Четвертая стена — концепция, характерная для художественных произведений: персонаж не знает о том, что он является вымышленным героем чьего-то художественного произведения и не догадывается о существовании аудитории, которая за ним наблюдает.
Четвертая стена — это экран телевизора или невидимая стена в театре, разделяющая сцену и аудиторию. Этот прием присутствует буквально везде: разделение между персонажами и зрителями помогает сохранить подавление недоверия — поскольку персонаж воспринимает мир художественного произведения как настоящий, то и зритель старается поверить, что для персонажа этот мир настоящий.
Название «четвертая стена» намекает на существование трех стен, в которых происходит действие большей части пьес и тв-шоу.
Характерной чертой постмодернизма является исследование и переосмысление четвертой стены, хотя примеров разрушения четвертой стены хватало и без него.
А когда перед нами, казалось бы, пример ее разрушения, но тут всё неожиданно объясняется внутренними причинами сеттинга — это уже опора на четвёртую стену.
Разрушение четвёртой стены — это прямое обращение героя художественного произведения к автору или аудитории. Характерным примером могут служить пьесы Шекспира, в которых персонажи часто обращались к зрителям. Это, по сути, развитие старого театрального приёма реплики «в сторону» (à part), призванного явить зрителю мысли персонажа, которых остальные персонажи, разумеется, не слышат — они же не телепаты. Только здесь педаль утоплена в самую сцену: актёр не просто озвучивает зрителю свои мысли, но и обращается прямо к нему.