под Москвой
 
[^]
SESHOK
18.08.2023 - 08:10
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363157
На место ЧП сразу же прибыли высокие чиновники, специалисты по различным системам самолета и наземному оборудованию. При анализе переговоров экипажа с диспетчерами обратили внимание на якобы заторможенную речь тех, кто находился в кабине.

В ту же ночь была создана правительственная комиссия под руководством секретаря ЦК КПСС (и будущего министра обороны) Дмитрия Устинова для расследования трагедии. Из-за международного статуса рейса к расследованию привлекли лучших специалистов Министерства гражданской авиации и Минавиапрома СССР.

Район катастрофы оцепили курсанты военных училищ и сотрудники милиции. Они шли по полю цепями, собирая документы, деньги и ценные вещи пассажиров. Найденное передавали сотрудникам КГБ (которые к тому времени арестовали всю документацию по самолету). Следом шли работники авиационно-технической службы, собиравшие куски фюзеляжа и останки людей. Тела укладывали на носилки и размещали в грузовых фургонах.

Бывший начальник отдела Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Александр Клюев в 1972 году учился в клинической ординатуре 2-го Московского мединститута имени Н.И. Пирогова по специальности «судебная медицина» и принимал участие в работе экспертной бригады по исследованию останков погибших.

«Картина увиденного на месте происшествия вызвала шок и на всю жизнь отпечаталась в моей памяти, — вспоминал Клюев. — Останки более ста человек, разбросанные на большой площади по осеннему, местами выкорчеванному силой взрыва лесу, и стойкий запах керосина, перемешанный с запахом хвои. Трое суток (днем и ночью) в тесном дворике больничного морга подмосковного городка Дмитрова мы исследовали груды останков (в общей сложности более трех тысяч объектов). В результате ничего криминального так и не обнаружили. Хотя, по моим сведениям, причины самой катастрофы остались несколько туманными»

По словам эксперта МАК Владимира Кофмана, участвовавшего в расследовании, все системы самолета до его столкновения с землей работали нормально, погода, по его мнению, тоже не могла стать причиной падения.



Нерское озеро
Фото: В. Селезнев / РИА Новости

«Увиденное вызвало шок» Самая масштабная и загадочная авиакатастрофа семидесятых под Москвой
 
[^]
SESHOK
18.08.2023 - 08:10
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363157
Все, что осталось от Ил-62, перевезли в специальный ангар Научно-исследовательского института гражданской авиации (ГосНИИ ГА). Видевшие разрушенный самолет люди запомнили, что его хвостовая часть осталась целой. На полу ангара нарисовали Ил-62 в натуральную величину.

Все найденные узлы и детали складывали так, как они были установлены в самолете. По словам участников процесса, между ними сразу возникли разногласия: эксплуатационники пытались взвалить вину на технику и приводили примеры отказов каких-то систем, а представители промышленности, напротив, всеми возможными способами доказывали надежность техники.

Как заключила летная подкомиссия по катастрофе Ил-62, командир корабля Завальный и остальные члены экипажа прошли всю необходимую подготовку, имели аттестацию, а их взаимодействие и технология работы в полете соответствовали требованиям Руководства по летной эксплуатации самолета. Все они были признаны годными к летной работе по состоянию здоровья без ограничений. Перед вылетом члены экипажа хорошо отдохнули и прошли медицинский осмотр в аэропорту Шереметьево.

Тем не менее при снижении с высоты 700-600 метров в течение последних 30-25 секунд полета эксперты зафиксировали «недостаточно активные действия пилотов». Последнее сообщение с борта самолета вместо Завального передал бортрадист Владислав Козьмин. Более того, о занятии высоты 400 метров КВС почему-то так и не сообщил

«Отсутствие информации с борта самолета и необходимой реакции пилота на вывод самолета в горизонтальный полет можно объяснить внезапным нарушением нормального психофизиологического состояния пилотов, лишившего их возможности своевременного вывода самолета из снижения на заданную высоту», — говорится в заключении летной подкомиссии.



Фото: Борис Корзин / ТАСС

«Увиденное вызвало шок» Самая масштабная и загадочная авиакатастрофа семидесятых под Москвой
 
[^]
SESHOK
18.08.2023 - 08:11
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363157
«Самолет на огромной скорости коснулся земли»

Точные причины крушения Ил-62 установить так и не удалось. Бортовые самописцы оказались сильно повреждены, часть записей не подлежала расшифровке.

Так катастрофа над Нерским озером обросла легендами и до сих пор остается предметом споров авиаэкспертов. Весьма распространено мнение, что КГБ по каким-то причинам было невыгодно рассказывать правду о произошедшем. По основной версии, к трагедии привела неправильная установка значения атмосферного давления аэродрома на барометрических высотомерах. В то время стрелочные высотомеры как раз меняли на цифровые, и экипаж мог перепутать показания прибора.

«Безусловно, причиной катастрофы стали ошибки экипажа, — сказал в 2015 году известный ученый в области аэродинамики и летных испытаний воздушных судов Арсений Миронов, который умер в 2019-м, а в год авиакатастрофы Ил-62 работал заместителем директора Летно-исследовательского института имени М.М. Громова. — Мое убеждение было таким: пилоты не переставили высотомер на давление аэродрома. В результате при снижении по барометрическому высотомеру экипаж неправильно выставил "высоту аэродрома", то есть истинное атмосферное давление в месте посадки. В условиях почти нулевой видимости он [экипаж] считал, будто находится на высоте 400 метров, а на самом деле самолет на огромной скорости коснулся земли и взорвался».

Причиной катастрофы называли и молнию: она могла попасть в Ил-62 и вывести из строя радиовысотомер, из-за чего экипажу пришлось выставлять высоту только по барометрическому высотомеру.

Обсуждалась и версия теракта. Дочь одного из пассажиров рейса утверждала, что ее брат годы спустя выпивал с кем-то из сотрудников Шереметьево и тот якобы рассказал о заложенной на борту бомбе. При подлете к Москве командир экипажа Завальный якобы проинформировал об этом диспетчера, и тот категорически запретил посадку, потому что в аэропорту ждали правительственную делегацию. О якобы прогремевших в воздухе взрывах сообщали и свидетели катастрофы из числа местных жителей.

Наконец, была версия о том, что экипаж потерял сознание из-за отравления нервно-паралитическим газом: будто бы произошла разгерметизация баллончика, после чего все «заснули», и самолет падал в полной тишине.


Ил-62

«Увиденное вызвало шок» Самая масштабная и загадочная авиакатастрофа семидесятых под Москвой
 
[^]
SESHOK
18.08.2023 - 08:11
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 363157
Завершающая


***

«Это резонансное расследование дало мощный стимул к совершенствованию инфраструктуры отрасли, — констатировал в наше время эксперт МАК Кофман. — Важным этапом было создание Госавианадзора, призванного решать неотложные вопросы и в части совершенствования авиационной техники, и в области организации обслуживания и обеспечения безопасности полетов и управления воздушным движением».

По невероятному стечению обстоятельств в тот же день, 13 октября 1972 года, в Андах разбился уругвайский авиалайнер с регбийной командой. Выжившие люди 72 дня ждали помощи в непроходимых горах, почти не имея пищи и источников тепла. Обстоятельства заставили выживших пассажиров прибегнуть к каннибализму, и все-таки их удалось спасти. Этот беспрецедентный случай вошел в историю как «Чудо в Андах».

А фрагменты тел пассажиров Ил-62 сожгли в крематории города Дмитрова, после чего родственникам выдали урны с прахом для захоронения. Некоторые сомневались, что в полученной урне находится прах именно его близкого человека.

Авиакатастрофа под Москвой еще около двух лет оставалась крупнейшей по числу жертв в истории мировой авиации. 3 марта 1974 года печальный рекорд обновила трагедия DC-10 под Парижем, в которой погибли 346 человек.

Фото: Яков Берлинер / РИА Новости

«Увиденное вызвало шок» Самая масштабная и загадочная авиакатастрофа семидесятых под Москвой
 
[^]
stRoger
18.08.2023 - 08:23
17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.03.14
Сообщений: 1623
А в 1982 году, рядом с Шереметьево, в лесополосу между аэропортом и Дмитровкой, рухнул ИЛ 62М.
У меня отец как раз на берегу залива был и видел как тот завалился...

"Катастро́фа Ил-62 под Москво́й — крупная авиационная катастрофа, произошедшая ночью 6 июля 1982 года. Авиалайнер Ил-62М предприятия «Аэрофлот» выполнял рейс SU-411 по маршруту Москва—Дакар—Фритаун, но через 2,5 минуты после взлёта рухнул на землю в окрестностях посёлка Менделеево Московской области[1]. Погибли все находившиеся на его борту 90 человек — 80 пассажиров и 10 членов экипажа."

Официальной причиной катастрофы 1982, судя по Вики, считают:

" Согласно выводам комиссии, причиной срабатывания аварийной пожарной сигнализации явилось прохождение ложного сигнала из-за неустановленного дефекта системы[1]. На момент срабатывания сигнализации все четыре двигателя самолёта были полностью работоспособными.

Предусмотренное РЛЭ требование немедленного отключения двигателей при пожаре вызвано угрозой разрушения их вращающихся деталей с последующим повреждением гидравлических систем управления воздушным судном. Действия экипажа в данной ситуации соответствовали РЛЭ и были признаны правильными. Ситуация и порядок действий по пилотированию самолёта Ил-62М с двумя отказавшими двигателями на взлёте руководством по лётной эксплуатации на момент катастрофы предусмотрены не были."

Это сообщение отредактировал stRoger - 18.08.2023 - 08:30
 
[^]
jr13
18.08.2023 - 08:37
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.04.23
Сообщений: 2094
Под Павлоском тоже лежит (лежал сам обломки видел) вылетел из пулкова и развалился в воздухе

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Сиделец219
18.08.2023 - 08:37
5
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 5.05.23
Сообщений: 441
Цитата (SESHOK @ 18.08.2023 - 08:09)
13 октября 1972 года экипаж Ил-62  доставил из Парижа в Ленинград гроб с прахом 

dont.gif

Это сообщение отредактировал Сиделец219 - 18.08.2023 - 08:43

«Увиденное вызвало шок» Самая масштабная и загадочная авиакатастрофа семидесятых под Москвой
 
[^]
Починикс
18.08.2023 - 09:33 [ показать ]
-25
zubr5
18.08.2023 - 09:39 [ показать ]
-37
Бокин
18.08.2023 - 11:34
16
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5908
Цитата
Были версии, что экипаж не переставил эшелон перехода на высотомерах


Автор, что за хуйню ты написал? ты хоть понятие имеешь что такое "эшелон перехода", к тому-же он никак не переставляется, и причиной катастрофы быть не может.

Эшелон перехода - минимальный эшелон на котором экипаж ВС устанавливает давление аэродрома при снижении на его схему.
Для равнинной местности типа центральных районов обычно 1800 м по стандартному давлению.

Высота перехода - высота, на которой экипаж ВС устанавливает стандартное давление (для СССР - 760 мм. рт. ст) при наборе высоты эшелона. Обычно соответствует высоте круга.
 
[^]
vdc
18.08.2023 - 12:03
-7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.12.16
Сообщений: 4633
дел

Это сообщение отредактировал vdc - 18.08.2023 - 12:04
 
[^]
Anes01
18.08.2023 - 12:34
9
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.06.14
Сообщений: 5319
Фраза «чартерный рейс» пришла к нам из-за рубежа в девяностые годы прошлого века, когда авиация переходила на рыночные формы хозяйствования.
Но данное явление существовало и во времена Советского Союза. Правда, называлось иначе: «заказные рейсы» или «рейсы вне расписания». Интересно кто были эти люди которым не повезло?
 
[^]
ksup
18.08.2023 - 12:37
16
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 15.12.15
Сообщений: 630
Если этот певец невозвращенец то нафига его останки в Союз обратно везли и даже хоронили в Лавре-не много ли ему чести?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
yaTonop
18.08.2023 - 12:40
4
Статус: Offline


( ͡° ͜ʖ ͡°)╭∩╮

Регистрация: 17.06.10
Сообщений: 31631
Цитата (Бокин @ 18.08.2023 - 11:34)
Цитата
Были версии, что экипаж не переставил эшелон перехода на высотомерах


Автор, что за хуйню ты написал? ты хоть понятие имеешь что такое "эшелон перехода", к тому-же он никак не переставляется, и причиной катастрофы быть не может.

Автор - копипаста, вряд ли ответит на этот вопрос. Да и тот, что с Ленты, тоже специалист широкого профиля, не только авиации.
https://lenta.ru/parts/authors/dokunev/2/

Это сообщение отредактировал yaTonop - 18.08.2023 - 12:41
 
[^]
OnTuMyC
18.08.2023 - 12:42
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.03.10
Сообщений: 1275
Цитата (Бокин @ 18.08.2023 - 12:34)
Цитата
Были версии, что экипаж не переставил эшелон перехода на высотомерах


Автор, что за хуйню ты написал? ты хоть понятие имеешь что такое "эшелон перехода", к тому-же он никак не переставляется, и причиной катастрофы быть не может.

Эшелон перехода - минимальный эшелон на котором экипаж ВС устанавливает давление аэродрома при снижении на его схему.
Для равнинной местности типа центральных районов обычно 1800 м по стандартному давлению.

Высота перехода - высота, на которой экипаж ВС устанавливает стандартное давление (для СССР - 760 мм. рт. ст) при наборе высоты эшелона. Обычно соответствует высоте круга.

ТС копипастер, ему пахую
 
[^]
etakila
18.08.2023 - 12:55
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 19.07.23
Сообщений: 4500
Нехуя фамилия у командира я бы с ним в бой не пошел

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
pansasha
18.08.2023 - 13:00
8
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 7.05.23
Сообщений: 515
Где-то в феврале 90го года знакомый утром понедельника рассказал как он попил чайку у себя дома на пятом этаже на окраине Первоуральска.
Времени было около 5ти вечера в воскресенье, приятель налил чайку, закурил и устроился у окна на кухне. Вдалеке над крышами домов заметил самолёт, летевший низковато. Над Первоуральском самолёты не летают, аэропорт в Екатеринбурге (Свердловске). А самолёт всё ниже и как описал знакомый курсом на окно его кухни прямо в нескольких метрах над крышами домов напротив. Оставались доли секунды до прилёта, это был ТУ-154. Приятель попрощался с жизнью, перескочил в комнату напротив и из неё увидел, что самолёт шлёпнулся в поле за домом. Экипаж погиб, но основная часть пассажиров выжила.
Вот так, попил чайку и нажил седых волос ! 😺

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Бокин
18.08.2023 - 13:03
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.13
Сообщений: 5908
OnTuMyC
Цитата
ТС копипастер, ему пахую


yaTonop
Цитата
Автор - копипаста, вряд ли ответит на этот вопрос. Да и тот, что с Ленты, тоже специалист широкого профиля, не только авиации.
https://lenta.ru/parts/authors/dokunev/2/


Понятно что копипаста, но такие ляпы выкладывать. Вот так вводят в заблуждение людей к авиации не относящимся.
 
[^]
vmaster
18.08.2023 - 13:44
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.01.10
Сообщений: 1461
Про*б с барометрическим альтиметром уже становится классикой. Самолет Качинского (по результатам официального расследования) по той же самой причине обнял березу
 
[^]
Рагамалура
18.08.2023 - 13:45
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 27.03.20
Сообщений: 1524
А в Ульянке, в Ленинграде, что произошло? В конце 70-тых, взлетел и сразу в капусту приземлился? Не знаю, про жертвы. Информации - ноль.
 
[^]
RedMoon123
18.08.2023 - 13:45
3
Статус: Offline


Ваш хозяин

Регистрация: 6.08.10
Сообщений: 15956
Теракт, не теракт, ошибка, не ошибка - хз.
В советские времена любое авиа происшествие незамедлительно секретилось.

Безопасность полетов в СССР весьма страдала, и падали борта регулярно и постоянно, только в 90е начали открывать архивы.

Как правило всем, "что-то видевшим" свидетелям затыкали рты подписками о неразглашении.

В середине 70х в Воронеже чуть в водохранилище не плюхнулся самолет, чудом ушли на аэродром ВАСО. В местных газетах конечно же написали, что проводились праздничные демонстрационные полеты.

Это сообщение отредактировал RedMoon123 - 18.08.2023 - 13:48
 
[^]
Разрывной
18.08.2023 - 13:48
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.10.18
Сообщений: 3756
Цитата (ksup @ 18.08.2023 - 12:37)
Если этот певец невозвращенец то нафига его останки в Союз обратно везли и даже хоронили в Лавре-не много ли ему чести?

Здесь своих мертвецов не хватает.
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 29090
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх