«Каждый год одного-двух человек забирает север». Водитель грузовика — о работе на зимниках Таймыра

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
TOS1
9.02.2023 - 03:13
Статус: Offline


шутник

Регистрация: 30.10.13
Сообщений: 13791
209
Автор текста - Лариса Стрючкова, член Союза журналистов России, член Клуба исследователей Таймыра, историк, этнограф.
Фото: Сергей Абдульманов и Юрий Ионин.

Он представитель профессии, о которой многие, особенно в больших городах, даже не знают. Дальнобойщик, за рулём больше 30 лет. Но вовсе не спокойный парень в шлёпанцах, какого встретишь на заправке на трассе. Юрий Ионин живёт в Норильске и работает на полуострове Таймыр.

То есть возит грузы там, где дорог в обывательском понимании нет. Ионин ездит по зимникам. И «ездит» — громкое слово. Пробивается километр за километром к посёлкам, куда груз могут доставить только такие, как он. Зимой, в пургу и мороз, с плохой связью и лицом к лицу с дикой природой.

Текст и 9 фото.

«Каждый год одного-двух человек забирает север». Водитель грузовика — о работе на зимниках Таймыра
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
TOS1
9.02.2023 - 03:13
Статус: Offline


шутник

Регистрация: 30.10.13
Сообщений: 13791
— Я «Урал» люблю, — признаётся он, налив себе и гостям горячего чаю на кухне в своей квартире в норильском районе Талнах. — КамАЗ, конечно, тоже хорош... Но когда у тебя что-то непредвиденное случилось в дороге, тебе приходится кабину поднимать, чтобы добраться до неисправности. А там у тебя в кабине всё — и еда, и вещи, и сигареты. Ну, всё, что тебе надо в дороге. А на улице минус сорок с ветром. Тебе даже запрыгнуть в кабину отогреться не получается. Поэтому — «Урал». У него, конечно, нос большой, дорогу частично закрывает. Но зато, случись что, спокойно выскочил из кабины, поднял капот, опять запрыгнул в кабину, отогрелся. Да и подводит машина редко.

«Каждый год одного-двух человек забирает север». Водитель грузовика — о работе на зимниках Таймыра
 
[^]
TOS1
9.02.2023 - 03:14
Статус: Offline


шутник

Регистрация: 30.10.13
Сообщений: 13791
Свою машину — огромный «Урал» — Юрий Викторович знает лучше, чем собственные пять пальцев. Летом на базе, где пережидает сезон его техника, можно увидеть разобранный до винтиков механизм машины. Стоит один остов «Урала», а вокруг в идеальном порядке разложены практически все детали, из которых он состоит. Каждая промазана, проверена, прочищена. По-другому нельзя — водитель должен быть уверен в своей машине на 200 процентов. Случись что, помочь на зимнике некому.

Зимник — от слова «зима». По зимнику, действительно, ездят только зимой, когда все озёрца и трясины промерзают и покрываются снегом. Такие тракты создавались на Русском Севере с незапамятных времён и первоначально представляли собой дороги в периоды холодов через болота, мхи и леса между сёлами Беломорья. Эти пути оказывались короче в сравнении с летней трактовой или просёлочной дорогой, потому как спрямлялись некоторые объезды — например, вокруг болот.

«Каждый год одного-двух человек забирает север». Водитель грузовика — о работе на зимниках Таймыра
 
[^]
TOS1
9.02.2023 - 03:14
Статус: Offline


шутник

Регистрация: 30.10.13
Сообщений: 13791
С расширением территории Российского государства за счёт присоединения Сибири и Дальнего Востока зимники тоже шагнули за Урал. Ведь «авангардом» продвижения на восток страны были одни из самых креативных, как бы мы сейчас сказали, представителей русского народа — поморы. Вот вслед за носителями поморской говóри — диалекта русского языка, на котором говорили первопроходцы, — на Таймыр и пришли многие слова и понятия, в том числе и зимник.

Зимники на Таймыре сегодня проходят по тем местам, где летом или в межсезонье вовсе нет никаких дорог — ни просёлочных, ни трактовых, то есть грунтовых. И даже сейчас, уже в двадцать первом веке, — это всё ещё единственная возможность совершать наземные перевозки между населёнными пунктами полуострова. В другое время года связь между ними — самолётом и вертолётом. Или по воде в короткий летний период навигации. А расстояния-то немаленькие. Например, от Норильска до Хатанги — 800 километров. И между этими двумя населёнными пунктами водного сообщения нет совсем.

800 километров — это много или мало? Если речь про среднюю полосу России летом — дорога хорошая, асфальт без изъянов, а скорость разрешена больше 100 километров в час — то из точки А в точку Б можно переместиться за один восьмичасовой рабочий день. А вот если речь о 800 километрах зимника, то их можно не осилить и за неделю... Потому что возможно, что продвигаться будете по метру в час...

— Однажды неделю сидели. Прошлой зимой, что ли, было... — вспоминает Ионин. — Пурга была — страсть! Вытянутой руки не видно. А дорогу-то переметает. Чуть в сторону съехал — всё! Сел! А пурга не унимается! Выйти из машины невозможно...

Так и провели неделю в кабинах. Керосин жгли, солярку, чтобы не замёрзнуть. Обычно стараются по трое ходить, ну по двое. Потому как одному по зимнику никак нельзя. Гарантированно сгинешь.

«Каждый год одного-двух человек забирает север». Водитель грузовика — о работе на зимниках Таймыра
 
[^]
TOS1
9.02.2023 - 03:14
Статус: Offline


шутник

Регистрация: 30.10.13
Сообщений: 13791
Случайных людей на зимнике практически не встретишь. Потому что поездка по ним — настоящее, серьёзное испытание на прочность, выносливость, смекалку, взаимовыручку... и тому подобные качества, которые должны быть у человека всенепременно, иначе ему такую дорогу не одолеть. Впрочем, сами эти люди себя исключительными не считают. Ионин себя и ему подобных называет просто — бродяги.

— Встретили как-то чудаков на джипе — только от города отъехали, встряли. Парень и девушка. Ну разве так можно! Хорошо ещё мы попались, — удивляется наш собеседник. И понятно почему — сам он, наверное, не замечает, но в разговоре его то и дело проскакивает выражение: «Имярек, покойничек, был такой...»

Немало погибло на зимних трактах по Таймыру смельчаков. Как ни крути, а каждый год одного-двух человек забирает седой север. Некоторых не находят вовсе.

— Как-то мы в конце апреля пошли... Витя Наум... Науменко такой был, царствие небесное, покойничек. Они оттуда шли. Вода уже началась. Снег и вода. Мы-то два дня стояли, но проскочили, а они нет... — Юрий Викторович на секунду задумывается. — Тогда, правда, обошлось: пусть с большим опозданием, но машины вернулись на Волочанку (посёлок такой, название старинное — от «волока». — Прим. авт.). — Товар там кое-как раскидали и потом летом, когда баржи пришли с углём, на них кое-как свои автомобили до Хатанги доставили: кузов отдельно, будка отдельно, баржи-то маленькие. Эпопея целая...

А однажды, в сильную пургу, один выскочил из машины, во вторую отправился, какую-то мелочь взять. Ни в первую машину не вернулся, ни во вторую не пришёл. Искали, кричали — куда там! Зги не видно. Нашли весной в 700 метрах от дороги.
За зиму, как правило, получается три ходки. Бывают годы, когда пять поездок за сезон. Это — хороший год. Вот тебе и 800 километров.

«Каждый год одного-двух человек забирает север». Водитель грузовика — о работе на зимниках Таймыра
 
[^]
TOS1
9.02.2023 - 03:15
Статус: Offline


шутник

Регистрация: 30.10.13
Сообщений: 13791
Хорошо, если зима выпадает морозная да тихая. А так, когда снега много, приходится путь пробивать практически всё время, как выражается Юрий Викторович, «бум-бум да бум-бум». Это значит: проехал метр, зарылся, откопался, подложил лесины-брёвна или ещё что, чтобы машина дальше пробилась, и снова — так метр за метром чуть ли не по всему зимнику.

Однажды Ионин с напарниками задержался от положенного срока — через двенадцать суток пришёл. К тому моменту информация прошла, что погиб он. Вот тогда жена Наталья и купила мужу спутниковый телефон — они только-только стали появляться в этих краях. А дело-то как было.
— Олег Малофеев, царствие небесное, пошёл дров набрать. Место такое, не очень далеко, километров тридцать, но дует постоянно. Ему говорят, мол, брось, не ходи ты никуда давай! Нет, пойду, дров принесу, в ящики кину, мол, пригодится, кто его знает, сколько дуть будет.

Ну пошёл, третий раз ещё переодели его, — горько вспоминает Ионин. — Нет и нет. Через 15 минут схватились. Бегали — не нашли, бесполезно. Потом ждали. Два дня прошло. Понятно, что нет его уже. Парень-то крепкий был... Больше ждать бесполезно, стали пробиваться дальше. Потом, когда уже МЧС прибыла, нашли его — к буровой заброшенной пошёл. При нём аптечка моя была, опознали. Жене сказали, что меня уже нет.

С тех пор каждый вечер Юрий Викторович отзванивается по подаренному спутниковому телефону жене, спокойной ночи желает.

Между собой по-прежнему по рации связываются. Но тут когда как.

— Бывает, особенно если мороз, связь чистая, да ещё если в горах, высота метров 600. Далеко, до Дудинки можно добить. А бывает, за бугром находишься и 10 километров не преодолеть. Хотя, конечно, сейчас связь получше, — уверенно говорит дальнобойщик. — Вот раньше были рации, их «болгарки» называли, когда я в геологии работал. Мы могли по ним и с Чимкентом поговорить (Смеётся.). — Слышишь — таксист адрес, линию называет. Спрашиваешь, откуда, на тебе — Чимкент!

Впрочем, и сейчас бывают чудеса связи. Как-то коллега Юрий Валерьянович Халтурин пошёл по зимнику, что вверх по Енисею пролёг. И беда случилась какая-то, то ли аккумуляторы замёрзли, то ли ещё что-то. И вот так же, случайно, на связи оказывается совершенно посторонняя женщина откуда-то из средней полосы, какой-то город, тысячи километров. Дело-то серьёзное было, сумел он убедить случайного человека, — ни с кем другим не мог связаться, — чтобы она позвонила по нужному телефону и сообщила, что Халтурину плохо. Она так и сделала. Напарники сразу сообразили, знают же, куда пошёл. Приехали, вытащили его кое-как.

«Каждый год одного-двух человек забирает север». Водитель грузовика — о работе на зимниках Таймыра
 
[^]
TOS1
9.02.2023 - 03:15
Статус: Offline


шутник

Регистрация: 30.10.13
Сообщений: 13791
Геология развалилась, «полярка» исчезла. «Поляркой» ласково называли Полярную геологоразведочную партию, базировавшуюся в советское время в Хатанге. Тогда легче было работать — снабжение и помощь в случае чего обеспечивало государство. Потом, когда всё рухнуло в стране, каждый стал сам за себя. Многие уехали на Большую землю. А Юрий Викторович так и остался здесь, верный зимнику. Пришли иные времена, коммерческие, научились работать в новых условиях. Да только по-прежнему не всё можно продать и купить вдали от цивилизации.

Сколько раз бывало — помогали застрявшим новичкам и соляркой: «Полтора куба отдашь, а что делать, ему же как-то выбираться надо». А так привычка — всё с собой. И топливо, и еда, и генераторы, и кастрюли, и что там ещё человеку для жизни надо... Топливо обычно с запасом. С собой дополнительную ёмкость всегда — на 5–6 кубов, сверх нормативных. Человеку на севере без тепла никак.

Сейчас, конечно, получше — навигаторы помогают. Хотя, важен не столько навигатор, сколько возможность найти собственный след. Ибо, если замело, по своему накатанному следу всё равно идти легче, не так зарывается машина. Но вот наледи — это конечно, отдельная история, тут никакой навигатор не поможет. Только опыт.

«Каждый год одного-двух человек забирает север». Водитель грузовика — о работе на зимниках Таймыра
 
[^]
TOS1
9.02.2023 - 03:15
Статус: Offline


шутник

Регистрация: 30.10.13
Сообщений: 13791
Наледи — опасная и коварная штука. На реках Таймыра это смесь шуги, то есть снежного крошева, и воды, прихватившаяся тоненькой корочкой льда, — так что со стороны и не отличишь от основного ледяного панциря. Появляются они, как правило, ближе к весне, но и коренной зимой на быстрых водотоках периодически вода вырывается поверх льда и застывает. Либо с самого начала скорость воды не даёт нарасти полноценному льду. Обычный глаз не разглядит — и врюхиваются многотонные «Уралы» по самую кабину. Это вообще история целая, когда машина тонет. Она ж тяжёлая, её разгружаешь максимально, потом вытягиваешь. Сам «Урал»-то без груза девять тонн весит!

— Одного даже, на Енисее, выпиливать через крышу кабины пришлось. Еле успели парня вытащить, — вспоминает Юрий Викторович.
Есть лихие ребята.

— Вот Валера Жапов — тот всегда до последнего ходит, бродяга ещё тот, всегда в Новорыбной машину оставляет, потому что идти уже нельзя — вода. Каждый год эти эпопеи, — улыбается Юрий Викторович. — Вся Хатанга выходит смотреть, как они там на лёд будут забираться. Бывало, запрыгнул он, и речка пошла, вместе с ним. Камикадзе прям. А были случаи, что и зверь покусал — вон одному волк ногу чуть не отгрыз. Отбился, волка убил, а до ближайшего поселения 200 километров в одну и в другую сторону. Ну, погрыз — не откусил, работать надо, вот и пробивались с грузом до Волочанки. Там уже уколов от бешенства понаставили, мало ли. А голову волка в край отправили на экспертизу.

«Каждый год одного-двух человек забирает север». Водитель грузовика — о работе на зимниках Таймыра
 
[^]
TOS1
9.02.2023 - 03:16
Статус: Offline


шутник

Регистрация: 30.10.13
Сообщений: 13791
Много всего было. Но Юрий Викторович, хотя давно на пенсии — ему 66 лет, с зимника не уходит.

— Это болезнь такая, — признаётся он. — Сезон закончил, в отпуск съездил, технику всю перебрал и ждёшь не дождёшься, когда же опять на зимник выходить. Тянет...
Жаль только новых людей мало, в профессию молодые почти не идут. Правда, сейчас и работы-то мало как таковой. Цивилизация наступает. Приходят добывающие корпорации, строят новую инфраструктуру, зимники — как асфальтовые дороги, их обустраивают не хуже широкополосного шоссе — специальная техника позволяет круглосуточно ровнять производственную дорогу, содержа её в относительно приемлемом состоянии для следования большегрузов.
Но романтика севера всё ещё жива. И, конечно, останется таковой, пока существуют зимники, проложенные по старинным трактам, а по ним ездят люди, которые живут по старинным законам — законам взаимовыручки, поддержки, надёжного плеча. Останется до тех пор, пока живы бродяги...
https://news.ati.su/article/2023/02/08/kazh...5669.1662504722

«Каждый год одного-двух человек забирает север». Водитель грузовика — о работе на зимниках Таймыра
 
[^]
PetrooooVich
9.02.2023 - 03:27 [ показать ]
-72
PAIIIHUK
9.02.2023 - 03:27
43
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 15.07.17
Сообщений: 395
Прям как у Джека Лондона. "Белое безмолвие".
 
[^]
Morocanec
9.02.2023 - 03:31
46
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 29.01.23
Сообщений: 143
Железные с детства ! Здоровья и сил мужикам !
 
[^]
Daimond1984
9.02.2023 - 03:32
37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36820
интересно, сколько раз Валера Жапов свою машину изо льда вымораживал, с таким подходом?
а так то да, много читал и смотрел про зимники, жесткая тема, но без них никак.
единственное, что сейчас начинает появляться техника под это дело.
из последних больших понравился русак.
гп конечно не ураловская, но проходимость почти абсолютная, для тех, кто боится потерять груз или везет людей, это важнее.

«Каждый год одного-двух человек забирает север». Водитель грузовика — о работе на зимниках Таймыра
 
[^]
TOS1
9.02.2023 - 03:33
11
Статус: Offline


шутник

Регистрация: 30.10.13
Сообщений: 13791
Цитата (PetrooooVich @ 9.02.2023 - 03:27)
Цитата (TOS1 @ 9.02.2023 - 03:16)
Но романтика севера всё ещё жива. И, конечно, останется таковой, пока существуют зимники, проложенные по старинным трактам, а по ним ездят люди, которые живут по старинным законам — законам взаимовыручки, поддержки, надёжного плеча. Останется до тех пор, пока живы бродяги...

Ну накуй такую романтику! Поддержка, взаимовыручка, это и без ваших замёрзших болот хорошо! dont.gif
Люди не должны жить там, где им не место! Пздуйте бродяги город постройте в Антарктиде, потом похвалитесь достигнутыми результатами, и тогда, может быть кого-нибудь своей "романтикой" увлечёте!

Начни с себя! Возьми и построй город в Антарктиде.
 
[^]
Daimond1984
9.02.2023 - 03:36
52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36820
вот это по настоящему увлекательная херня.
кто понял, тот понял, о чем я.

«Каждый год одного-двух человек забирает север». Водитель грузовика — о работе на зимниках Таймыра
 
[^]
Daimond1984
9.02.2023 - 03:37
63
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36820
dead.gif

«Каждый год одного-двух человек забирает север». Водитель грузовика — о работе на зимниках Таймыра
 
[^]
PetrooooVich
9.02.2023 - 03:42 [ показать ]
-29
TOS1
9.02.2023 - 03:43
10
Статус: Offline


шутник

Регистрация: 30.10.13
Сообщений: 13791
Цитата (PetrooooVich @ 9.02.2023 - 03:42)
Цитата (TOS1 @ 9.02.2023 - 03:33)
Цитата (PetrooooVich @ 9.02.2023 - 03:27)
Цитата (TOS1 @ 9.02.2023 - 03:16)
Но романтика севера всё ещё жива. И, конечно, останется таковой, пока существуют зимники, проложенные по старинным трактам, а по ним ездят люди, которые живут по старинным законам — законам взаимовыручки, поддержки, надёжного плеча. Останется до тех пор, пока живы бродяги...

Ну накуй такую романтику! Поддержка, взаимовыручка, это и без ваших замёрзших болот хорошо! dont.gif
Люди не должны жить там, где им не место! Пздуйте бродяги город постройте в Антарктиде, потом похвалитесь достигнутыми результатами, и тогда, может быть кого-нибудь своей "романтикой" увлечёте!

Начни с себя! Возьми и построй город в Антарктиде.

Не я пропагандирую жить и работать за полярным кругом, так что в молоко твой высер ушёл! Кому-то надо, (может тебе?) чтобы люди там были и что-то делали, да только вместо контракта с обозначенными суммами за работу, (очень хорошие деньги должны платить) начинают романтику городить!

Где ты пропаганду увидел?
Это рассказ про будни водителя на Севере.
 
[^]
slesar77
9.02.2023 - 03:45
19
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 7.01.19
Сообщений: 703
Цитата (Daimond1984 @ 9.02.2023 - 10:32)
интересно, сколько раз Валера Жапов свою машину изо льда вымораживал, с таким подходом?
а так то да, много читал и смотрел про зимники, жесткая тема, но без них никак.
единственное, что сейчас начинает появляться техника под это дело.
из последних больших понравился русак.
гп конечно не ураловская, но проходимость почти абсолютная, для тех, кто боится потерять груз или везет людей, это важнее.

Этот уже давно выпускается.

Заменит не один УРАЛ cool.gif

И вот у него то точно проходимость близка к абсолютной.


Это сообщение отредактировал slesar77 - 9.02.2023 - 03:52

«Каждый год одного-двух человек забирает север». Водитель грузовика — о работе на зимниках Таймыра
 
[^]
TOS1
9.02.2023 - 03:50
22
Статус: Offline


шутник

Регистрация: 30.10.13
Сообщений: 13791
Цитата (slesar77 @ 9.02.2023 - 03:45)
Цитата (Daimond1984 @ 9.02.2023 - 10:32)
интересно, сколько раз Валера Жапов свою машину изо льда вымораживал, с таким подходом?
а так то да, много читал и смотрел про зимники, жесткая тема, но без них никак.
единственное, что сейчас начинает появляться техника под это дело.
из последних больших понравился русак.
гп конечно не ураловская, но проходимость почти абсолютная, для тех, кто боится потерять груз или везет людей, это важнее.

Этот уже давно выпускается.

Заменит не один УРАЛ cool.gif

И вот у него то точно проходимость близка к абсолютной.

Угу.... Абсолютли....
 
[^]
Daimond1984
9.02.2023 - 03:51
17
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36820
Цитата (slesar77 @ 9.02.2023 - 03:45)
Цитата (Daimond1984 @ 9.02.2023 - 10:32)
интересно, сколько раз Валера Жапов свою машину изо льда вымораживал, с таким подходом?
а так то да, много читал и смотрел про зимники, жесткая тема, но без них никак.
единственное, что сейчас начинает появляться техника под это дело.
из последних больших понравился русак.
гп конечно не ураловская, но проходимость почти абсолютная, для тех, кто боится потерять груз или везет людей, это важнее.

Этот уже давно выпускается.

Заменит не один УРАЛ cool.gif

И вот у него то точно проходимость близка к абсолютной.

ага, особенно расходом.
это немного другого уровня техника и для других задач.
именно для зимников вездеходчики сейчас строят колесную технику на огромных шинах с агрегатами от обычных машин.
движки от газелей, мосты от 66х итд и оно ходит на большие расстояния.
дт30 это уже по раскисшей жиже технику возить, но не товары между населенными пунктами.
вот например хищник.

«Каждый год одного-двух человек забирает север». Водитель грузовика — о работе на зимниках Таймыра
 
[^]
slesar77
9.02.2023 - 03:54
5
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 7.01.19
Сообщений: 703
Про "Витязь" ДТ-30 я к тому, что под каждые задачи есть своя техника.

У Урала, Русака и Витязя - разные задачи.
 
[^]
PetrooooVich
9.02.2023 - 03:55 [ показать ]
-31
Chameleonco
9.02.2023 - 03:56
18
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 15.02.14
Сообщений: 455
Мой батя, пока силы были, всегда если выбор был или на юга ехать, или зимник "пробивать". Всегда выбирал севера. Суть даже не в цене за перевозку. Он говорит, что там охуенно. Мне такая романтика непонятна, но имеет место быть.
 
[^]
slesar77
9.02.2023 - 03:56
4
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 7.01.19
Сообщений: 703
Цитата (TOS1 @ 9.02.2023 - 10:50)
Цитата (slesar77 @ 9.02.2023 - 03:45)
Цитата (Daimond1984 @ 9.02.2023 - 10:32)
интересно, сколько раз Валера Жапов свою машину изо льда вымораживал, с таким подходом?
а так то да, много читал и смотрел про зимники, жесткая тема, но без них никак.
единственное, что сейчас начинает появляться техника под это дело.
из последних больших понравился русак.
гп конечно не ураловская, но проходимость почти абсолютная, для тех, кто боится потерять груз или везет людей, это важнее.

Этот уже давно выпускается.

Заменит не один УРАЛ cool.gif

И вот у него то точно проходимость близка к абсолютной.

Угу.... Абсолютли....

У нас дороги бездорожье такое, что засадить можно что угодно. cool.gif

«Каждый год одного-двух человек забирает север». Водитель грузовика — о работе на зимниках Таймыра
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 33348
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх