Катастрофа самолета АНТ-20 «Максим Горький»

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
SESHOK
21.05.2022 - 20:06
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362943
56
Много текста и 10 фото via

В солнечный субботний день 18 мая 1935 года в небе над Москвой на глазах у тысяч людей произошла крупнейшая авиакатастрофа: истребитель И-5, сопровождавший восьми моторный самолет АНТ-20 «Максим Горький» («МГ»), выполняя фигуры высшего пилотажа, врезался в крыло воздушного гиганта и обе машины рухнули на землю. Погибли 50 человек — пассажиры и экипаж «Максима Горького», а также пилот истребителя.

АНТ-20 «Максим Горький». Разработчик: ОКБ Туполева. Первый полет: 1934 г.

Катастрофа самолета АНТ-20 «Максим Горький»
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
SESHOK
21.05.2022 - 20:06
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362943
Идея создания самолета «Максим Горький» принадлежала молодому, но уже известному журналисту, фавориту Сталина, Михаилу Кольцову. В сентябре 1932 года в Советском Союзе торжественно отмечали 40-летний юбилей литературной деятельности «великого пролетарского писателя» Максима Горького.

В качестве подарка литератору Кольцов предложил организовать по всей стране сбор денег на строительство самого большого в мире самолета, который будет носить его имя. Он должен был стать флагманом специальной эскадрильи самолетов, предназначенных для агитации и пропаганды большевистских идей.


АНТ-20 над Красной Площадью.


Катастрофа самолета АНТ-20 «Максим Горький»
 
[^]
SESHOK
21.05.2022 - 20:06
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362943
«Постройка гигантского самолета-агитатора должна стать базой обновления и реконструкции методов всей нашей агитационной и массовой политработы, в применении высокой технической ступени, на которую сейчас становится наша страна… Советские конструкторы, техники, изобретатели, политработники, писатели — все должны внести в создание самолета-гиганта не только свои материальные взносы, но, главным образом, свою мысль, свои идеи, свой опыт и знания», — писал Кольцов в журнале «Огонек».

Кроме выполнения основной задачи — «небесного агитатора», АНТ-20 мог использоваться для перевозки пассажиров и грузов. Рассматривался и вариант бомбардировщика с мощным оборонительным вооружением, но об этом, естественно, не писали. Типографии растиражировали призыв Кольцова миллионными тиражами.

Авиация была очень популярна в СССР, М.Горький — любим народом, и за год с небольшим удалось собрать шесть миллионов рублей. Для организации постройки машины, которая должна была продемонстрировать всем достижения первого в мире социалистического государства, создали специальный всесоюзный комитет под руководством М.Кольцова.
Изготовить самолет поручили А.Н.Туполеву, который первый в СССР создал тяжелые цельнометаллические самолеты-монопланы, такие как бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3.


АНТ-20 над Красной площадью в сопровождении двух истребителей И-5.

Катастрофа самолета АНТ-20 «Максим Горький»
 
[^]
SESHOK
21.05.2022 - 20:06
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362943
«Максим Горький» создавался как развитие шестимоторного бомбардировщика ТБ-4 — огромной, но слишком тихоходной для военного применения машины. Так как он обладал еще большими размерами и весом, кроме шести моторов в крыле мощностью по 750 л.с., на него установили еще два таких же двигателя, расположив их один за другим в специальной установке над фюзеляжем. Запас мощности позволял продолжать полет при остановке двух моторов.

Как и все предыдущие самолеты Туполева, «МГ» был выполнен из дюралюминия и имел гофрированную (волнистую) обшивку. Огромные размеры позволяли разместить пассажиров не только в фюзеляже, но и в центральной части крыла, толщиной свыше двух метров.

Экипаж через проходы в крыле имел возможность подойти к двигателям для исправления возможных неисправностей в полете. Для облегчения управления стабилизатор мог поворачиваться с помощью мощных электромеханизмов. Кроме того, все рули снабжались серворулями, снижавшими усилия на штурвале. Посадка в самолет экипажа и пассажиров осуществлялась через встроенный трап в нижней части фюзеляжа.

В создании самолета, кроме КБ Туполева, входившего тогда в состав ЦАГИ, участвовали десятки других научных и промышленных предприятий страны, так как «МГ» должен был нести самое совершенное агитационное оборудование. Самолет имел автоматическую телефонную станцию на 16 номеров для связи между служебными помещениями, пневматическую почту, позволяющую командиру обмениваться записками с радистом и находящимися на борту журналистами-агитаторами, мощный громкоговоритель радиостанции «Голос с неба», фотолабораторию.


АНТ-20 «Максим Горький» в полете.

Катастрофа самолета АНТ-20 «Максим Горький»
 
[^]
SESHOK
21.05.2022 - 20:07
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362943
Имелась киноустановка для показа пропагандистских фильмов прямо на аэродроме (вначале планировалось проецировать изображение в полете на облака, используя их как гигантский экран, но эта затея оказалась технически неосуществимой), и даже помещение для типографии, способной во время полета за час напечатать до 10 тысяч иллюстрированных листовок. Для работы этого оборудования на борту самолета установили специальную электростанцию.

Много внимания уделялось комфорту на борту самолета. В пассажирских отсеках были ковры, просторные кресла, занавески на окнах, столики с настольными лампами. Имелись также спальные каюты, электрифицированный буфет с горячими и холодными закусками, склад для провизии, библиотека, багажное отделение, умывальники и туалеты. Общая площадь «жилых помещений» достигала 100 м2.

В апреле 1934 года самолет по частям перевезли на Центральный аэродром в Москве, где началась сборка и отладка машины. Ее максимальный взлетный вес равнялся 53 т, а размах крыла — 63 м, что на 15 м больше, чем у летающей лодки «Дорнье» Do X, возглавлявшей до этого список самолетов-гигантов.

17 июня известный летчик-испытатель М.М.Громов поднял «МГ» в первый полет. Он продолжался 35 мин. и проходил на высоте 500 м. «Чудесная машина», — так отозвался о самолете Громов после первого испытания.

Успешное начало испытаний позволило уже 19 июня продемонстрировать «МГ на воздушном параде над Красной площадью. На трибуне мавзолея вместе с руководителями страны за полетом огромной машины наблюдал и человек, чье имя носил самолет — Максим Горький.


АНТ-20 готовится выруливать на старт.


Катастрофа самолета АНТ-20 «Максим Горький»
 
[^]
SESHOK
21.05.2022 - 20:07
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362943
В том же году в процессе летных испытаний на «Максиме Горьком» установили два неофициальных мировых рекорда грузоподъемности: летчики Громов и Михеев поднялись на высоту 5000 м с грузом 10, а затем 15 т. Максимальная скорость самолета была 260 км/ч. В пассажирском варианте машина могла брать на борт до 72 человек, включая экипаж.

В качестве пассажира на борту «Максима Горького» летал писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери, посетивший Москву весной 1935 года в составе французской военной делегации.

1 мая 1935 года «Максим Горький» вновь пролетел над Красной площадью. Из его громкоговорителя неслись приветствия тысячам собравшихся на праздник москвичам. Никто из присутствующих не мог в тот миг предположить, что до гибели воздушного гиганта оставалось менее трех недель…

Несчастье случилось 18 мая. Это был выходной день. Испытания самолета закончились, и руководство ЦАГИ решило напоследок покатать над Москвой людей, отличившихся при постройке «Максима Горького». Желающих полетать собралось много, поэтому на Центральном аэродроме к самолету выстроилась длинная очередь. В первый полет взяли 38 человек, в том числе 7 детей — сотрудников завода ЦАГИ и членов их семей. Пилотировать самолет поручили опытным летчикам: испытателю из ЦАНИ Н.С.Журову и пилоту агитэскадрильи И.В.Михееву. Кроме них, на борту находилось 9 членов экипажа.


АНТ-20 «Максим Горький» на лётном поле.

Катастрофа самолета АНТ-20 «Максим Горький»
 
[^]
SESHOK
21.05.2022 - 20:07
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362943
«МГ» должны были сопровождать два самолета: одноместный истребитель И-5 с летчиком-испытателем ЦАГИ Н.П.Благиным, имевшим почти 15-летний стаж полетов на различных типах самолетов, и двухместный разведчик Р-5 с оператором Московской кинофабрики военно-учебных фильмов А.А.Пуллиным на борту. Истребитель должен был лететь рядом с «Максимом Горьким», чтобы из сравнения этих двух машин можно было более наглядно представить себе огромные размеры 8-моторного гиганта, а с разведчика планировалась киносъемка.

О том, что произошло дальше, можно узнать из рассказа летчика самолета Р-5 В.В.Рыбушкина: «Я поднялся первым, за мной взлетел Благин. Затем взлетел «Максим Горький». Я пристроился слева от него, Благин — справа. На втором круге «Максим Горький» сделал разворот влево и пошел по направлению к аэродрому. Я поднялся немного выше, шел метрах в пятидесяти от левого крыла самолета. Смотрю, Благин, находясь на правом крыле, несмотря на запрет, сделал правую «бочку» (одна из сложных фигур высшего пилотажа) и отошел по инерции вправо от самолета. Затем он перешел на левое крыло; я немного отошел в сторону и поднялся еще выше, решив, что он будет делать левую «бочку» и его отнесет влево.

Благин прибавил газу, вырвался вперед и неожиданно стал делать новую фигуру высшего пилотажа. Это было очень опасно, так как его по инерции могло затащить на «Максима Горького». Фигура у него не получилась, он потерял скорость и врезался в правое крыло «Максима Горького» около среднего мотора. Видимо, он ударился в масляные баки (ибо взлетел клуб черного дыма), пробил мотором верхнюю и нижнюю обшивку крыла и сломал лонжерон.

АНТ-20 «Максим Горький» на стоянке.


Катастрофа самолета АНТ-20 «Максим Горький»
 
[^]
SESHOK
21.05.2022 - 20:08
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362943
Удар был чудовищной силы. «Максим Горький» накренился вправо, от него отлетели черный капот и куски тренировочного (это неточность: И-5 был истребителем) самолета. «Максим Горький» пролетел по инерции еще 10-15 секунд, крен все увеличивался и он начал падать на нос. Затем оторвалась часть правого крыла, потом отлетела часть фюзеляжа с хвостом, самолет перешел в отвесное пикирование и перевернулся на спину. Машина ударилась о сосны, стала сносить деревья и окончательно рассыпалась на земле… «

Вечером в тот же день состоялось экстренное совещание партийной верхушки страны под председательством Сталина с руководителями строительства «Максима Горького». Не было только Туполева — он находился в командировке в США. На совещании подготовили официальное сообщение о гибели самолета-гиганта и обсудили процедуру похорон. Всех погибших, включая Благина, похоронили на самом престижном в Москве Новодевичьем кладбище, семьям жертв катастрофы выдали пособие по 10 тысяч рублей и назначили повышенную пенсию.

В советской прессе единственным виновником случившегося называли Благина, самовольно решившего выполнять фигуры высшего пилотажа около «Максима Горького». «Только воздушное ухарство, ненужная удаль, преступное озорство явились причиной гибели замечательных людей, замечательного корабля. Летчик Благин нарушил дисциплину. Он забыл закон авиации: «за штурвалом — как в бою«, — писала «Правда» в мае 1935 года.

То обстоятельство, что вдова и дочь Н.П.Благина не подверглись репрессиям, как это обычно случалось в эпоху сталинской диктатуры, а летчика похоронили по соседству с могилами крупных деятелей коммунистической партии и правительства, привело к возникновению еще одной гипотезы: Благин был безвинной жертвой приказа, предписывающего ему во время полета выполнять вокруг крыла «Максима Горького» «мертвые петли».


Aгитсамолет АНТ-20 «Максим Горький» на стоянке. Рядом самолет авиатора Россинского Morane Type G.


Катастрофа самолета АНТ-20 «Максим Горький»
 
[^]
SESHOK
21.05.2022 - 20:08
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362943
Итак, версии, дающие противоположные объяснения происшедшего. Наиболее сенсационную из них — о намеренном таране, следует отвергнуть сразу; это не что иное, как подделка журналистов-эмигрантов, мечтавших о подъеме борьбы в России против большевиков и решивших выдать желаемое за действительное. Теоретически у Н.П.Благина могли быть основания не любить коммунистический режим — он происходил из дворянской семьи, его отец был полковником царской армии. Но факты свидетельствуют об обратном: в 1918 г. Благин добровольно вступил в Красную Армию, тогда же стал членом партии большевиков.

Еще один важный факт: в архиве дочери погибшего летчика, Елены Николаевны, имеется копия письма Благина руководству ЦАГИ с просьбой отстранить его от полетов по сопровождению «Максима Горького», так как это мешает ему заниматься любимым делом — испытаниями новых самолетов. И наконец, исходя из гипотезы об умышленном таране, никак нельзя объяснить то, что семья «террориста» не только не была арестована, но даже получила повышенную «персональную» пенсию за погибшего.

Остается выяснить, было ли причиной катастрофы неоправданное лихачество Благина, или же, для большего эффекта начальство приказало летчику выполнять фигуры высшего пилотажа вблизи самолета-гиганта.
Приблизиться к истине помогли недавно рассекреченные документы из архива президента Российской Федерации о расследовании причин катастрофы «Максима Горького». В письме руководителя НКВД Г.Г.Ягоды Сталину от 14 июня 1935 года говорится:


Пассажирский салон АНТ-20.

Катастрофа самолета АНТ-20 «Максим Горький»
 
[^]
SESHOK
21.05.2022 - 20:08
Статус: Offline


Великий Визирь

Регистрация: 28.07.13
Сообщений: 362943
Завершающая

«Произведенным НКВД расследованием обстоятельств, предшествовавших катастрофе самолета «Максим Горький», установлено, что 18-го мая с.г. за час-полтора до полета в комнате летчиков летно-испытательной станции ЦАГИ собрались летчики Журов, Рыбушкин, Благин и работники Московской кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский В.Г., Тер-Оганесов К.Я., и Пуллин А.А., для обсуждения порядка полета самолетов и их киносъемки. Объясняя кинооператорам и вместе с ними делая наброски карандашом на бумаге о том, где какой самолет должен находиться во время полета, летчик Благин в присутствии Журова и Рыбушкина заявил о том, что он во время сопровождения «Максима Горького» для масштаба намерен на истребителе делать фигуры высшего пилотажа.

Присутствовавший при обсуждении Журов возражал против предложения Благина, указав последнему, чтобы он не делал во время полета фигур. Несмотря на это, работники Московской кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский и Пуллин, продолжая, безучастия Журова, обсуждение этого вопроса, вступили в прямые переговоры с Благиным, договорившись с последним о том, что он для киносъемки будет производить фигуры на истребителе…

Нами привлечены к уголовной ответственности работники кинофабрики военно-учебных фильмов Ряжский В.Г. и Пуллин А.А., виновные в том, что, не имея никакого разрешения, договорились с Благиным о производстве им для киносъемки фигур высшего пилотажа, что явилось прямой причиной гибели самолета «Максим Горький».

Хотя этот документ кое в чем противоречит сообщению о гибели «Максима Горького», направленному Ягодой в Кремль в день катастрофы (в последнем, в частности, утверждалось, что летчики Журов и Рыбушкин разрешили Благину делать пилотажные фигуры, но не «бочки», а более простые — «боевые развороты) ясно, что приказа Благину не было, он предложил идею выполнения «фигур» вблизи агитсамолета и люди из киностудии ее поддержали.

Летно - технические характеристики:

Модификация: АНТ-20
Размах крыла, м: 63,00
Длина самолета, м: 33,00
Высота самолета, м: 12,80
Площадь крыла,м2: 486,00
Масса, кг
-пустого самолета: 28500
-максимальная взлетная: 42000
-топлива: 7150
Тип двигателя: 8 х ПД М-34ФРН
-мощность, л.с.: 8 х 900
Максимальная скорость, км/ч: 220
Крейсерская скорость, км/ч: 198
Практическая дальность, км: 1200
Практический потолок, м: 4500
Экипаж, чел: 5
Полезная нагрузка: до 48 пассажиров.


Пассажирский салон АНТ-20.

Катастрофа самолета АНТ-20 «Максим Горький»
 
[^]
kohler
21.05.2022 - 20:15
5
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 4.04.12
Сообщений: 294
Было интересно. Спасибо!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
АлыйВит
21.05.2022 - 20:16
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.04.11
Сообщений: 7049
Цитата
Огромные размеры позволяли разместить пассажиров не только в фюзеляже, но и в центральной части крыла, толщиной свыше двух метров.

Может высотой?
 
[^]
SnailDriver
21.05.2022 - 20:21
2
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 30.11.21
Сообщений: 607
Работники кинофабрики заставили бедного лётчика, понимаешь... А о судьбе самого Кольцова есть что-то?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Виконт
21.05.2022 - 20:35
0
Статус: Offline


Ищем пуговицу

Регистрация: 27.03.12
Сообщений: 25335
так вот первоисточник этого анекдота, ....... а теперь попробуем со всей этой хуйней взлететь
 
[^]
Opportunity
21.05.2022 - 20:39
0
Статус: Offline


инженер

Регистрация: 12.01.18
Сообщений: 1683
жаль потеряли самолет
 
[^]
Isljamus
21.05.2022 - 20:41
2
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 10.06.18
Сообщений: 172
Подобный красавец в Ульяновске, в Музее гражданской авиации стоит

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
inxs99
21.05.2022 - 20:44
0
Статус: Offline


Узре ослица Ангела Божия

Регистрация: 1.11.18
Сообщений: 300
даже если был приказ, определенно ставка была сделана не на того пилота. За свои 15 лет такой пилот должен был летать в сопровождении ТБ-3, ТБ-4, К-7
Видимо Благин такими качествами не обладал или переоценил свои навыки.
В настоящее время такое тоже можно наблюдать - ветераны экстремального спорта не так уж и редко гибнут переоценив свои возможности
 
[^]
Gogasso
21.05.2022 - 20:57
1
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 16.01.16
Сообщений: 336
Приказ то всё таки наверное, скорее был, чем не был. Ну может не совсем приказ, просьба начальства-врядли сам лётчик на такое пошёл.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
лукас
21.05.2022 - 21:07
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.02.14
Сообщений: 18530
всегда поражал и поражает инженерный расчёт таких монстров ...да и просто самолётов .. уж верно -оно оказывается может летать и неплохо .. и это в то время когда авиация ещё была малоизучена
 
[^]
лукас
21.05.2022 - 21:08
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.02.14
Сообщений: 18530
Цитата
Ну может не совсем приказ, просьба начальства-врядли сам лётчик на такое пошёл.
там не бывает просьб .. только приказ
 
[^]
serega455
21.05.2022 - 21:28
7
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 13.10.17
Сообщений: 3566
Добавлю пожалуй.Могила.

Это сообщение отредактировал serega455 - 21.05.2022 - 21:30

Катастрофа самолета АНТ-20 «Максим Горький»
 
[^]
AGS17
22.05.2022 - 00:13
5
Статус: Online


Ярила

Регистрация: 27.02.09
Сообщений: 15872
Цитата (АлыйВит @ 21.05.2022 - 22:16)
Цитата
Огромные размеры позволяли разместить пассажиров не только в фюзеляже, но и в центральной части крыла, толщиной свыше двух метров.

Может высотой?

...


Катастрофа самолета АНТ-20 «Максим Горький»
 
[^]
Daimond1984
22.05.2022 - 00:19
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.07.14
Сообщений: 36820
понты до добра не доводят
вспомнилось:
 
[^]
Spalser
22.05.2022 - 00:27
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 20.04.15
Сообщений: 301
Цитата (АлыйВит @ 21.05.2022 - 20:16)
Может высотой?

Именно толщиной. Речь идет о центроплане самолета.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
DanZL
22.05.2022 - 09:42
3
Статус: Online


Очкарик-мотоциклист. Панк-ботаник.

Регистрация: 17.11.12
Сообщений: 2235
Цитата (АлыйВит @ 21.05.2022 - 20:16)
Может высотой?

В каких характеристиках крыла встречается "высота"?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 4446
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх