Подлодка на Васильевском острове

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
1.07.2021 - 15:46
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
210
Прославленный крейсер «Аврора» хорошо знаком любителям морской истории всего мира и заслуженно считается одним из символов Санкт-Петербурга. Помимо этого легендарного ветерана, в Северной столице есть и другой заслуженный военный корабль на вечной стоянке, гораздо менее известный.

via

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:47
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В этой статье мы расскажем о музеефицированной подводной лодке Д-2 «Народоволец», ценном памятнике военного кораблестроения и участнике Великой Отечественной войны.

«Декабристы»

С 1923 года командование Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ) разрабатывало техническое задание на строительство новых подводных лодок, жизненно необходимых для укрепления обороноспособности СССР. В проектировании учитывался опыт Первой мировой войны, и к 1926 году удалось создать соответствовавший требованиям времени проект субмарины так называемой I серии. Позднее подлодки этого типа назывались в честь головного корабля «Декабрист», или же Тип «Д».

Официально утверждённый в феврале 1927 года Революционным военным советом проект Балтийского завода предусматривал строительство средних по водоизмещению субмарин (надводное водоизмещение — 910 т, подводное — 1290 т). Скорость хода достигала 16 узлов в надводном положении и 10 — в подводном, дальность плавания — до 7000 миль над водой и до 150 миль под водой, глубина погружения — до 90 м. Вооружение состояло из шести носовых и двух кормовых торпедных аппаратов калибра 533 мм и 102-мм орудия. В целом, конструкция и вооружение субмарин типа «Д» представляли собой резкий качественный скачок в развитии советского подводного флота.

Три первых подлодки советской постройки, получившие имена «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец», были заложены на Балтийском заводе (завод №189) в Ленинграде 5 марта 1927 года. Ещё три субмарины («Революционер», «Спартаковец», «Якобинец») заложили 14 апреля 1927 года на Заводе имени Андре Марти (завод №198) в Николаеве.

Строительство шло довольно трудно, потребовало закупки за рубежом технически сложного оборудования — например, дизельных двигателей MAN. Субмарины были спущены на воду в 1928-1929 годах и введены в строй в 1930-1931 годах. Уже в 1933 году три балтийских «Декабриста» перешли по Беломорско-Балтийскому каналу в Мурманск и вошли в состав Северной военной флотилии, став основой для формирования будущего Северного флота.

Спуск на воду подлодки «Народоволец» 19 мая 1929 года

Это сообщение отредактировал gizphone - 1.07.2021 - 15:47

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
В 1934 году подлодки типа «Д» получили буквенно-цифровые обозначения от Д-1 до Д-6. Судьба кораблей накануне и в годы Великой Отечественной войны оказалась различной. Д-1 «Декабрист» погибла на учениях в Баренцевом море в ноябре 1940 года. Д-6 «Якобинец» в 1941 году находилась на ремонте в Севастополе и была взорвана в доке командой в июне 1942 года. Д-3 «Красногвардеец» воевала на Северном флоте и погибла в июне 1942 года, Д-4 «Революционер» и Д-5 «Спартаковец» воевали на Черноморском флоте (Д-4 погибла в декабре 1943 года, а Д-5 бóльшую часть войны провела в ремонте). Обладательницей самой богатой «биографии» среди всех систершипов стала Д-2 «Народоволец».

Судьба «Народовольца»

Как уже сказано выше, «Народоволец», вторая субмарина I серии, был заложен 5 марта 1927 года на ленинградском Балтийском заводе. Корабль спустили на воду 19 мая 1929 года и официально ввели в строй 6 сентября 1931 года. Первым командиром подлодки стал В.С. Воробьёв. В 1933-1939 годах «Народоволец» (с августа 1934 года — Д-2, но старое название продолжало использоваться) входил в состав Северного флота. Подлодка сыграла большую роль в освоении этого нового района действий советских ВМС.

В сентябре 1939 года Д-2 вернулась по Беломорско-Балтийскому каналу в Ленинград для капитального ремонта с модернизацией. 102-мм орудие Б-2 заменили новым 100-мм орудием Б-24, была установлена 45-мм зенитная пушка 21-К, изменена форма надстройки. Корабль получил новую шумопеленгаторную станцию «Марс-16» и ряд другого оборудования.

«Народоволец» не успел покинуть Ленинград до начала Великой Отечественной войны. Формально введённая в строй в августе 1941 года, подлодка (командир — капитан-лейтенант Р.В. Линденберг) оставалась небоеспособной и отстаивалась в Ленинграде, личный состав готовился к боевым действиям на суше.

Д-2 «Народоволец» в осаждённом Ленинграде, зима 1941-1942 годов

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Только летом 1942 года Д-2 была подготовлена к ведению боевых действий с учётом тяжелейших условий блокады (например, погружение и всплытие отрабатывались на узком участке Невы, отработка торпедной стрельбы была возможна лишь на тренажёре). 15 сентября 1942 года субмарина перешла в Кронштадт и вечером 23 сентября вышла в первый боевой поход под командованием повышенного до капитана 3-го ранга Р.В. Линденберга.

Уже на следующий день «Народоволец» попал в противолодочную сеть (по другим версиям — столкнулся с рыболовными сетями либо такелажем затонувшего судна) к северу от контролируемого финнами острова Гогланд и получил повреждение вертикального руля. За двое суток корабль с большими трудностями преодолел препятствие и был отремонтирован в море. Благодаря самоотверженной работе команды и изрядной доле везения противник так и не смог его обнаружить.

Основные ТТХ подлодки Д-2 «Народоволец» к 1942 году

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
С 3 октября субмарина Д-2 действовала в западной части Балтийского моря в районе острова Борнхольм. После четырёх неудачных торпедных атак (3,7,8,10 октября) днём 14 октября удача наконец-то улыбнулась Линденбергу — со второй попытки он потопил одной торпедой немецкий транспорт Jacobus Fritzen (4090 т), следовавший с грузом угля из Германии в Швецию.

Затем подлодка перешла на линию паромного движения Треллеборг (Швеция) — Зассниц (Германия), где вечером 19 октября атаковала двумя торпедами караван судов, добившись одного попадания в корму немецкого парома Deutschland (2972 т).

Судну потребовался четырёхмесячный ремонт, на его борту погибли 25 и получили ранения 27 немецких солдат, следовавших из Норвегии домой. Сопровождавший караван немецкий сторожевой корабль V-1704 атаковал Д-2 серией глубинных бомб, но безрезультатно.
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:48
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Пароход Jacobus Fritzen, достоверно потопленный подлодкой Д-2 14 октября 1942 года

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
​Корма парома Deutschland, повреждённого подлодкой Д-2 19 октября 1942 года Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:49
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
26 октября «Народоволец» по приказу командования направился домой и прибыл в Кронштадт 7 ноября. Обратный путь оказался трудным и опасным: 29 октября подлодка пережила атаку немецкого тральщика М-3, сбросившего не менее 48 глубинных бомб, 3 ноября — попала на немецкое минное заграждение, 10 ноября при переходе в Ленинград — была активно обстреляна немецкой артиллерией из Петергофа.

Корабль завершил первый боевой поход целым и невредимым, проявив не только впечатляющее везение, но и довольно высокую по меркам советского флота эффективность. По итогам похода все члены команды удостоились заслуженных наград, в том числе Линденберг — ордена Красного Знамени. Этот офицер командовал кораблём до самого конца войны, в марте 1944 года став капитаном 2-го ранга и получив ещё ряд орденов.

С учётом обстановки, сложившейся на Балтике, во второй боевой поход субмарина Д-2 вышла из Кронштадта только 1 октября 1944 года. Капитальный ремонт «Народоволец» так и не смог пройти, что существенно ограничило его боеспособность в последующие месяцы. 8 и 26 октября подлодка неудачно атаковала торпедами немецкие суда, причём в последнем случае была сделана заявка на потопление (не подтвердилась). Из-за плохого технического состояния корабль 30 октября вернулся в Турку.

​Неизменный командир Д-2 в годы Великой Отечественной войны Роман Владимирович Линденберг (слева) в центральном посту подлодки Морозов М.Э., Кулагин К.Л. Первые подлодки СССР. «Декабристы» и «Ленинцы» — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
12 декабря 1944 года «Народоволец» вышел в третий поход, в котором совершал торпедные атаки 23 и 29 декабря, а также 3 января 1945 года. Ближе всего к успеху советские подводники подошли 29 декабря, когда заявили потопленный транспорт (выпущенная торпеда самопроизвольно взорвалась, не дойдя до цели). 20 апреля 1945 года «Народоволец» отправился в четвёртый и последний боевой поход — увы, вновь безрезультатный. 18 мая подлодка вернулась в Турку, не совершив ни одной торпедной атаки.

До 1956 года субмарина Д-2 оставалась в строю Балтийского флота, после чего была переоборудована в учебно-тренировочную станцию УТС-6. В 70-е годы ветераны подводного флота начали борьбу за музеефикацию корабля, но успехом она завершилась только в 1987 году.

«Народоволец» прошёл восстановительный ремонт на Кронштадтском морском и Балтийском заводах, внешний вид и оснащение субмарины вновь стали такими, как в годы Великой Отечественной войны. В 1989 году подлодка была установлена на суше на Васильевском острове в Ленинграде, но только 2 сентября 1994 года официально открылась для посетителей.

Д-2 сегодня

Корабль-памятник Д-2 «Народоволец» является филиалом Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого в Санкт-Петербурге и открыт для свободного посещения. Хотя филиал расположен не в самом популярном у туристов месте, достичь его довольно легко — в частности, туда можно доехать троллейбусом или автобусом от станции метро «Приморская».

​Д-2 «Народоволец» на вечной стоянке в Санкт-Петербурге

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Помимо самой подводной лодки для осмотра доступен небольшой одноэтажный павильон, в котором расположено экспозиционное пространство. Постоянная экспозиция посвящена таким темам как история субмарины Д-2 «Народоволец», советский подводный флот в годы Великой Отечественной войны, развитие российского подводного флота в прошлом и настоящем.

При общем впечатлении некоторой эклектичности в залах можно увидеть, безусловно, интересные музейные предметы, имеющие высокую ценность — парадный офицерский китель Р.В. Линденберга с боевыми наградами, военно-морские флаги подлодки «Народоволец», образцы морской техники и вооружения (в том числе связанные с известным подводным минным заградителем Л-3).

Разумеется, наибольшую ценность представляет сама по себе подлодка Д-2. Доступ на наружную поверхность корабля и в боевую рубку запрещён. Для осмотра доступны все семь отсеков субмарины (с направлением движения от кормы в нос).

На месте двух аккумуляторных ям при музеефикации корабля были оборудованы два маленьких экспозиционных зала с витринами, но в целом интерьер корабля, представленное там оборудование максимально соответствуют его образу в 1941-1945 годах.
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:50
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Фрагмент постоянной экспозиции

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
​Витрина, посвящённая Р.В. Линденбергу

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
​Торпедный аппарат подводного минного заградителя Л-3

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Доступные для осмотра отсеки подлодки Д-2 «Народоволец», в порядке осмотра:

Отсек №7 (кормовой): кормовые 533-мм торпедные аппараты №7 и №8, посты управления электродвигателями ПГ20, гребные валы, койки личного состава и другое.
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
​Общий вид 7-го отсека

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:51
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Станция управления электродвигателем левого борта

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Отсек №6: два дизельных двигателя 42Б/БМ6 с постами управления.
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Дизельные двигатели

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Отсек №5: аккумуляторы, вспомогательные механизмы, койки старшин. В аккумуляторной яме оборудована постоянная экспозиция, рассказывающая о строительстве и предвоенной службе «Народовольца».
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Фрагмент экспозиции в аккумуляторной яме

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
​Схема подлодки «Народоволец» в оригинальной конфигурации (до модернизации 1939-1941 годов)

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:52
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Отсек №4: центральный пост. Главный командный пункт субмарины, станция погружения и всплытия, пост помощника командира с зенитным перископом. Боевую рубку с постами командира (командирский перископ) и главного рулевого можно лишь осмотреть через открытый люк.
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:53
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
​Зенитный перископ, пост помощника командира по боевому расписанию

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:53
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
​Станция погружения и всплытия

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
gizphone
1.07.2021 - 15:53
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Боевая рубка

Это сообщение отредактировал gizphone - 1.07.2021 - 15:53

Подлодка на Васильевском острове
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 20317
0 Пользователей:
Страницы: (5) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх