Сергей Лисин – командир счастливой «эски».Невероятная судьба советского подводника

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
BigCap
23.12.2020 - 11:28
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
60
Герой нашего рассказа родился 13 июля 1909 года в Саратове. Начал работать слесарем, но, как и многие в те годы, по комсомольской путевке пошел на флот. Тогда было несколько таких призывов, поэтому судьба Сергея, в общем, была типичной. В 1931 году он поступил в военно-морское училище имени Фрунзе. В 1936 году окончил его. Молодой штурман Сергей Лисин служил на подводной лодке Щ-313 Балтийского флота, а потом Щ-401 Северного флота.

Когда началась война в Испании, Лисина направили в качестве советника в эту страну. Добирался до места он окольными путями: из Ленинграда на рейсовом теплоходе «Мария Ульянова» доплыл до Гавра, а оттуда поездом до Парижа. В Париже у него было всего несколько часов до отъезда в Испанию. Именно тогда, прогуливаясь по столице Франции, Лисин увидел в витрине магазина золотые часы, лежащие в изящной коробочке. Они запали в душу подводника. Потом эти часы сыграют в его жизни немаловажную роль.

Сергей Лисин – командир счастливой «эски».Невероятная судьба советского подводника
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
BigCap
23.12.2020 - 11:29
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Как старший помощник командира, он служил на подводных лодках С-4 и С-2 флота республиканской Испании. В Испании 29-летний Серхио Леон - под таким псевдонимом Сергей Лисин воевал – набрался боевого опыта. Подводные лодки, на которых служил, Лисин, не потопили ни одного корабля франкистов. Но опыт боевых походов, экстренных погружений при атаках авиации, поиска целей и боевого маневрирования был бесценен для молодого подводника.

Когда закончился срок его командировки, Лисин снова оказался в Париже. В этот раз он задержался в городе на неделю – консульский отдел советского посольства долго оформлял документы, так что у Диего Венсарио – с документами на это имя Лисин находился во Франции – было значительно больше времени на знакомство с Парижем. Первое, что сделал Лисин – пошел в магазин, и на сэкономленные суточные купил понравившиеся ему золотые часы, и только потом стал осматривать Эйфелеву башню, Лувр и Елисейские поля.

Сергей Лисин – командир счастливой «эски».Невероятная судьба советского подводника
 
[^]
BigCap
23.12.2020 - 11:29
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
После возвращения из Испании его назначили командиром строившейся в Горьком (теперь Нижнем Новгороде) на заводе №112 – ныне «Красное Сормово» - подводной лодки С-7 IX-бис серии. Буква С в названии обозначало – «средняя». На флоте такие лодки называли «эски». Лодки IX серии спроектировали в Германии по заказу Советского Союза. В СССР их строили тремя сериями - IX, IX-бис и XVI. Первые три лодки первоначально назывались Н-1 – Н-3, где буква Н обозначало «немецкая». Правда, очень быстро букву Н убрали, заменив ее на С.

Немцы умели проектировать субмарины, и подводные лодки IX, IX-бис и XVI серий получились удачными и надежными. Только один пример. Во время Второй мировой войны «эски» Тихоокеанского флота через Тихий и Атлантический океаны и Панамский канал были переброшены на Северный флот, а после войны по Северному морскому пути вернулись домой. Лодка С-56, как памятник, установлена на Корабельной набережной Владивостока. Во время строительства С-7 будущий командир занимался формированием и подготовкой экипажа. С-7 предназначалась для Балтийского флота.

Сергей Лисин – командир счастливой «эски».Невероятная судьба советского подводника
 
[^]
BigCap
23.12.2020 - 11:31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Воевал Лисин отчаянно и красиво. Он был талантливым подводником, а самое главное, его всю жизнь хранила его звезда. Он по максимуму использовал возможности своей «эски». Лодки типа С имели более мощное пушечное вооружение, чем предшествующие им средние лодки типа Щ. Если у «щук» было две 45-мм зенитные пушки, то у «эски» была одна 100-мм пушка и одна 45-мм. Лисин всплыл на С-7 в Нарвском заливе и из 100-мм орудия обстрелял железнодорожную станцию и прилегающий к ней завод. До того, как немцы отреагировали, С-7 погрузилась и ушла. Часть историков флота утверждают, что это был первый обстрел побережья из орудий подводных лодок в Великую Отечественную войну. Атаку целей на побережье Лисин повторял еще не раз. Во время похода в 1942 году С-7 потопила финский транспорт «Kothe» («Коте»). Через несколько дней С-7 встретила еще один финский транспорт «Pohjanlahti» («Похьянлахти»). От пущенной торпеды транспорт уклонился, Лисин дал команду на всплытие и обстрел транспорта из 100-мм орудия. Но орудие заклинило. Тогда Лисин приказал преследовать финский пароход и обстреливать его из зенитной 45-мм пушки, пока пароход не утонет. Уже после войны выяснилось, что «Похьянлахти» перевозил не военные грузы, а картофель. В тот поход лодка потопила и повредила 5 транспортов противника.

Справедливости ради надо сказать, что из этих пяти два были транспортами нейтральной Швеции. Еще до 22 июня 1941 года немцы перегородили Финский залив мощным минно-сетевым заграждением «Юминда». Балтийский флот оказался заперт в Кронштадте, Ленинграде и Ораниенбауме (ныне Ломоносов). Мины стали проклятием советских подводников. Всего во время войны погибли 46 подводных лодок Балтийского флота. 24 из них пропали без вести. Большая часть погибла при форсировании «Юминды». С-7 многократно проходила через минные поля. Лисин всегда успешно форсировал их. Забегая вперед, скажем, что в декабре 1942 года Лисину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Сергей Лисин – командир счастливой «эски».Невероятная судьба советского подводника
 
[^]
BigCap
23.12.2020 - 11:34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
У Аландских островов Лисин столкнулся с опытным подводником. Капитан-лейтенант Олави Айттола начинал войну командиром малой подводной лодки«Vesikko», и на ней потопил советский пароход «Выборг». После перевода на «Весихииси», он выставил несколько минных заграждений в Финском заливе. Айттола был награжден финскими, шведскими и немецкими орденами. После потопления С-7 Айттола назначили в оперативный отдел флота, а потом в Генеральный штаб.

В советской военной литературе нахождение в плену капитана третьего ранга Лисина описывается словами концлагерь, голод, побои и освобождение в 1944 году. Протоколы допроса подводника были переданы советским представителям, но они не публиковались. Недавно появились интересные подробности с финской стороны. Дело в том, что финский историк Тимо Лааксо нашел в архивах воспоминания финского офицера морской разведки Юкки Мякеля, который допрашивал Лисина. С этими материалами Лааксо ознакомил наследников Лисина.

Сергей Лисин – командир счастливой «эски».Невероятная судьба советского подводника
 
[^]
BigCap
23.12.2020 - 11:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Капитан 3-го ранга вначале пытался выдать себя за штурмана лодки. Но, во-первых, изъятые у него золотые часы говорили о том, что он не рядовой штурман. А, во-вторых, финская морская разведка предъявила ему советскую военную газету, где был сфотографирован «герой балтиец, командир подводной лодки Сергей Лисин». Пришлось признать, что он командир С-7. Финны очень гордились, что захватили в плен командира советской подводной лодки. По словам Мякеля, «долгое время Лисин был наиболее значительным нашим пленным». Как мы уже говорили, в декабре Лисину присвоили звание Героя Советского Союза. Юкки Мякель сообщил ему об этом. Содержали подводника не в тюрьме, а на офицерской гауптвахте тюремного комплекса «Катаянокка». Присматривал за ним сержант комендантского взвода, бывший моряк торгового флота. В своих показаниях Лисин выдавал за ценные сведения информацию из морских учебников и должностных инструкций. Финны это быстро поняли, но вытягивать из пленного секретную информацию не стали. Дело закрыли. Уже готовилось этапирование Лисина в лагерь, когда узнавшие о пленном командире подводной лодки немцы потребовали этапировать Лисина на допрос в Германию, что финны и сделали.

В Германии Лисина допрашивал Вернер Баубах, бывший военно-морской атташе Германии в СССР. Лисин прибегнул к старой тактике – весьма многословно пересказывал учебники и должностные инструкции. И тут случилось чудо. Почему абверу стал не интересен пленный командир подводной лодки – непонятно до сих пор, но немцы отправили Лисина обратно в Финляндию!

Сергей Лисин – командир счастливой «эски».Невероятная судьба советского подводника
 
[^]
BigCap
23.12.2020 - 11:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Старший лейтенант Юкка Мякеля очень удивился, когда в его кабинете раздался телефонный звонок от капитана порта Турку. Тот сообщил Мякелю, что прибывший из Германии на пароходе «Gotenland» («Готенланд») русский офицер пришел в администрацию порта, и просит его связать его с Юкка Мякелем. Старший лейтенант спросил: «Как фамилия русского?» Ответ был: «Его фамилия Лисин». Через некоторое время, сидя напротив финского разведчика, Лисин рассказывал историю своего двухмесячного пребывания в Германии. Немцы так же поняли, что он пересказывает им материалы учебника, и тоже потеряли к нему интерес. Кроме этого, Лисин постоянно утверждал, что он чуть ли не в ежедневном режиме консультирует морскую разведку Финляндии, и просил как можно быстрее отправить его в Суоми. Самое удивительное в этой истории было даже не то, что абвер почему то отпустил Лисина, а то, что в Финляндию на пароходе он добирался без конвоя!

Лисина перевели в офицерский лагерь №1 в Кёулиё. Через некоторое время там произошли волнения, и Лисин был признан одним из зачинщиков. Последовали репрессии – голод, побои, карцер. Неожиданно немцы снова потребовали Лисина к себе на допросы. Но, на удивление, финны отказали своим союзникам. Финская морская разведка, в какой-то мере, даже гордилась своим трофеем.

Сергей Лисин – командир счастливой «эски».Невероятная судьба советского подводника
 
[^]
BigCap
23.12.2020 - 11:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны. 21 сентября Лисина выпустили из лагеря. Он пробыл в плену ровно два года – день в день. Но война продолжалась, и Лисина перевели уже в советский лагерь под Подольском для проверки. Ничего хорошего ему это не сулило, но опять случилось чудо. Когда жена подводника, Антонина Григорьевна, узнала о том, что её муж жив, и проходит проверку в лагере НКВД, она обратилась за помощью к старому другу семьи – высокопоставленному офицеру Наркомата ВМФ. Тот помог. Способствовало освобождению также и то, что в СМЕРШ попали финские протоколы допросов Лисина. Из них было ясно, что капитан 3-го ранга Родину не предавал. Лисина реабилитировали, восстановили в воинском звании и вернули все награды, в том числе и звезду Героя.

Сергей Лисин – командир счастливой «эски».Невероятная судьба советского подводника
 
[^]
BigCap
23.12.2020 - 11:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Службу Лисин продолжил на Тихом океане в Порт-Артуре, а потом переехал в Ленинград и стал преподавать в Высшем военно-морском училище. После выхода в отставку он работал в Ленинградском высшем инженерном морском училище имени адмирала Макарова, где готовили моряков гражданского флота. Умер капитан 1-го ранга Лисин в 1992 году. У Сергея Лисина дома хранилась красивая коробочка от золотых часов. Сами часы финны ему не вернули.

Сергей Лисин – командир счастливой «эски».Невероятная судьба советского подводника
 
[^]
BigCap
23.12.2020 - 11:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Его визави, капитан 3-го ранга Олави Айттола тоже прошел советскую проверку и избежал репрессий. В конце 40-х годов он ушел с флота и стал работать в киноиндустрии. Много раз бывал в Советском Союзе. Фотографию Лисина он хранил у себя дома. Форму с орденами он надел только один раз – когда его первую лодку «Vesikko» установили на берегу в Свеаборге.

В 1998 году «С-7» была обнаружена группой шведских аквалангистов-любителей вблизи пролива Южный Кваркен в Балтийском море.

Сергей Лисин – командир счастливой «эски».Невероятная судьба советского подводника
 
[^]
BigCap
23.12.2020 - 11:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
 
[^]
19Игна62
23.12.2020 - 11:45
0
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 13.07.20
Сообщений: 293
1.Почему у штурмана не может быть золотых часов?
2.Как и сколько надо расстреливать пароход из 45-ки для того,чтобы его потопить?
 
[^]
BigCap
23.12.2020 - 11:50
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
19Игна62
Цитата
.Как и сколько надо расстреливать пароход из 45-ки для того,чтобы его потопить?

мало кто пробывал но думаю это зависит от парохода, вернее от вида перевозимого груза.

Это сообщение отредактировал BigCap - 23.12.2020 - 11:55
 
[^]
legalas64
23.12.2020 - 11:52
2
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 19.01.16
Сообщений: 288
Цитата (19Игна62 @ 23.12.2020 - 11:45)

2.Как и сколько надо расстреливать пароход из 45-ки для того,чтобы его потопить?

Думаю долго. Но если с 45-ки подбивали танки, то в пароходе нет брони и если в район ватерлинии стрелять, то думаю имет место быть такое!
 
[^]
BigCap
23.12.2020 - 11:57
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Цитата
Почему у штурмана не может быть золотых часов?

может встать вопрос откуда и на какие деньги.
 
[^]
Валерус
23.12.2020 - 12:01
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.10.15
Сообщений: 2412
Часы зажали, суки!

По факту - подводником на Балтике в войну - это капец жопа. Глубины никакие в большинстве своем, мины, мели, острова, посты наблюдения, авиацией все перекрыввается. Там все подводники гороями были.

Это сообщение отредактировал Валерус - 23.12.2020 - 12:10
 
[^]
BigCap
23.12.2020 - 12:01
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Цитата
Службу Лисин продолжил на Тихом океане в Порт-Артуре, а потом переехал в Ленинград и стал преподавать в Высшем военно-морском училище.

После командования дивизионом капитан 2 ранга Лисин непродолжительное время (декабрь 1947 г. — март 1948 г.) находился на штабной работе. Последующие 22 года службы Сергея Прокофьевича были посвящены преподавательской деятельности. В 1-м Балтийском высшем военно-морском училище (с 1958 г. — Высшее военно-морское училище подводного плавания им. Ленинского Комсомола) он последовательно прошёл ступени преподавателя, старшего преподавателя и начальника кафедры.

26 мая 1955 г. ему было присвоено звание капитана 1 ранга. В 1956 году в Военно-морской академии Сергей Прокофьевич успешно защитил кандидатскую диссертацию, через год ему было присвоено звание доцента.. Пользуясь большим авторитетом у курсантов и офицеров училища, он дважды избирался депутатом Ленинского районного Совета депутатов трудящихся г. Ленинграда.

В сентябре 1970 г. капитан 1 ранга С. П. Лисин вышел с военной службы в отставку. Кроме звания Героя, он был награждён двумя орденами Ленина, (1942, 1956), орденом Красного Знамени (1951), орденом Отечественной войны 2-й степени, орденом Красной Звезды и многими медалями, в том числе «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», «За победу над Японией».

После выхода в отставку Сергей Прокофьевич в течение нескольких лет был заместителем начальника Высшего инженерного морского училища им. адмирала С.О. Макарова по военно-морской подготовке, а затем продолжал читать в этом училище, готовившем судовых специалистов, курс лекций по морской истории.©
 
[^]
валерыч
23.12.2020 - 12:02
7
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 8.05.14
Сообщений: 249
Странно, а как же "кровавая гэбня"? Почему трижды не расстреляли? (сарказм).


Прошел абсолютно логичную в данном случае спецпроверку, и продолжил службу, как и подавляющее большинство военнопленных. Это к вопросу о том, что "кровавая гэбня" всех военопленных объявляла "врагами народа", гнала в ГУЛАГ и растреливала сотнями миллионов в подвалах.
 
[^]
BigCap
23.12.2020 - 12:02
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Цитата
По факту - подводником на Балтике в войну - это капец жопа.

в 1943 году 6 подлодок пытались прорваться на Балтику, кроме одной вернувшейся остальные погибли.

Это сообщение отредактировал BigCap - 23.12.2020 - 12:05
 
[^]
BigCap
23.12.2020 - 12:04
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Цитата
Это к вопросу о том, что "кровавая гэбня" всех военопленных объявляла "врагами народа", гнала в ГУЛАГ и растреливала сотнями миллионов в подвалах.

статистика нквд по этому вопросу известна, сколько осудили, расстреляли и отправили в действующую армию.
 
[^]
BigCap
23.12.2020 - 12:05
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 3.07.16
Сообщений: 26938
Цитата
в 1943 году 6 подлодок пытались прорваться на Балтику,

или 5 даже.....уже не помню.
 
[^]
grekmex
23.12.2020 - 12:08
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.02.16
Сообщений: 7150
Цитата (BigCap @ 23.12.2020 - 10:50)
19Игна62
Цитата
.Как и сколько надо расстреливать пароход из 45-ки для того,чтобы его потопить?

мало кто пробывал но думаю это зависит от парохода, вернее от вида перевозимого груза.

еще в первую мировую обстреливали.

(читал у Томашевича)
но какая именно лодка обстреливала не помню
(там же у нас и англичане воевали со своими Ешками)
п.с.
Акула -1 пушка 47 мм
серия "Барс"-2 пушки 47 мм
английская Е-8-1 пушка 47 мм
Минога-1 пушка 47 мм
серий крокодилов (кайман, аллигатор, крокодил )1 пушка 47 мм

Это сообщение отредактировал grekmex - 23.12.2020 - 12:15
 
[^]
pythonx
23.12.2020 - 12:10
-3
Статус: Offline


Проводник мозгошмыгов

Регистрация: 16.09.09
Сообщений: 3344
Цитата (19Игна62 @ 23.12.2020 - 11:45)
2.Как и сколько надо расстреливать пароход из 45-ки для того,чтобы его потопить?

До бесконечности. Разве что в расчете на то что он загорится и сгорит. А так долбоебизм конечно.
Да и в целом гордится особо нечем - 20 тысяч тонн всего, 5 транспортов, из которых к тому же 2 нейтрала. Еще и 12 торпед потратил. В кригсмарине его бы назад в учебку отправили за такие результаты.
 
[^]
ArcturusOmm
23.12.2020 - 12:15
0
Статус: Offline


Хохмач

Регистрация: 28.06.20
Сообщений: 650
Судьба офицера,почетно.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Валерус
23.12.2020 - 12:17
-1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 5.10.15
Сообщений: 2412
Цитата (pythonx @ 23.12.2020 - 12:10)
Цитата (19Игна62 @ 23.12.2020 - 11:45)
2.Как и сколько надо расстреливать пароход из 45-ки для того,чтобы его потопить?

До бесконечности. Разве что в расчете на то что он загорится и сгорит. А так долбоебизм конечно.
Да и в целом гордится особо нечем - 20 тысяч тонн всего, 5 транспортов, из которых к тому же 2 нейтрала. Еще и 12 торпед потратил. В кригсмарине его бы назад в учебку отправили за такие результаты.

Немецкие подводники - это отдельная история, по потопленному тоннажу равных им нет. Только скажи, на Балтике много конкретных немецких командиров,которые больше пяти транспортов потопили? Ну-ка пример.

Это сообщение отредактировал Валерус - 23.12.2020 - 12:18
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 4852
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх