АПЛ проекта 685 "Комсомолец"

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Sforcksa555
21.02.2021 - 15:47
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
61
Будет 13 постов. Просьба не ломать!!! Об окончании сообщу!

Атомная подводная лодка проекта 685 "Плавник" - «Комсомолец»: история создания, основное вооружение.

Советская атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» вошла в историю военного флота особой строкой. Она была создана на основе самых передовых разработок и суперсовременных по тем временам технологий, по сложности сопоставимых с наиболее выдающимися образцами космической техники. Субмарина обладала уникальными характеристиками, но её судьба оказалась недолгой и трагической.

Подлодка проектировалась и строилась 18 лет, но войдя в состав флота с 1984 года, успешно решала все поставленные перед ней задачи.

Название «Комсомолец» подводная лодка получила в феврале 1989 года, перед походом, ставшим для неё роковым. Гибель лодки унесла жизни 42 подводников и стала одной из самых значительных для отечественного военно-морского флота.

В современной России дата катастрофы К-278 - 7 апреля отмечается как День памяти погибших моряков-подводников и ежегодно сопровождается памятными мероприятиями.

На фото - Атомная подводная лодка «Комсомолец»

АПЛ проекта 685 "Комсомолец"
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
Sforcksa555
21.02.2021 - 15:47
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
История разработки

Государственное техзадание на проектирование экспериментальной атомной подводной лодки (АПЛ) с невиданной ранее глубиной погружения было назначено ленинградскому ЦКБ-18 (вскоре получившему название «Рубин») в 1966 году. Проблемы, с которыми столкнулись ее разработчики, оказались весьма сложными и потребовали нестандартных решений. Материалом корпусов лодки (как лёгкого, так и прочного) был выбран особый титановый сплав марки 48-Т с высоким пределом текучести.

В ходе разработки и строительства подводной лодки в Северодвинске были построены три специальных дока, в которых создавалось давление, испытываемое подлодкой на больших глубинах. В них проходили проверку масштабные модели отсеков подводной лодки, осуществлялась экспериментальное исследование прочности конструкций, а позднее испытывались готовые элементы лодки.

Применение титана, по аналогии с авиационно-космической техникой, помогло добиться значительного облегчения корпуса, который в итоге вписался в показатель менее 40% от общего водоизмещения, что соответствовало параметрам обычных АПЛ.
Титан очень плохо взаимодействует с другими металлами, сварка его требует особых условий. Применение титана неимоверно увеличило стоимость корабля, а изделий такого размера из подобного материала никем ранее в мире не делалось.

Этап проектирования завершился в 1974 году, а закладка АПЛ состоялась четыре года спустя на верфи в Северодвинске. Опыт, полученный при создании этой подводной лодки, предполагалось использовать для создания целой серии глубоководных лодок. Задуманный серийный проект получил номер 685 и наименование «Плавник», но в конечном итоге так и ограничился одной подлодкой.

На фото - АПЛ проекта «Плавник» в открытом море

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 21.02.2021 - 15:55

АПЛ проекта 685 "Комсомолец"
 
[^]
Sforcksa555
21.02.2021 - 15:55
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Основные цели и задания

Задача конструирования и постройки АПЛ, способной погружаться на километровую глубину и наносить оттуда удары по противнику имела под собой веские основания, обусловленные получаемыми при этом серьёзными боевыми преимуществами. Такая глубоководная субмарина была совершенно неуязвима для всех существующих на тот период времени средств возможного противодействия.

Давление даже полукилометровой толщи воды разрушало и торпеды, и глубинные бомбы, обычно применяемые в целях противолодочной борьбы. Кроме того, даже просто обнаружить подлодку на такой глубине было практически нереальной задачей: водная среда на глубинах свыше трёх-четырёх сотен метров настолько меняет свои акустические свойства, что засечь подлодку при помощи гидроакустических устройств было почти невозможно.

По замыслу командования ВМФ СССР, глубоководную АПЛ предполагалось использовать в боевых действиях в океанских и морских районах против подводных лодок, надводных кораблей и транспортных судов противника. Также корабль мог выполнять задачи по ведению разведки и передаче данных о противнике другим советским кораблям.

Тем не менее, затраты на разработку и строительство этого подводного крейсера были сравнимы с ценой американского авианосца, а стоимость обычной субмарины превышали в 5-6 раз. По мировым ценам эта сумма оценивалась примерно в 17 миллиардов долларов, что в тот период для СССР было огромной цифрой. Отсюда у лодки проекта «Плавник» появилось неформальное название «Золотая рыбка».

Конструкция АПЛ

Разработчики АПЛ проекта 685 стремились максимально сократить общее количество отсеков в её конструкции, тем самым дополнительно рассчитывая упрочнить корпус. В конечном итоге разделение корпуса было произведено на семь отсеков.

Номер отсека : 1
Число палуб : 2
Назначение отсека : Торпедный
Основные размещённые элементы конструкции :
Сверху — торпедные аппараты и стеллажи для хранения боекомплекта.
Снизу — аккумуляторная батарея.

Номер отсека : 2
Число палуб : 2
Назначение отсека : Жилой
Основные размещённые элементы конструкции :
Сверху — кают-компания, камбуз и санитарно-бытовые помещения.
Снизу — Снизу — каюты личного состава.
Трюм — место хранения запасов продовольствия и пресной воды.

Номер отсека : 3
Число палуб : 2
Назначение отсека : Центральный пост
Основные размещённые элементы конструкции :
Сверху — пульты управления главного поста и вычислительный комплекс.
Снизу — дизель-генератор резервной энергоустановки.

Номер отсека : 4
Число палуб : 1
Назначение отсека : Реакторный
Основные размещённые элементы конструкции :
Атомный реактор и паропроизводящая установка.

Номер отсека : 5
Число палуб : 1
Назначение отсека : Вспомогательные механизмы
Основные размещённые элементы конструкции :
Cистемы охлаждения реактора.

Номер отсека : 6
Число палуб : 1
Назначение отсека : Турбинный
Основные размещённые элементы конструкции :
Главный турбинный агрегат, автономные турбогенераторы, конденсаторные устройства.

Номер отсека : 7
Число палуб : 1
Назначение отсека : Кормовой
Основные размещённые элементы конструкции :
Линия главного вала, приводы рулей.

Пространство из отсеков под номерами 2 и 3 ограничивалось мощными поперечными переборками, способными выдерживать максимально высокое давление. В конструкции подложки они представляли собой «зону спасения».

Подлодка имела всплывающую камеру, которая была способна вместить весь экипаж, обеспечив его спасение с глубины до 1,5 километров. Камера оснащалась автономной системой энергоснабжения и располагалась в ограждении выдвижных устройств. При нахождении лодки в надводном положении её использовали для выхода на верхнюю корабельную надстройку из помещений прочного корпуса.

Кроме того, существовала система экстренного всплытия «Иридий», которая продувала балластные цистерны с применением пороховых газогенераторов особой конструкции. Такое решение позволяло лодке всплыть с тех экстремальных глубин, на действия в которых она рассчитывалась.

На рисунке - Схема атомной подводной лодки «Комсомолец»


Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 21.02.2021 - 16:05

АПЛ проекта 685 "Комсомолец"
 
[^]
XraiDoc
21.02.2021 - 16:02 [ показать ]
-24
Sforcksa555
21.02.2021 - 16:06
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Технические характеристики

По своим параметрам АПЛ соответствовала классу крейсерской подлодки. В советском флоте она классифицировалась как ПЛАТ (подводная лодка с атомным двигателем и торпедным вооружением).
Автономность лодки составляла 180 суток.

Габариты

Длина по конструктивной ватерлинии — 110 м;
Ширина корпуса наибольшая — 12,3 м;
Средняя осадка по конструктивной ватерлинии — 9,5 м.

Водоизмещение

надводное — 5880 тонн;
подводное — 8500 тонн.

Скорость и силовая установка

Скоростные показатели АПЛ «Комсомолец»:

в надводном положении — 11 узлов;
в подводном положении — 31 узел;
в аварийном режиме — 5 узлов.

В качестве главной силовой установки служил водо-водяной атомный реактора тепловой мощностью 190 мегаватт с четырьмя парогенераторами. Он питал главный турбинный агрегат мощностью 43 тысячи лошадиных сил. Кроме того, основная силовая установка дополнялась двумя автономными турбогенераторами мощностью по 2 мегаватта каждый.

Резервная энергетическая установка включала в себя дизель-генератор мощностью 500 кВт и массив из 122 аккумуляторных батарей. В законцовках горизонтального оперения размещались капсулы с электромоторами мощностью по 300кВт каждый, приводящие в движение винты. Резервный движитель позволял лодке развивать скорость до 5 узлов.

Максимальная глубина погружения

Субмарина могла погружаться на такие глубины, куда ранее не мог проникнуть ни один боевой корабль. Проектная глубина погружения подлодки К-278 составляла 1000 метров, а в качестве предельной глубины, на которой лодка могла сохранить свою целостность, разработчики рассчитывали на 1250 метров.

На рисунке - Подводная лодка К-278

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 21.02.2021 - 16:09

АПЛ проекта 685 "Комсомолец"
 
[^]
Sforcksa555
21.02.2021 - 16:10
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Вооружение

Лодка несла на своем борту ядерное оружие, но она не относилась к подводным лодкам стратегического назначения (так называемым «убийцам городов»).
К-278 не имел на вооружении межконтинентальных ракет с ядерными боеголовками, задачей подводного крейсера была борьба с кораблями и субмаринами противника. С этой целью на вооружении «Комсомольца» стояли торпеды и крылатые ракеты «Гранат» и «Шквал», способные оснащаться ядерными боевыми зарядами мощностью порядка 150 килотонн. Подлодка могла стрелять ими даже на предельной глубине погружения (1250 м).

Торпеды

АПЛ имела шесть носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм с устройством быстрого заряжения.
Боезапас торпедного вооружения на подлодке включал в себя 12 торпед САЭТ-60М, которые обладали дальностью хода до 12 км, имели пассивную акустическую систему самонаведения и несли фугасную боевую часть массой 300 кг.

Ракеты

К ракетному вооружению относились 10 ракето-торпед РК-55 «Гранат» и подводных ракет ВА-111 «Шквал» в качестве боеприпасов к торпедным аппаратам, каждый из которых имел автономное пневмогидравлическое стреляющее устройство.
ТТХ ракето-торпед «Гранат» примерно соответствовали характеристикам американских крылатых ракет морского базирования «Томагавк» и обладали максимальной дальностью 3000 км.

Ракето-торпеды «Шквал» применялись для поражения надводных и подводных целей на близкой дистанции (до 13 км) и несли боевую часть массой 210 кг.

Ракета-торпеда «Шквал»

Ракеты-торпеды — основное поражающее средство для ликвидации вражеских подводных лодок.
Оригинальной конструкцией и непревзойденными техническими характеристиками долгое время отличалась советская торпеда «Шквал», до сих пор состоящая на вооружении Военно-морских сил России.

История разработки реактивной торпеды «Шквал»

Первую в мире торпеду, относительно пригодную для боевого применения по неподвижным кораблям, еще в 1865 году спроектировал и даже смастерил в кустарных условиях русский изобретатель И.Ф. Александровский.
Его «самодвижущаяся мина» была впервые в истории оснащена пневмодвигателем и гидростатом (регулятор глубины хода).

Но поначалу глава профильного ведомства адмирал Н.К. Краббе посчитал разработку «преждевременной», а позднее от массового производства и принятия на вооружение отечественного «торпедо» отказались, отдав предпочтение торпеде Уайтхеда.

Это оружие английский инженер Роберт Уайтхед впервые представил в 1866 г., а пять лет спустя после усовершенствования оно поступило на вооружение Австро-венгерского флота. Российская империя вооружила свой флот торпедами в 1874 году.

С тех пор торпеды и пусковые аппараты всё больше распространялись и модернизировались. Со временем возникли особые военные корабли — миноносцы, для которых торпедное оружие было основным.

Первые торпеды оснащались пневматическими либо парогазовыми двигателями, развивали относительно небольшую скорость, и на марше оставляли за собой отчетливый след, заметив который военные моряки успевали сделать маневр — увернуться. Создать подводную ракету на электродвигателе удалось только германским конструкторам перед Второй мировой.

Преимущества торпед перед противокорабельными ракетами:

1. более массивная / мощная боевая часть;
2. более разрушительная для плавучей цели энергия взрыва;
3. невосприимчивость к погодным условиям — торпедам не помеха никакие шторма и волны;
4. торпеду сложнее уничтожить или сбить с курса помехами.

На фото - Торпеда ВА-111 «Шквал»




Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 21.02.2021 - 16:17

АПЛ проекта 685 "Комсомолец"
 
[^]
Sforcksa555
21.02.2021 - 16:18
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Необходимость совершенствования подводных лодок и торпедного оружия Советскому Союзу диктовали США с их отличной системой ПВО, делавшей американский морфлот почти неуязвимым для бомбардировочной авиации.

Проектирование торпеды, превосходящей существующие отечественные и зарубежные образцы скоростью благодаря уникальному принципу действия, стартовало в 1960-е годы. Конструкторскими работами занимались специалисты московского НИИ № 24, впоследствии (после СССР) реорганизованного в небезызвестное ГНПП «Регион». Руководил разработкой, давно и надолго откомандированный в Москву с Украины Г.В. Логвинович — с 1967 г. академик АН УССР. По другим данным, группу конструкторов возглавлял И.Л. Меркулов.

В 1965 новое оружие было впервые испытано на озере Иссык-Куль в Киргизии, после чего система «Шквал» более десяти лет дорабатывалась. Перед конструкторами была поставлена задача сделать ракету-торпеду универсальной, то есть рассчитанной на вооружение как подлодок, так и надводных кораблей. Также требовалось довести до максимума скорость движения.

Принятие торпеды на вооружение под наименованием ВА-111 «Шквал» датируется 1977 г. Далее, инженеры продолжали ее модернизацию и создание модификаций, включая известнейшую — Шквал-Э, разработанную в 1992 специально для экспорта.

Изначально подводная ракета была лишена системы самонаведения, оснащалась ядерной боеголовкой в 150 килотонн, способной нанести противнику урон вплоть до ликвидации авианосца со всем вооружением и кораблями сопровождения. Вскоре появились вариации с обычным боезарядом.

На фото - Модификация торпеды — «Шквал-Э»

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 21.02.2021 - 16:19

АПЛ проекта 685 "Комсомолец"
 
[^]
Sforcksa555
21.02.2021 - 16:19
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Предназначение данной торпеды

Будучи реактивным ракетным оружием, Шквал предназначена для нанесения ударов по подводным и надводным объектам. В первую очередь это подлодки, корабли и катера противника, также реализуема стрельба по береговой инфраструктуре.

Шквал-Э, оснащенный обычной (фугасной) боеголовкой, способен эффективно поражать исключительно надводные объекты.

Конструкция торпеды Шквал

Разработчики Шквала стремились воплотить в жизнь замысел подводной ракеты, от которой никаким маневром не сможет увернуться большой вражеский корабль. Для этого требовалось достигнуть скоростного показателя в 100 м/с, или минимум 360 км/ч.

Коллективу конструкторов удалось реализовать казавшееся невозможным — создать подводно-торпедное оружие на реактивной тяге, успешно преодолевающее сопротивление воды за счет движения в суперкавитации.

Уникальные скоростные показатели стали былью в первую очередь благодаря двойному гидрореактивному двигателю, включающему стартовую и маршевую части. Первая дает ракете максимально мощный импульс при пуске, вторая — поддерживает быстроту движения.

Стартовый двигатель — жидкотопливный, он выводит Шквал из торпедного комплекса и сразу отстыковывается.

Маршевый — твердотопливный, использующий морскую воду в качестве окислителя-катализатора, что позволяет ракете двигаться без винтов в задней части.

Суперкавитацией называется перемещение твердого предмета в водной среде с образованием вокруг него «кокона», внутри которого только водный пар. Такой пузырь значительно снижает сопротивление воды. Надувается и поддерживается он специальным кавитатором, содержащим газогенератор для наддува газов.

Самонаводящаяся торпеда поражает цель с помощью соответствующей системы управления маршевым двигателем. Без самонаведения Шквал попадает в точку согласно заданным на старте координатам. Ни подлодка, ни крупный корабль не успевает покинуть указанную точку, поскольку оба сильно уступают оружию по скорости.

Отсутствие самонаведения теоретически не гарантирует 100% точности попадания, однако, самонаводящуюся ракету противник способен сбить с курса применением устройств ПРО, а несамонаводящаяся следует к цели, невзирая на подобные препятствия.

Оболочка ракеты изготавливается из прочнейшей стали, выдерживающей огромное давление, которое испытывает "Шквал" на марше.

На рисунке - Схема гидрореактивной ракеты Шквал

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 21.02.2021 - 16:22

АПЛ проекта 685 "Комсомолец"
 
[^]
Sforcksa555
21.02.2021 - 16:23
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Технические характеристики

Тактико-технические показатели ракеты-торпеды Шквал:

Калибр — 533,4 мм;
Длина — 8 метров;
Масса — 2700 кг;
Мощность ядерной боеголовки — 150 кт тротила;
Масса обычного боезаряда — 210 кг;
Скорость — 375 км/ч;
Радиус действия — у старой торпеды около 7 километров / у модернизированной до 13 км.

Отличия (особенности) ТТХ Шквал-Э:

Длина — 8,2 м;
Дальность хода — до 10 километров;
Глубина хода — 6 метров;
Боезаряд — только фугасный;
Вид старта — надводный либо подводный;
Глубина подводного старта — до 30 метров.

На рисунке - Пуск торпед с подводной лодки

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 21.02.2021 - 16:24

АПЛ проекта 685 "Комсомолец"
 
[^]
Sforcksa555
21.02.2021 - 16:24
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Торпеду называют сверхзвуковой, но это не совсем верно, поскольку под водой она перемещается, не достигая скорости звука.

Плюсы и минусы торпеды

Достоинства гидрореактивной ракеты-торпеды:

Не имеющая аналогов скорость на марше, обеспечивающая фактически гарантированное преодоление любой защитной системы вражеского флота и уничтожение подлодки либо надводного корабля;
Мощный фугасный заряд — поражает даже крупнейшие военные корабли, а ядерный боезаряд способен одним ударом потопить всю авианесущую группу;
Пригодность гидрореактивного ракетного комплекса для установки в надводные корабли и на подлодки.

Недостатки Шквала:

Высокая стоимость оружия — около 6 миллионов американских долларов;
Точность — оставляет желать лучшего;
Сильный шум, издаваемый на марше, в сочетании с вибрацией мгновенно демаскирует подлодку;
Небольшая дальность хода уменьшает живучесть корабля или подводной лодки, с которой пущена ракета, особенно при использовании торпеды с ядерным боезарядом.

На фото - Пуск морской торпеды с надводного носителя

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 21.02.2021 - 16:26

АПЛ проекта 685 "Комсомолец"
 
[^]
Sforcksa555
21.02.2021 - 16:27
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Фактически в стоимость пуска Шквала включено не только производство самой торпеды, но и подлодки (корабля), и ценность живой силы в количестве всего экипажа.

Дальность действия менее 14 км — это главнейший минус.

В современном морском бою пуск с такого расстояния — это самоубийственное действие для экипажа подводной лодки. Увернуться от «веера» запущенных торпед, естественно, способен только эсминец или фрегат, но скрыться с места атаки самой подлодке (кораблю) в зоне действия палубной авиации и группы обеспечения авианосца, вряд ли реально.

Эксперты даже допускают, что подводная ракета «Шквал» на сегодня может быть снята с применения из-за перечисленных серьезных недостатков, представляющихся непреодолимыми.

Возможные модификации

Модернизация гидрореактивной торпеды относится к важнейшим задачам конструкторов оружия для российских военно-морских сил. Поэтому работы по улучшению Шквала не сворачивались полностью даже в кризисные девяностые.

В настоящее время существует не менее трех модифицированных «сверхзвуковых» торпед.

Прежде всего, это упомянутая выше экспортная вариация Шквал-Э, спроектированная специально для производства с целью реализации за рубеж. В отличие от стандартной торпеды, «Эшка» не рассчитана на оснащение ядерной боеголовкой и поражение подводных военных объектов. Кроме того, эта вариация характеризуется меньшей дальностью — 10 км против 13 у модернизированного Шквала, который производится для ВМФ России. Шквал-Э применяется только с пусковыми комплексами, унифицированными с российскими кораблями. Работы по конструированию модифицированных вариаций под пусковые системы отдельных заказчиков пока «в процессе»;
Шквал-М — усовершенствованная вариация гидрореактивной торпедо-ракеты, завершенная в 2010 году, с лучшими показателями дальности и веса боевой части. Последняя увеличена до 350 килограммов, а дальность составляет чуть более 13 км. Проектировочные работы по совершенствованию оружия не прекращаются.
В 2013 году сконструирована еще более совершенная — Шквал-М2. Обе вариации с литерой «М» строго засекречены, сведений о них почти нет.

На фото - Модификация Шквал-М на выставке оружия


Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 21.02.2021 - 16:29

АПЛ проекта 685 "Комсомолец"
 
[^]
Sforcksa555
21.02.2021 - 16:29
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Зарубежные аналоги

Длительное время аналоги российской гидрореактивной торпеды отсутствовали. Только в 2005г. германская компания представила изделие под наименованием «Барракуда». Как утверждают представители производителя — Diehl BGT Defence, новинка способна перемещаться с несколько большей скоростью благодаря усилению суперкавитации. «Барракуда» прошла ряд испытаний, но ее запуск в производство пока не состоялся.

В мае 2014 командующий военно-морских сил Ирана заявил, что его род войск тоже обладает подводно-торпедным оружием, которое якобы движется со скоростью до 320 км/ч. Однако в дальнейшем никаких сведений, подтверждающих либо опровергающих это заявление, не поступало.

Известно также о наличии американской подводной ракеты HSUW (High-Speed Undersea Weapon), принцип действия которой основан на явлении суперкавитации. Но эта разработка пока существует исключительно в проекте. На вооружении готового аналога Шквала пока нет ни у одного иностранного ВМФ.

На фото - Торпеда «Барракуда» германской компании Diehl BGT Defence

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 21.02.2021 - 16:30

АПЛ проекта 685 "Комсомолец"
 
[^]
Sforcksa555
21.02.2021 - 16:31
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Вернёмся к АПЛ " Комсомолец"

Экипаж

Штатный экипаж лодки включал в себя 60 человек, половину из которых составляли офицеры. Для несения боевой службы было сформировано два состава экипажа. Первым из них значился экипаж под командованием капитана 1 ранга Юрия Зеленского. Экипаж под командованием капитана первого ранга Евгения Ванина состоял из 69 человек.

Достоинства и недостатки

Простая, но тщательно рассчитанная конструкция корпуса с оптимизированными внешними обводами способствовала малому сопротивлению в воде, что в сочетании с мощным атомным двигателем обеспечивало высокую скорость АПЛ «Комсомолец». Уникальный корпус лодки позволял добиться непревзойденных до сих пор технических характеристик по прочности и способности погружаться на недосягаемые другим боевым кораблям глубины.

По своим параметрам и возможностям К-278 превосходила все существовавшие на тот момент в мире субмарины. Следует отметить, что как сама подлодка, так и системы вооружения, которые она применяла, были адаптированы для действий на глубинах, недоступных никаким другим боевым кораблям.

Основным недостатком АПЛ «Комсомолец» являлась низкая степень изоляции большинства отсеков между собой. Это роковым образом сказалось при возникновении пожара, послужившего причиной ее катастрофы. Также ряд специалистов считает имевшиеся на подлодке систему пожаротушения и аварийно-спасательные средства недоработанными. Кроме того, для столь уникального и сложного корабля уровень подготовки экипажа к правильному использованию спасательных средств оказался крайне низким.

Применение в глубоководных испытаниях

В течение 1983 года подлодка была спущена на воду и прошла все необходимые испытания. С января 1984 года субмарина была включена в состав 6-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок Северного флота. Одновременно лодка служила опытной базой для экспериментов в сфере различных глубоководных исследований, прежде всего конструкторского плана.

4 августа 1985 года советская субмарина установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения для подлодок — 1027 метров. Затем при подвсплытии на глубину 800 метров подлодка успешно произвела учебную стрельбу из торпедных аппаратов. В 1986 году К-278 испытала в действии пороховую систему аварийного всплытия с глубины 800 метров, а в следующем году этап опытной эксплуатации подлодки был официально признан завершённым.

В течение всего периода службы в составе ВМФ лодка интенсивно привлекалась в проводимые флотом учения и несла боевую службу, совершая длительные автономные плавания. В частности, АПЛ участвовала в охранении советских стратегических ударных субмарин, оснащённых межконтинентальными баллистическими ядерными ракетами, от подводных лодок вероятного противника. За время службы в составе ВМФ СССР подлодка К-278 совершила три боевых похода. Пунктом постоянного базирования АПЛ являлась Западная Лица.

На фото - АПЛ "Комсомолец"

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 21.02.2021 - 16:35

АПЛ проекта 685 "Комсомолец"
 
[^]
Sforcksa555
21.02.2021 - 16:35
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Гибель подводной лодки «Комсомолец»

Советская атомная подлодка, завершая свою очередную «автономку» с несением боевого дежурства, в подводном положении направлялась к месту постоянного базирования.

7 апреля 1989 года, при движении на глубине около 370 метров, в кормовом отсеке лодки «Комсомолец» вспыхнул пожар. Субмарина совершила экстренное всплытие на поверхность. На момент аварии лодка находилась примерно посередине между побережьем Норвегии и архипелагом Шпицберген.

После сигнала в штаб к аварийной лодке поспешили спасательные самолёты и находящиеся в районе советские рыболовецкие суда. Следствием пожара стала утрата герметичности прочным корпусом лодки, и она стремительно затонула. Выжившие после пожара люди оказались в ледяной воде, не имея навыков правильного применения спасательных плотов. Сколько из них погибло при пожаре, а сколько – от последующего переохлаждения, точно выяснить так и не удалось.

В условиях 5-балльного волнения моря посадка спасательного самолёта оказалась невозможной. Только с подходом советской рыболовецкой плавбазы «Алексей Хлобыстов» удалось подобрать из воды 30 подводников, трое из которых скончались уже по пути в порт. В числе погибших оказался и командир К-278 Евгений Ванин.

На фото - Выжившие подводники с АПЛ «Комсомолец» перед подъёмом на борт советского судна.

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 21.02.2021 - 16:36

АПЛ проекта 685 "Комсомолец"
 
[^]
Sforcksa555
21.02.2021 - 16:36
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
О причинах возникновения пожара точных данных не имеется, а различные версии на этот счёт выдвигаются вплоть до настоящего времени. Известно, что возгорание началось в седьмом отсеке, а в связи с гибелью находившихся там моряков его причине суждено остаться тайной. Основной версией пожара считаются сильные перепады напряжения в корабельной электросети из-за неисправности системы защиты турбогенератора.

В кормовом отсеке это оказалось сопряжено с высокой концентрацией кислорода, возникшей в отсутствие контрольной системы, незадолго до того вышедшей из строя. Это привело к возгоранию промасленной ветоши от искр с электрощита, которое тут же превратилось в обширный пожар, с которым система пожаротушения не справлялась.

В условиях разрастания пожара и продолжающихся скачков напряжения в электросети автоматическая защита произвела отключение парогенераторов, и подлодка остановила движение. После этого была подана признанная впоследствии ошибочной команда продуть основной балласт. В аварийном седьмом отсеке на тот момент уже был повреждён трубопровод высокого давления, воздух из которого начал поступать прямо в горящий отсек, нагнетая огонь.

После этого гибель подлодки «Комсомолец» была, по сути, предопределена. Начался объемный пожар с запредельно высокой температурой. Огонь перекинулся на соседний 6-й отсек, а в нескольких других отсеках стали возникать возгорания электрощитов. Системы пожаротушения не смогли справиться с расширением пожара, распространившегося с 7-го по 5-й отсеки.

Продукты горения распространились по большинству отсеков и, попав в систему подачи воздуха шланговых дыхательных аппаратов, привели к массовому отравлению подводников. Пожар удалось окончательно ликвидировать только после всплытия лодки, но вода начала поступать внутрь повреждённого прочного корпуса 7-го отсека. Корма аварийной подлодки стала погружаться в воду, и уже вскоре АПЛ затонула.

При расследовании обстоятельств катастрофы К-278, в частности, выяснилось, что для всплытия подводной лодки и выравнивания крена был израсходован весь воздух высокого давления, что привело к критической потере запаса плавучести. В вопросе о том, каким образом в прочный корпус стала поступать вода, единой версии также не имеется. Это могло произойти как через прогоревшие прокладки цистерн главного балласта, так и через открытые системы вентиляции смежных отсеков в кормовой части.

По итогам катастрофы АПЛ «Комсомолец» на дне Норвежского моря оказалось кладбище радиоактивных материалов в виде заглушенного реактора и двух торпед с ядерными боеголовками. С целью оценки разрушения корабля и возможностей его подъёма, а также измерения уровня радиации, в 1990-е годы было организовано несколько экспедиций. Вопрос о подъёме лодки «Комсомолец», покоящейся на глубине около 1685 метров, вплоть до настоящего времени остаётся открытым, поскольку неизбежное разрушение реактора и боеголовок под воздействием коррозии угрожает радиоактивным заражением огромной акватории.

Всё закончил, можете пинать. pray.gif

На фото - Фото с экспедиции по обследованию места гибели АПЛ «Комсомолец»

Это сообщение отредактировал Sforcksa555 - 21.02.2021 - 16:39

АПЛ проекта 685 "Комсомолец"
 
[^]
Nezabor
21.02.2021 - 16:41
5
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.19
Сообщений: 2849
Меня терзают смутные сомнения, что на первом фото - вполне себе "раскладушка" 675 проекта. А не "комсомолец".
 
[^]
DUnlim
21.02.2021 - 16:42
4
Статус: Online


Командир самоходного дивана

Регистрация: 7.06.18
Сообщений: 12336
статья познавательная, спасибо
есть несколько вопросов:
1) Каким образом с предельной глубины мог выпускаться боекомплект Гранатов(С-10 с ракетой КС-122, РК-55 Рельеф вроде как наземного базирования был)?
Ну и Шквал: в ТТХ глубина пуска до 30м
2)Чем сейчас можно достать подлодку на глубине 1000 метров? Не припоминаю такого вооружения у кого либо.
Весь смысл в передвижении на глубине, где ее нереально обнаружить, в нужную точку

Это сообщение отредактировал DUnlim - 21.02.2021 - 16:44
 
[^]
Sforcksa555
21.02.2021 - 16:43
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Цитата (Nezabor @ 21.02.2021 - 16:41)
Меня терзают смутные сомнения, что на первом фото - вполне себе "раскладушка" 675 проекта. А не "комсомолец".

всё правильно спасибо за подсказку. Поправил, просто не ту фотку вставил.
 
[^]
PashPashPash
21.02.2021 - 16:46
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.02.19
Сообщений: 1694
Цитата (DUnlim @ 21.02.2021 - 16:42)
статья познавательная, спасибо
есть несколько вопросов:
1) Каким образом с предельной глубины мог выпускаться боекомплект Гранатов(С-10 с ракетой КС-122, РК-55 Рельеф вроде как наземного базирования был)?
Ну и Шквал: в ТТХ глубина пуска до 30м
2)Чем сейчас можно достать подлодку на глубине 1000 метров? Не припоминаю такого вооружения у кого либо.
Весь смысл в передвижении на глубине, где ее нереально обнаружить, в нужную точку

П2. Проект «Азориан»: как американцы подняли советскую подводную лодку с глубины в 5 километров
 
[^]
LongTom
21.02.2021 - 16:47
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.02.11
Сообщений: 3132
Такую технику и столько людей угробили - гребанные электрики.
 
[^]
Sforcksa555
21.02.2021 - 16:47
2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 22.03.17
Сообщений: 1489
Цитата (DUnlim @ 21.02.2021 - 16:42)
статья познавательная, спасибо
есть несколько вопросов:
1) Каким образом с предельной глубины мог выпускаться боекомплект Гранатов(С-10 с ракетой КС-122, РК-55 Рельеф вроде как наземного базирования был)?
Ну и Шквал: в ТТХ глубина пуска до 30м
2)Чем сейчас можно достать подлодку на глубине 1000 метров? Не припоминаю такого вооружения у кого либо.
Весь смысл в передвижении на глубине, где ее нереально обнаружить, в нужную точку

"Гранат" есть морского базирования, более того им вооруженны много проектов.
Старт из глубоководного положения доступен "Гранатам", шквал использовался чисто для защиты и нападения. Ну это в общих словах я тебе описал.
 
[^]
XraiDoc
21.02.2021 - 16:48
4
Статус: Offline


Енот потаскун

Регистрация: 9.01.16
Сообщений: 4963
ТС и парни, простите за слом! Бес попутал. Никогда такого не было. Посыпаю голову пеплом. И, дабы не офтоп, охрененно интересный пост.
 
[^]
DUnlim
21.02.2021 - 16:50
1
Статус: Online


Командир самоходного дивана

Регистрация: 7.06.18
Сообщений: 12336
Цитата (Sforcksa555 @ 21.02.2021 - 16:47)
Старт из глубоководного положения доступен "Гранатам", шквал использовался чисто для защиты и нападения. Ну это в общих словах я тебе описал.

из доступных ТТХ:

Дальность действия - 3000 км
Скорость полета - 720 км/ч
Высота полета - 15-200 м
Глубина пуска - до 40 м

Цитата (PashPashPash @ 21.02.2021 - 16:46)
П2. Проект «Азориан»: как американцы подняли советскую подводную лодку с глубины в 5 километров
Много читал про эту операцию и про ее провал. Кодовые книги так и не достали
Утопить подлодку на такой глубине чем?

Это сообщение отредактировал DUnlim - 21.02.2021 - 16:53
 
[^]
Goblin911
21.02.2021 - 16:54
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 4.01.20
Сообщений: 3383
К 129 америкосы же подняли...на там дизелюха, она меньше и легче. А с другой стороны тогда был 1974, а сейчас 2021

Это сообщение отредактировал Goblin911 - 21.02.2021 - 16:55
 
[^]
gogindra
21.02.2021 - 16:55
14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 24.08.13
Сообщений: 3440
Тем не менее, затраты на разработку и строительство этого подводного крейсера были сравнимы с ценой американского авианосца, а стоимость обычной субмарины превышали в 5-6 раз. По мировым ценам эта сумма оценивалась примерно в 17 миллиардов долларов, что в тот период для СССР было огромной цифрой. Отсюда у лодки проекта «Плавник» появилось неформальное название «Золотая рыбка».

Можно узнать - откуда эта бредовая хуйня?

Какие такие "мировые цены"? что значит "с ценой американского авианосца"?

Да и кстати пресловутое "золотая рыбка" - это относится к СОВСЕМ ДРУГОЙ ЛОДКЕ.

КГ/АМ gigi.gif dont.gif
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 4877
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх