Хотя тогда все его основные персонажи — и пани Моника (Ольга Аросева), и Спартак Мишулин (пан Директор), и Зиновий Высоковский (пан Зюзя), и все прочие паны и пани были живы и здоровы. И клятого «официоза» не стало. Но он не возобновился (если не считать одной небольшой «мемориальной» передачи в середине 90-х в составе фильма «Старые песни о главном»).
Почему? А вот просто потому, что домашняя, уютная, безопасная, попросту говоря, добрая атмосфера «Кабачка» не сочеталась с торжеством дикого капитализма 90-х, где неукоснительно действовал закон «человек человеку волк» и на улицах ежедневно происходили отстрелы «не вписавшихся в рынок» бизнесменов. (Про простых людей, тоже «не вписавшихся» и загибавшихся от многомесячных «невыплат» зарплат и пенсий, и говорить не приходится). Не мог же явиться на заседание «Кабачка» и спокойно включиться в его атмосферу какой-нибудь «пан Киллер» или «пан Рэкетир»...
Хотя на «мемориальную» передачу середины девяностых, если мне не изменяет память, «пан Рэкетир» таки явился, чтобы поддержать, так сказать, ауру нового времени. Что сопровождалось резкой отповедью пана Ведущего, что «здесь ему не место». Но в итоге «не место» в Святых Девяностых оказалось самому «Кабачку».
Так что атмосфера «Кабачка», несмотря на весь его «заграничный» антураж, была всё-таки 100-процентно советская, точнее даже сказать, «застойная». И если кто-то хочет эту атмосферу тех лет ощутить — посмотрите сохранившиеся выпуски «Кабачка». (Их, говорят, сохранилось всего 11 или даже меньше из 133). И не случайно постоянным зрителем передачи был сам генсек ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев...
Как-то Леонид Ильич общался с телевизионщиками и они его спросили, какие передачи он смотрит. «Программу «Время» люблю, — отвечал Генсек, — спорт смотрю и ещё обожаю «Кабачок «13 стульев». «Популярность наша порой зашкаливала, — замечала Зоя Зелинская, она же пани Тереза. — Однажды в Одессе я пришла на рынок в центре города, на прилавках — рыба, зелень, тапочки, но продавцов нет. Спрашиваю кого-то: «А где люди-то?» — «А вот в том павильоне все, «Кабачок «13 стульев» смотрят».
Между прочим, одним из первых «панов Ведущих» «Кабачка» был Андрей Миронов, но, как ни странно, он не пришёлся по вкусу зрителям в этом качестве. На телевидение посыпались письма: он никого не слушает, никого не замечает, кроме себя, уберите его оттуда! И артиста послушно убрали...
Не все знают, что «пан Ведущий» Михаил Державин был ещё и зятем маршала Советского Союза Семёна Михайловича Буденного. «Семён Михайлович Буденный — мой любимый тесть, — говорил позднее в интервью Державин. — А я был его любимыми зятем...» «Помню, Анатолий Эфрос спросил: «Миш, не знаешь, Буденный «Войну и мир» читал?»
Я подобрал момент — подошёл к маршалу. Так знаете, что он ответил? «Сынок, первый раз читал ещё при жизни автора». А Лев Толстой умер в 1910-м». Есть и такой исторический анекдот, что Державин однажды советовался с тестем, уходить ли ему от одного театрального режиссёра к другому.
И получил такой совет: «Миша! Я не знаю этих ваших театральных дел, но я скажу так… Вот представь себе… Степь! И едешь ты по степи верхами… А навстречу тебе едет какой-то человек. И ты не знаешь: белый он или красный… — маршал покраснел от воспоминаний молодости и эмоционально заключил: — Миша, руби его в капусту!»
«В последние годы, когда Буденный почти ослеп на один глаз, я ему читал вслух, — рассказывал Державин. — А когда он умер, я, естественно, в составе всей семьи шёл за его гробом в первых рядах. Похороны показывали по телевидению. И слышу, телевизионное начальство шипит: «Уберите этого актёра из «Кабачка «13 стульев»! Чего он там крутится?» И вдруг ко мне подходит Брежнев, обнимает и целует меня. И я слышу: «Показывайте Державина крупнее!»
Пан Директор (Спартак Мишулин) и пан Беспальчик (Владимир Козел)