Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
konigsadler
16.02.2023 - 09:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
84
Здрасте.

Создаю последнюю тему на Япе по самолётикам.

Выбрал Ла-9. Ла-11 создан на его базе (убрана одна пушка, добавлены подлокотники, мягкое кресло, писсуар, куча топливных баков) для задач сопровождения бомбардировщиков, поэтому всё же Ла-9.

Приступаем.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Одним из лучших советских истребителей Второй мировой войны считается Ла-7. Но был у него существенный недостаток – подверженный гниению цельнодеревянный планер. Самолёт не мог длительно храниться под открытым небом. Необходимо было внедрять цельнометаллическую конструкцию.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Первым шажком на пути к цельнометаллическому истребителю стал переход на металлические лонжероны крыла в марте 1944 г. на Ла-5ФН тип 41. Затем последовал и Ла-7 разработанный на базе планера этого истребителя. Летом 1944 г. он был запущен в серию.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
КБ Лавочкина не остановилось на достигнутом. На одном из Ла-7 установили ламинарный профиль крыла. Летом 1944 г. прошёл испытания новый мотор – АШ-83. По сравнению с АШ-82ФН мощность возросла незначительно - всего на 50 л.с., но была кардинально улучшена высотность, что привело бы к повышению ЛТХ. В августе 1944 г. машина с этим мотором преодолела рубеж 700 км/ч.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Дальнейшим плодом работ стал истребитель «120». Внешне это был тот же Ла-7, но с изменённой конструкцией. Широкое внедрение металла позволило снизить массу планера на 150 кг. Пушки ШВАК были заменены на новейшие НС-23, а АШ-82ФН на АШ-83. Но главное изменение – ламинарный профиль крыла. На испытаниях, начатых в январе 1945 г., достигли скорости 735 км/ч.

Но двигатель АШ-83 требовал доводки, поэтому работы над данным проектом были свёрнуты.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Пришлось вернуться к уже освоенному промышленностью АШ-82ФН. Так появился проект «126». Особенностью крыла помимо ламинарного профиля стало отсутствие предкрылков. Крыло стало однолонжеронным (на Ла-7 двухлонжеронное) с металлическим каракасом и фанерной обшивкой.

Завершившиеся в апреле 1946 г. испытания показали, что проект не превосходит серийные Ла-7.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Завершающим шагом стал проект «130». При его создании учли опыт предшественников – проектов 120 и 126.

От Ла-7 в новом проекте мало что осталось. Самолёт «130» стал цельнометаллическим. Изменили крыло – она стало однолонжеронным с работающей обшивкой и приняло трапециевидную форму. Как и на проекте «126» отсутствовали предкрылки. Контуры фюзеляжа выглядели иначе, чем у Ла-7: хвостовую часть сделали короче и уже.

Самолёт изначально проектировали под АШ-83. Согласно расчётам максимальная скорость на высоте 7500 м должна была составить 725 км/ч. Но пришлось вернуться к проверенному АШ-82ФН.

Машина была вооружена четырьмя синхронными пушками НС-23С с боезапасом 300 снарядов.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
По сравнению с Ла-7 обогатили приборное оборудование. Ввели штатный авиагоризонт, радиополукомпас, ответчик системы радиолокационного опознавания.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Первый опытный экземпляр был построен в январе 1946 г.
В испытаниях нового истребителя принимали участие Прошаков, Хомяков, Тереньтев, Трофимов, Супрун, Тимофеенко, Масич, Кочетков, Антипов, Кувшинов, Седов.

Лётчики-испытатели отметили: Оборудование кабины самолёта 130 выполнено значительно лучше, чем на серийном Ла-7. Наличие радиополукомпаса, авиагоризонта, дистанционного компаса и ответчика СЧ-3 позволяют пилотировать самолёт в сложных метеоусловиях и успешно вести боевую работу. Пользоваться основными рычагами управления легко и удобно. По своим габаритам кабина вполне удовлетворяет лётчика-истребителя, посадка удобная и при длительном полёте не утомляет лётчика… Обзор вперёд и в стороны хороший, назад обзору мешает рамка РПК». Испытатели сочли, что обзор из кабины нового истребителя лучше, чем у Ла-7 или немецкого FW- 190А и американского P-47D «Тандерболт», который также испытывался в НИИ ВВС.

Техника пилотирования самолёта «130» была близка к технике пилотирования Ла-7. Самолёт мог лететь с брошенной ручкой. Техника выполнения фигур высшего пилотажа — идентичная предшественнику. Самолёт был вполне доступен лётчикам средней квалификации.

В НИИ ВВС самолёт «130» сравнивали с другими советскими истребителями того времени. По дальности и продолжительности полёта он имел значительное преимущество над Ла-7, Як-3 и Як-9У.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Секундный залп четырёх пушек самолёта «130» тоже был выше, чем у всех названных выше истребителей.

Рассмотрим вооружение Ла-9.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:42
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Советская 23-мм авиапушка ВЯ была, пожалуй, лучшей в своем классе - мощная, скорострельная, безотказная, достаточно легкая и технологичная. Она стала основой вооружения штурмовика Ил-2. Однако, при всех своих плюсах она обладала и существенным минусом - слишком большое усилие отдачи. По разным оценкам величина этого параметра варьировалась от 2,5 до 4 тонн! Патрон 23х152В, используемый в пушке оказался излишне мощным для авиации. Кроме того,необходимо было создать замену слабому патрону пушки ШВАК.

Новый патрон ОКБ-16 это снаряд пушки ВЯ совмещённый с находящейся в серийном производстве гильзой от противотанкового ружья 14.5х114. Для чего горловина гильзы была просто увеличена в диаметре. Получившийся боеприпас, обозначенный как 23х115 мм, сохранял отличную баллистику снаряда ВЯ при большой разрушительной силе, но при этом обеспечивал умеренную отдачу.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:42
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Параллельно с разработкой боеприпаса в ОКБ-16 была начата работа над авиационной пушкой, имевшей заводское обозначение "115П". Главным конструктором орудия стал Александр Степанович Суранов. В группу разработчиков также вошли Г. Жирных, В. Неменов, С. Лунин, М. Бундин.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Автоматика орудия работала на основе короткого отката ствола, запирание патронника осуществлялось поворотом затвора. Зарядка электропневматическая, для чего использовались два пневмоцилиндра. Гашение отдачи затвора осуществлялось пружинно-гидравлическим буфером. Боепитание осуществлялось при помощи рассыпной металлической ленты только с левой стороны.

Пушка получилась весьма компактной и легкой для своего класса - масса тела орудия составляла всего 37 кг при длине менее 2 метров. Темп стрельбы изначально достигавший 700 в/мин ради надежности был искусственно ограничен величиной 600 в/мин.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Наземные государственные испытания пушки проходили в период с ноября 1943 года по май 1944-го уже под обозначением НС-23. Параллельно ей проходили сравнительные испытания аналогичные системы: 23-мм авиапушка С.В. Владимирова В-23, разработанная в ОКБ-2 как увеличенный вариант 14.5-мм пулемета КПВ, а также разработка ОКБ-15 Ш-23 Б.Г.Шпитального.

Однако, по комплексу характеристик конкурирующие разработки значительно уступали изделию ОКБ-16, к тому же отставали по срокам доводки.
4 мая 1944 года завершились наземные испытания пушки НС-23, а 7 июня 1944 года были завершены и летные испытания пушки, установленной в моторном исполнении на истребителе Як-9. После чего 10 октября 1944 года решением Государственного Комитета Обороны НС-23 и патрон к ней были приняты на вооружение с организацией производства на заводе No.2 в Коврове.

Повоевать новой пушке на фронтах 2-й Мировой практически не довелось, лишь весной 1945 несколько попавших на фронт истребителей Як-9УТ, вооруженных моторпушкой НС-23 и парой синхронных Б-20 успели поучаствовать в завершающих боях.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:43
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Пушка НС-23 приняла самое активное участие в Корейской войне. В 1946 году под новые истребители Лавочкина была разработана синхронная версия пушки НС-23С. На тот момент главный разработчик А.С. Суранов покинул коллектив ОКБ и доработкой пушки занимался другой талантливый оружейник Арон Абрамович Рихтер.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:44
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Пушками НС-23 в первые послевоенные годы вооружали практически все новые отечественные реактивные самолеты первого поколения - МиГ-9, Як-15, первые серии МиГ-15, большое количество опытных машин. Четыре крыльевых НС-23 с боекомплектом по 150 выстрелов стали основой вооружения штурмовиков Ил-10 и Ил-10М. Под истребители Як-17 выпускались пушки с удлиненным стволом. В качестве оборонительного вооружения пушки НС-23 почти не применялись. Лишь опытный бомбардировщик Ил-22 имел кормовую одинарную установку с пушкой НС-23.
Послевоенное производство пушек НС-23 постоянно наращивалось. В период с 1946 по 1953 гг. было выпущено 27571 штук.

Не смотря на высокую надежность и хорошие эксплуатационные качества пушки НС-23, безотказно работавшие в любых температурных режимах и из любого положения, они все же обладали рядом недостатков, главным образом, недостаточной по меркам послевоенного времени темпом стрельбы. Отдача пушки, хотя и была значительно ниже пушек ВЯ, составляя около 1.5 тонн, все же была высока. В этой связи в 1947 году была предпринята работа по усовершенствованию системы.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:45
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Проект модернизации пушки возглавил Рихтер. Итогом работ явилась доработанная система, получившая обозначение НР-23 (Нудельман-Рихтер).
Фактически НР-23 представляла собой НС-23 с несколькими измененными и доработанными узлами.

Скорострельность орудия удалось довести до 800-950 выстрелов в минуту, однако начальная скорость снаряда осталась на уровне пушки НС-23 - порядка 690 м/с.

Официально НР-23 приняли на вооружение в 1950 году.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:45
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Боеприпасы 23х115 мм к пушкам НС-23 и НР-23, унифицированы по снарядам с патронами 23х152В от пушек ВЯ и включали в себя те же сколочно-зажигательно-трассирующие, бронебойно-зажигательные и практические снаряды аналогичными по массе, наполнению ВВ и маркировке. Общая масса снаряда составляла 340 грамм, масса порохового заряда 33 грамма.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:45
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Характеристики

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:46
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
В учебных воздушных боях выяснили, что Ла-7 и 130 были равноценны в горизонтальном и вертикальном манёвре на высотах 2000–6000 м. Як-3 при маневрировании на горизонталях на высотах 3000–5000 м имел незначительное преимущество. В этом диапазоне высот Як оказался лучше и в вертикальном манёвре. Причины этого мы уже с Вами разбирали в ролике «Як-3 Истребитель Победа».

По завершении цикла испытаний машина была принята на вооружение под обозначением Ла-9 и в 1946 г. запущена в серийное производство на заводе №21. К 31 декабря 1946 г. ВВС получили первые 15 машин.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:46
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
В 1947 г. первые 30 серийных машин отправили на войсковые испытания в Подмосковье. Испытания проходили в 176-ом Гв.ИАП.

Ла-9 быстро получили одобрение лётчиков. «Великолепная машина», —писал в своих мемуарах С. М. Крамаренко, командир звена 176-го Гв.ИАП.

Крамаренко Сергей Макарович один из самых результативных асов реактивной авиации.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:47
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Войсковые испытания Ла-9 завершились в декабре 1947 г.

С 1947 г. началось перевооружение ВВС Советского Союза на Ла-9. Всего было выпущено 1634 экземпляра.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:47
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
В 1948 г. в 176 Гв.ИАП полку создали пилотажную группу, летавшую на Ла-9. Её возглавил Герой Советского Союза С. А. Куманичкин (впоследствии командир этого полка). По традиции машины были окрашены в красный цвет. Эта группа демонстрировала фигуры высшего пилотажа на воздушном параде в Тушино уже в августе 1948 г.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Переход частей на эти машины проходил вплоть до середины 1951 г.
Отзывы лётного и технического состава о первом цельнометаллическом истребителе Лавочкина были в целом одобрительными. Лётчики хвалили манёвренность, управляемость, неплохие взлётно-посадочные качества самолёта. По сравнению с Ла-7 улучшилось его приборное оборудование, в кабине стало комфортнее. Отмечались и недостатки. Так, в ходе эксплуатации Ла-9 в 1949 г. дал о себе знать массовый дефект — деформация 12-го шпангоута, завод №21 оперативно отреагировал и устранил проблему выездными ремонтными бригадами.

К середине 1951 г. в ВВС находилось 640 Ла-9, а в истребительной авиации ПВО — 245, составляя заметную долю парка.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
konigsadler
16.02.2023 - 09:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 6.10.15
Сообщений: 4271
Кроме Советских ВВС Ла-9 состоял на вооружении ВВС Китая и Кореи.

Данных о боевом применении Ла-9 китайцами в Корее нет. А вот корейцы его применяли. В небе Кореи Ла-9 появились в составе 887 ИАП ВВС КНДР в 1951 г. Данных об их боевой работе в этом подразделении практически нет.

Ла-9. Лебединая песня поршневой истребительной авиации Советского Союза
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 5540
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх