Туннель Саланг: зачем СССР потратил миллионы на строительство этого объекта в Афганистане

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Бодрячок
21.06.2022 - 23:43
Статус: Offline


Лаборант

Регистрация: 10.12.08
Сообщений: 286
155
Туннель Саланг находится на одноименном горном перевале в горах Гиндукуш и лежит между афганскими провинциями Баглан и Парван. Приблизительно в 90 км от уникальной инженерной конструкции находится Кабул. Возведен туннель был Советским Союзом в кратчайшие сроки. Возводили его лучшие специалисты страны. Вопрос: что туннель конкретно из себя представляет, и зачем СССР потратил миллионы на Афганистан?

5 фото + текст

Туннель Саланг: зачем СССР потратил миллионы на строительство этого объекта в Афганистане
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Бодрячок
21.06.2022 - 23:43
Статус: Offline


Лаборант

Регистрация: 10.12.08
Сообщений: 286
В 1950-е годы Афганистан пытался дружить с обоими военно-политическими блоками-участниками холодной войны. Само собой, дружба на два фланга позволяла Афгану извлекать двойную выгоду из партнерства и с капиталистическим Западом, и с коммунистическим Востоком. И СССР, и США в 1950-1960-е годы одновременно занимались в центральноазиатской стране разнообразными проектами. В первую очередь строительными. СССР тянул в Афгане дороги в северной части страны, США – в южной. К середине 1950-х годов «цивилизаторы» дошли до непроходимого (как считалось) горного массива Гиндукуш. Строить дорогу по нему никто не решался.

Туннель Саланг: зачем СССР потратил миллионы на строительство этого объекта в Афганистане
 
[^]
Бодрячок
21.06.2022 - 23:44
Статус: Offline


Лаборант

Регистрация: 10.12.08
Сообщений: 286
Ни СССР, ни США не хотели браться за рискованный проект строительства сложной высокогорной дороги. Однако, альтернативой было создание петли из шоссе вокруг гор протяженностью более 300 км. Тогда Советский Союз предложил пройти не по горам, а через них. Было решено пробурить тоннель через перевал Саланг, протянуть сквозь него автомобильную дорогу и уже наконец связать северный и южный Афганистан дорогой, которая могла бы функционировать целый год вне зависимости от сезона.

Туннель Саланг: зачем СССР потратил миллионы на строительство этого объекта в Афганистане
 
[^]
Бодрячок
21.06.2022 - 23:44
Статус: Offline


Лаборант

Регистрация: 10.12.08
Сообщений: 286
После проведения геологических работ в районе Саланг было также возведено две метеостанции для наблюдения за погодой. На место прибыли лучшие специалисты СССР по прокладке тоннелей – парни из «Мосметростроя». Проект туннеля был составлен к концу 1950-х годов. Стройка началась в 1960. Прокладывали туннель как бурением, так и взрывами. Огромное внимание советские специалисты уделяли технике безопасности. В итоге за 4 года стройки на объекте не было ни одного серьезного происшествия по вине людей. А вот природа суровой горной страны строителей не щадила так же, как и отдельная часть народа Афганистана не будет щадить советских интернационалистов уже через 20 лет. Самое страшное происшествие случилось в 1962 году, в районе стройки произошло землетрясение. Однако, и оно не смогло остановить проект.

Туннель Саланг: зачем СССР потратил миллионы на строительство этого объекта в Афганистане
 
[^]
Бодрячок
21.06.2022 - 23:45
Статус: Offline


Лаборант

Регистрация: 10.12.08
Сообщений: 286
В 1964 году туннель был полностью готов. Протяженность коммуникации составила 2 километра 670 метров. Если считать длину туннеля со всеми выходными галереями, то это будет уже 3 километра 600 метров. Ширина проезжей части – 6 метров. До начала 1970-х годов Саланг считался самым высотным туннелем в мире – 3 363 метра над уровнем моря. Выдающаяся стройка позволила связать стабильной автомобильной артерией две до этого разделенные части страны. За прошедшие десятилетия в Саланге случилось немало инцидентов, по большей части связанных с природой. Однако, несмотря на все туннель продолжает действовать по сей день. Его пропускная способность составляет 10 тысяч ТС в сутки. До сих пор это единственная дорога между севером и югом, которая может функционировать целый год.

Популярная механика ⚙️

Туннель Саланг: зачем СССР потратил миллионы на строительство этого объекта в Афганистане
 
[^]
Matildaa
21.06.2022 - 23:48
73
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 9.09.15
Сообщений: 1773
Добрую память мы о себе оставили в отличии от некоторых ) .думаю Афганцы ценят это что бы ни было между нами.
 
[^]
MiKor
21.06.2022 - 23:49
93
Статус: Offline


Твори хуйню, мы тут проездом

Регистрация: 6.10.20
Сообщений: 27
Много пользы этот туннель принёс простым жителям СССР?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Daimond1984
21.06.2022 - 23:50
30
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36820
СССР не мало подобных строек осуществил.
Анзобский тоннель, тоже крайне известное и нужное дело.
 
[^]
MM10
21.06.2022 - 23:55
371
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.09.15
Сообщений: 2762
Цитата (MiKor @ 21.06.2022 - 23:49)
Много пользы этот туннель принёс простым жителям СССР?

Много. Благодаря таким тоннелям, наши инженеры были востребованы по всему миру. Мы строили электростанции, дамбы, и прочие сооружения. Заключали долгосрочные контракты. А если ты спрашиваешь, что с этого имел непосредственно Вася с завода, то Вася имел с этого Апельсины в новый год и Икарус на межгороде, и прочие разности. Которые шли в качестве оплаты. СССР вел много разных торговых операций. И к чести СССР надо сказать, что он торговал не только ресурсами. И если бы эти ресурсы не шли на содержание всяких лабусов, пшеков, казахов, и прочих неблагодарных пидорасов, то жили бы огого.

Это сообщение отредактировал MM10 - 22.06.2022 - 00:10
 
[^]
следитель
21.06.2022 - 23:58
22
Статус: Offline


А я вас вижу !

Регистрация: 21.11.06
Сообщений: 8043
С Афганистаном,несмотря на монархию, вообще были прекрасные отношения. Всё пошло прахом в стране после переворота 1973 года. Начались разброд и шатания, а потом мы туда влезли. Возможно что Афганистан очень многое изменил и в нашей истории и жизни.
 
[^]
Silver867
21.06.2022 - 23:59
36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.01.15
Сообщений: 18213
Цитата (Matildaa @ 21.06.2022 - 23:48)
Добрую память мы о себе оставили в отличии от некоторых ) .думаю Афганцы ценят это что бы ни было между нами.

Халяву никто особо не ценит.
 
[^]
Silver867
22.06.2022 - 00:00 [ показать ]
-12
следитель
22.06.2022 - 00:00
17
Статус: Offline


А я вас вижу !

Регистрация: 21.11.06
Сообщений: 8043
Цитата
Много. Благодаря таким тоннелям, наши инженеры были востребованы по всему миру. Мы строили электростанции, дамбы, и прочие сооружения. Заключали долгосрочные контракты. А если ты спрашиваешь, что с этого имел непосредственно Вася с завода, то Вася имел с этого Апельсины в новый год и прочие разности. Которые шли в качестве оплаты. СССР вел много разных торговых операций. И к чести СССР надо сказать, что он торговал не только ресурсами.

Всё верно,но живых денег-то не видели,строили в долг часто.
 
[^]
Orion17
22.06.2022 - 00:00
2
Статус: Offline


Статус

Регистрация: 1.02.15
Сообщений: 8243
Цитата (MiKor @ 21.06.2022 - 23:49)
Много пользы этот туннель принёс простым жителям СССР?

да одно строительство ЖБК там чего стоит
 
[^]
francuz777
22.06.2022 - 00:02
13
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 28.01.12
Сообщений: 786
Это тот самый туннель, где образовалась пробка и задохнулись куча людей?
Много советских военных кажется там пострадало тогда

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
poqx
22.06.2022 - 00:03
7
Статус: Offline


ви-ip

Регистрация: 21.10.14
Сообщений: 736
россия -щедрая душа

Это сообщение отредактировал poqx - 22.06.2022 - 00:03
 
[^]
smilexxx
22.06.2022 - 00:04
-2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.03.11
Сообщений: 4698
Цитата (следитель @ 21.06.2022 - 22:58)
С Афганистаном,несмотря на монархию, вообще были прекрасные отношения. Всё пошло прахом в стране после переворота 1973 года. Начались разброд и шатания, а потом мы туда влезли. Возможно что Афганистан очень многое изменил и в нашей истории и жизни.
 
[^]
smilexxx
22.06.2022 - 00:06
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.03.11
Сообщений: 4698
"Афганская война занимает особое место. Она продолжалась более 9 лет, затронув судьбы сотен тысяч людей и оказав серьезное влияние на будущее нашей страны. В данной публикации предпринята попытка раскрыть помощь СССР Афганистану в экономической и социальной сферах в период 1979— 1989 годов. Рассмотрение этой проблемы связано не только с тем, что она исследована совершенно недостаточно, но и с тем, что на Западе сформирован устойчивый образ СССР как завоевателя и оккупанта Афганистана, а его огромная созидательная деятельность в указанный период сознательно замалчивается. Данная работа будет способствовать разрушению этого тенденциозного мифа.

Отношения между СССР и Афганистаном в XX в. имели богатую историю. С представителями этой страны встречались В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущёв, Л.И. Брежнев. В декабре 1955 г. Первый секретарь ЦК КПСС Хрущёв и Председатель Совета Министров СССР H.A. Булганин осуществили официальный визит в Кабул [1], а в октябре 1963 г. страну посетил Председатель Президиума Верховного Совета СССР Брежнев [2]. Советский Союз превратился для Афганистана в главного торгового партнера. С 1954 г. СССР занимал первое место в его внешней торговле [3].

О масштабах сотрудничества говорит тот факт, что некоторые зарубежные исследователи считали, что с 1960 г. Афганистан находился в полной зависимости от Москвы [4]. Действительно, масштабы сотрудничества были впечатляющими. К 1978 г. при непосредственном участии СССР было построено и введено в эксплуатацию 70 промышленных и транспортных объектов, подготовлено до 60 тыс. специалистов различного профиля. СССР обеспечивал около 40% внешнеторгового оборота Афганистана, занимал первое место по объему предоставленной ему иностранной экономической помощи. Его доля составляла 54% общего объема внешних займов и кредитов (для сравнения — доля США составляла 15%) [5].

Туннель Саланг: зачем СССР потратил миллионы на строительство этого объекта в Афганистане
 
[^]
MM10
22.06.2022 - 00:06
10
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.09.15
Сообщений: 2762
Цитата (Orion17 @ 22.06.2022 - 00:00)
Цитата (MiKor @ 21.06.2022 - 23:49)
Много пользы этот туннель принёс простым жителям СССР?

да одно строительство ЖБК там чего стоит

Как минимум, это отработка технологий. Которые не всегда есть где попробовать.

Это сообщение отредактировал MM10 - 22.06.2022 - 00:06
 
[^]
smilexxx
22.06.2022 - 00:07
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.03.11
Сообщений: 4698
Приход к власти Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) во главе с Нур Мухаммедом Тараки в результате военного переворота 27 апреля 1978 г. стал поворотным событием в отношениях между двумя государствами. Советский Союз первым в мире признал новое афганское правительство, о чем советский посол А. М. Пузанов уведомил Тараки уже 30 апреля [6], а 3 мая 1978 г. Брежнев и А.Н. Косыгин направили ему официальное поздравление, в котором выразили «надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество» [7].

На события в Афганистане в СССР смотрели оптимистично. «Когда переворот стал свершившимся фактом, наши партийные идеологи и международники в лице, прежде всего М.А. Суслова и Б.Н. Пономарёва, сразу стали рассматривать Афганистан как еще одну социалистическую — в ближайшей перспективе — страну» [8].

Подобным пафосом было пронизано совещание в ЦК КПСС в середине мая 1978 г., на котором обсуждались события в Афганистане. Дух совещания передает его участник, первый заместитель министра иностранных дел Г.М. Корниенко. На его вопрос: «Неужели можно всерьез считать Афганистан созревшим для социализма?» — заместитель заведующего международным отделом ЦК КПСС P.A. Ульяновский ответил: «Сейчас в мире нет такой страны, которая не созрела бы для социализма» [9].

Стремление видеть ДРА в перспективе страной социалистической ориентации во многом предопределило содержание политики СССР в отношении этой страны в последующий период. В концентрированном виде данный подход получил закрепление на июньском (1980 г.) пленуме ЦК КПСС, на котором были рассмотрены вопросы о международном положении и внешней политике Советского Союза. В докладе A.A. Громыко, в частности, отмечалось: «В лагерь социализма были включены Вьетнам, Лаос, Кампучия. С социалистическим путем развития связывают свое будущее Ангола, Эфиопия, Южный Йемен, Афганистан, Никарагуа…» [10] Отдельно-затронув вопрос об Афганистане, Громыко заметил: «Дело находится на верном пути. К прежнему Афганистану возврата нет» [11].
 
[^]
smilexxx
22.06.2022 - 00:07
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.03.11
Сообщений: 4698
Новый режим в Афганистане нуждался в серьезной помощи. В лице СССР Тараки и его сторонники видели главную внешнеполитическую и военную опору, понимая, что без северного соседа долго находиться у власти им не удастся. В свою очередь, в СССР стремились превратить эту страну не только в надежного и подконтрольного союзника, но и способствовать НДПА в строительстве нового афганского общества. Эти стратегические установки предопределили формы и масштабы помощи Афганистану. Первоначально она оказывалась в виде отправки партийных советников, первая группа которых прибыла в страну уже летом 1978 г. во главе с заведующим сектором международного отдела ЦК КПСС H.H. Симоненко. Тогда же сюда были направлены и военные советники [12]. Их количество возрастало. Только по линии Министерства обороны, до ввода советских войск, их насчитывалось примерно 550 человек [13]. В некоторых секретных американских документах указывалось 5300 советских военных специалистов и 2 тыс. гражданских лиц [14]. Советники направлялись также для оказания помощи в экономике и в других областях. Советские специалисты участвовали в разработке пятилетнего плана на 1979—1984 гг. и перспектив развития ДРА на последующие пять лет — до 1989 года. В этих целях на срок до 1 года на безвозмездной основе из СССР командировались 20—25 специалистов-плановиков, 5 референтов-переводчиков и 3 машинистки [15].

После прихода к власти НДПА торговые отношения Афганистана с другими государствами, особенно с капиталистическими, сильно расстроились, объем торговли между ними резко сократился. Главным внешнеторговым партнером стал Советский Союз.
 
[^]
Silver867
22.06.2022 - 00:08
27
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 26.01.15
Сообщений: 18213
Цитата (MM10 @ 22.06.2022 - 00:06)
Цитата (Orion17 @ 22.06.2022 - 00:00)
Цитата (MiKor @ 21.06.2022 - 23:49)
Много пользы этот туннель принёс простым жителям СССР?

да одно строительство ЖБК там чего стоит

Как минимум, это отработка технологий. Которые не всегда есть где попробовать.

Технологии можно было отрабатывать в самом СССР, а не вбухивать миллиарды в папуасов.
 
[^]
smilexxx
22.06.2022 - 00:08
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.03.11
Сообщений: 4698
Советско-афганские торговые отношения основывались на Соглашении о торговле и платежах от 1974 г. и долгосрочном Соглашении о товарообороте на 1976—1980 годы. В апреле 1981 г. в Москве было подписано новое соглашение — о товарообороте на 1981—1985 гг. — по которому его предполагалось увеличить в три раза по сравнению с предыдущим пятилетним периодом [16]. В последующем подписывались новые соглашения, регулировавшие структуру и динамику торговых связей между двумя странами. В частности, по Протоколу о товаробороте, подписанному в 1984 г., СССР экспортировал автомобили и запчасти к ним, черные металлы, холодильники, обувь, медикаменты и т.д. Афганистан поставлял природный газ (2,4 млрд. куб. м), хлопок-волокно (2 тыс. метро-тонн), карбамид, цитрусовые, орехи грецкие, ковры, шерстяные ткани и т.д. [17] В структуре советского экспорта преобладали промышленные товары, Афганистан же продавал сырьевые и сельскохозяйственные товары. 13 февраля 1986 г. в Москве было подписано Соглашение о товарообороте между СССР и Афганистаном на 1986—1990 гг. объемом в 4,4 млрд. рублей [18]. Объем советского экспорта в соответствии с данным соглашением должен был резко вырасти. Если в 1977 г. он составил 152 млн. руб., то в 1987 г. предполагался в 595 млн. руб. [19], то есть в 3,9 раза больше. Доля Советского Союза во внешней торговле Афганистана в 1987 г. составила около 60%, вместо 28% в 1977 году [20].

В 1980 г. было подписано Соглашение о безвозмездной поставке потребительских товаров из СССР в 1980—1984 гг. на сумму до 10 млн. руб. ежегодно. Среди этих товаров значились обувь, трикотаж, товары хозяйственного и культурно-бытового назначения [21]. Они пользовались большим спросом на афганском рынке.

Крупномасштабное экономическое и техническое сотрудничество началось после подписания 1 марта 1979 г. Соглашения об экономическом и техническом сотрудничестве между СССР и ДРА во время визита в Кабул заместителя председателя Совета Министров СССР И.В. Архипова. В соответствии с этим Соглашением, в период 1979—1984 гг. предусматривалось строительство горно-обогатительного комбината «Айнак», завода по переработке нефти в объеме 500 тыс. т в год и последующей его эксплуатации; разработка и обустройство месторождений нефти Ангот (100 тыс. т в год), Акадарья и Кашкари и транспортировка нефти этих месторождений до нефтеперерабатывающего завода; строительство линий электропередачи от советской границы в районе Ширхана до г. Кундуз; реконструкция и расширение Кабульского аэропорта и строительство шести аэропортов местного значения в северо-восточных районах Афганистана; разработка технико-экономического обоснования строительства тепловой электростанции [22].
 
[^]
kony
22.06.2022 - 00:08
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.04.11
Сообщений: 2618
Прокладывали туннель как бурением, так и взрывами.

Эти два действия как бы связаны между собой. Зачем бурить шпуры если их не взрывать? shum_lol.gif

Это сообщение отредактировал kony - 22.06.2022 - 00:08
 
[^]
smilexxx
22.06.2022 - 00:08
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 20.03.11
Сообщений: 4698
Уже через несколько месяцев после подписания вышеназванного соглашения, Госпланом СССР было подготовлено технико-экономическое обоснование строительства горно-обогатительного и медеплавильного комбината «Айнак». Для его строительства из СССР планировалось командировать 1200—1500 специалистов [23]. Медеплавильный завод должен был производить 130 тыс. т меди в год. На введение в строй первой очереди комбината требовался 621 млн. рублей. Проект предусматривал кроме строительства комбината еще и возведение поселка городского типа для работающих на них 29 тыс. жителей, объемом 261 тыс. кв. м жилья на общую сумму 186 млн. рублей [24].

СССР был готов к реализации этого проекта. Однако начавшиеся военные действия не позволили приступить к строительству комбината.

Огромное значение для Афганистана имело развитие нефтяной и газовой промышленности, поскольку от этого во многом зависело не только развитие афганской экономики в целом, но и экспортные возможности страны.

В развитии этих отраслей советская помощь была наиболее результативной. В период афганской войны, именно благодаря помощи СССР, продолжалась добыча нефти и газа, в том числе на месторождениях Ходжа-Гугердаг и Джаркудук, которые были открыты при помощи советских специалистов еще в 1967 и 1975 годах. В 1985 г. суммарная добыча газа здесь составила 2,7 млрд. куб. м, из них 2,4 млрд. было экспортировано в СССР [25].

Однако без создания необходимой инфраструктуры невозможно было осуществлять транспортировку и переработку газа. В 1981 г. была построена дожимная компрессорная станция на газопромысле Ходжа-Гугердаг, а в 1986 г. сдали в эксплуатацию газонаполнительную станцию в Кабуле производительностью 2 тыс. т в год. Подобная инфраструктура создавалась и в других местах. В 1985 г. на газопромысле Джаркудук была запущена установка дожимной компрессорной станции, а в Хайратоне в эксплуатацию ввели газонаполнительную станцию мощностью 2 тыс. т сжиженного газа в год [26].

В 1986—1987 гг. строился газопровод Ходжа-Гугердаг — ЗАУ диаметром 300 мм и протяженностью 100 км, а также газопровод Ходжа-Гугердаг — госграница ДРА — СССР диаметром 800 мм, протяженностью 100 км и вантовый переход газопровода через реку Амударья [27].
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 35844
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх