Малоизвестные инциденты с отечественными атомными подлодками

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (2) [1] 2   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
gizphone
21.12.2020 - 14:33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
63
Так как обо всех крупных авариях и катастрофах в отечественном подплаве уже написано и не раз, решил опубликовать ряд малоизвестных инцидентов с атомными подводными лодками СССР, о которых не так много информации для составления отдельных статей. По всей видимости из-за того, что практически не было потерь личного состава, а для самих субмарин всё обошлось более-менее без серьезных последствий.

Текст не мой, собрано в Сети, а также здесь и здесь.

Будет много букв и картинки, прошу не ломать, по окончании отпишусь.

Малоизвестные инциденты с отечественными атомными подлодками
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Самопроизвольный пуск практической ракеты П-6 с АПЛ «К-47»

В мае 1991 года в Западной Лице на АПЛ «К-47» проекта 675 с крылатыми ракетами П-6 во время погрузки ракет из-за ошибки личного состава произошел самопроизвольный пуск практической ракеты.

Сработали так называемые «стартовики» (пороховые ускорители), ракета вылетела из контейнера и полетела в сторону штаба флотилии, перелетела через штаб флотилии и упала сбоку от здания штаба дивизии (рядом с камбузом дивизии).

При старте ракеты один моряк-подводник погиб в ракетном контейнере. К счастью, ракета не попала в здания штабов и камбуза, иначе число погибших измерялось бы десятками.
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:33
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
АПК К-47 проекта 675

Малоизвестные инциденты с отечественными атомными подлодками
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Столкновение АПЛ "К-279" с айбергом 13 сентября 1983 года

РПКСН «К-279» под командованием капитана 1 ранга В.А. Журавлева находясь на боевом патрулировании в море Баффина (район Гренландии) 13 сентября 1983 в точке с координатами 67° 24´ 2´´ сев.ш. и 60° 30´ 2´´ зап.д. в 21.13 на глубине 197 метров на скорости 7 узлов столкнулся с низкосидящим айсбергом. После столкновения «К-279» получил дифферент 45° на нос и провалился на 287 метров.

Был поврежден торпедный аппарат с ЯБП, торпеда была извлечена из ТА и закреплена на палубе в I отсеке с выставлением вооруженного вахтенного. После столкновения «К-279» в течении месяца продолжал нести боевую службу на заданном маршруте.

Со слов мичмана Прокопчука В.Г.:

"В Баффиновом море экипаж в основном спасли не героические действия по инструкции, а выучка экипажа и элементарное желание выжить. Да и никакие инструкции не предусматривали столкновение с айсбергом на глубине 197 метров. (Да и 100% уверенности что это был айсберг у меня лично нет). Просто оставшуюся часть похода нас по очереди вызывали в ЦП и ненавязчиво внушали, что мы слышали скрип и треск обрушившегося на лодку льда, хотя лично я, как и остальные, слышал стук в ушах своего собственного сердца. А как Вы бы себя почувствовали?

День подготовки к Дню специалиста РТС. В столовке поем песни и рассказываем стишки, и вдруг удар, все что может оторваться и упасть – падает, как и сами люди, в одночасье все вместе ломанувшиеся на свои боевые посты и застрявшие в узкой двери выхода из столовой личного состава. Дикий для ПЛ, и продолжающий нарастать дифферент на нос ( который кажется никогда и не остановится).

Личный состав кормовых отсеков, который не может попасть на свои боевые посты. Матрос срочной службы, мой кстати земляк, уроженец одного из районов нашей области, единственный из матросов срочной службы кандидат в члены (фактически оказался членом).

Будучи трюмным третьего отсека, оказался в шестом, задраил переборку и вцепился в ручку кремальеры с такой силой, что весь личный состав 6-го еле его смог оторвать. При этом выпученные, как рассказывали ребята из 6-го, дикие глаза и вопли на весь отсек: "Спасите! Вода! Вода!". Как Вам такая картинка?

Старпом, дремавший в командирском кресле, вылетел из него пулей и пытался найти упавшую на пол книгу. Вахтенный механик, ищущий на полу вывалившуюся из рук пипку микрофона "Каштана". Но тот же механик дал команду увеличить обороты, а на пульте ГЭУ как положено сначала подняли мощность, а потом эти самые обороты увеличили. Хотя в более ранние годы (в 1975) 15 раз за поход срабатывала аварийная защита реактора в основном из-за того, что обороты увеличивали, а мощность не поднимали.

Дежуривший на пульте в ЦП (по-моему на нашем проекте это был "Титан") инженер (или КТГ) несанкционированно дал небольшой пузырик в нос, и с увеличивающимся ходом дифферент начал выравниваться. Можете себе представить и вбежавшего в ЦП (до того отдыхавшего в каюте) командира корабля в трусах. И тогда картина будет практически полной.

Потом попытка проверить повреждения, а как это сделать, не всплывешь и не посмотришь. Открыли передние крышки ТА, а они потом не закрылись все полностью. Через крышку аппарата с ЯБЗ начала сочиться вода. Пришлось торпеду вытащить в отсек. А поскольку она с ЯБЗ, то выставить вахтенного с автоматом.

Изделие (торпеда) начала фонить, бойца одели в химзащиту. Заднюю крышку подперли раздвижным упором. И так бойцы дежурили по сокращенной смене. Но обо всем этом Николай Черкашин не написал в своей заметке в "Красной Звезде", а зачем-то приплел сюда "Титаник" и всякую белиберду. И ни словом не вспомнил о почти обписавшимся с перепугу полукоммунисте (кандидате в члены).

А потом был еще месяц боевой службы на маршруте. Всплытие после окончания БС ночью, и попытки с фонариком хоть как-то оценить повреждения. Встречающие на пирсе представители штаба с оркестром, поросенком и во главе с Командующим, дядей Сашей Устьянцевым. Развороченный нос лодки, и тут же команда оркестру заткнуться и убраться, поросенка унести. Прорвавшие тройное кольцо проволочных заграждений жены с детьми на причале".
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:34
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
АПЛ К-279 проекта 667Б

Малоизвестные инциденты с отечественными атомными подлодками
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Столкновение АПЛ "К-116" (ТФ) с теплоходом "Вольск" 18 апреля 1976 года

Атомоход К-116 проекта 675 выходил из базы, следую Авачинским створом в горле Авачинской губы. В 10 часов 56 минут (по камчатскому времени) в охранение лодки заступил Морской тральщик "МТ-80" (проект 254), на котором была неисправна радиолокационная станция. Командир тральщика о неисправности навигационной РЛС не доложил и начал маневрирование с целью выхода на дистанцию 5 кабельтовых впереди атомохода.

Видимость в районе Авачинской губы не превышала 1,5-2 кабельтовых, волнение моря - 1 балл, сила ветра (90°) не достигала 6 м/сек. Подводная лодка следовала левее оси фарватера со скоростью 10-12 узлов, что не обеспечивало безопасности плавания в данных условиях. Радиометрист лодки вел наблюдение на шкале "1,5 мили", что не позволило ему вовремя обнаружить теплоход "Вольск", следовавший встречным курсом. Теплоход при проходе к Авачинской губе получил информацию о том, что рейд закрыт, но самовольно продолжал движение со скоростью 9 узлов. Оперативная служба базы не приняла мер для недопущения входа теплохода "Вольск" в Авачинскую губу.

В 11 часов 05 минут на экране радиолокатора "Вольска" появились две надводные цели в дистанции около 50 кабельтовых прямо по курсу. Теплоход продолжал движение и в 11 часов 25 минут разошелся левым бортом с тральщиком в дистанций около 100 метров. Тральщик не выполнил поставленной задачи по обеспечению безопасного эскортирования подводной лодки и обнаружил "Вольск" визуально только в момент расхождения. С тральщика успели выстрелить красные ракеты и одновременно передать на "К-116" информацию о расхождении с теплоходом. На атомоходе встречную цель обнаружили, но командир лодки лишь уменьшил ход до 5-6 узлов, а через три минуты обнаружил "Вольск" и визуально. В 11 часов 27 минут на теплоходе также визуально обнаружили прямо по носу в дистанции 1,5 кабельтова подводную лодку. Только теперь были приняты запоздалые меры по предотвращению столкновения.

На субмарине застопорили моторы и дали реверс правой турбиной и три гудка. На теплоходе прозвучала команда: "Полный ход назад!" и даны 3 коротких гудка, а в 11 часов 28 минут - команда "Лево на борт!" и 2 гудка. Несмотря на принятые меры, в 11 часов 29 минут теплоход "Вольск" нанес скользящий удар и навалился на правый борт подводной лодки, имевшей непогашенную инерцию переднего хода.

Атомоход получил повреждения легкого корпуса и был вынужден вернуться в базу для ремонта. В результате столкновения пробита цистерна главного балласта №6 ПБ (5,0x1,0 м), прочный корпус получил вмятину размером 700x300 мм, оборваны три кабеля размагничивающего устройства.
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:35
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
АПЛ К-116 проекта 675 и СКР "Сторожевой" проекта 1135 в бухте Крашенниникова

Малоизвестные инциденты с отечественными атомными подлодками
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Касание грунта АПЛ "К-469" 16 июля 1976 года

Атомная подводная лодка "К-469" проекта 671В осуществляла поиск иностранной подводной лодки в Филиппинском море, находился на глубине в 154 метра и следовал курсом 90° со скоростью 12,3 узла. В 0 часов 30 минут акустики обнаружили шум винтов, но в течение получаса классифицировать цель не удавалось и контакт с целью был потерян. Восстановить его удалось лишь в 02 часа 01 минуту и цель была классифицирована, как атомная подводная лодка, находящаяся на глубине в 263 метра. Глубина моря в районе плавания колебалась от 2670 метров до 4815 метров.

Командир "К-469" знал о существовании в этом районе банки с глубиной над ней в 263 метра, но считал безопасным плавание - так как имел бы под килем не менее 100 метров. В 02 часа 20 минут пеленг на "иностранную подводную лодку" стал быстро меняться влево и через минуту советский атомоход застопорил ход. Еще через минуту командир советской лодки приказал дать малый ход и начал циркуляцию влево. В 02 часа 23 минуты на "К-469" ощутили сильный удар о подводное препятствие.

Подводники считали, что произошло столкновение с иностранной атомной подводной лодкой. Но при возвращении в базу, водолазный осмотр установил, что лодка ударилась о коралловые риф. Анализ шумов привел к выводу, что пеленговались собственные шумы атомохода, отраженные от кораллового рифа. Позже гидрографические суда ВМФ СССР обнаружили в этом районе не обозначенную на картах банку с глубиной 79 метров.
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
АПЛ К-469 проекта 671В в бухте Павловского

Малоизвестные инциденты с отечественными атомными подлодками
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Касание грунта АПЛ "К-424" 11 сентября 1976 года

Атомная подводная лодка К-424, построенная в Северодвинске по проекту 667БДР, проходила осенью 1976 года государственные ходовые испытания в акватории Белого моря. Непосредственно перед выходом Председатель государственной комиссии решил совместить испытания гидроакустического комплекса "Рубикон" с проверкой обитаемости, для чего требовалось развить ход 20 узлов. Командир первого экипажа "К-424", не утвердив предварительную прокладку маневрирования, ограничился лишь указанием штурману следовать в западную часть полигона боевой подготовки и не сообщил ему скорость хода и глубину погружения лодки.

11 сентября 1976 года в 17 часов 16 минут "К-424" следовала на глубине 210 метров со скоростью 20 узлов. Эхолот показывал глубину под килем от 43 до 63 метров (при необходимой - не менее 80 метров). Командир атомохода назначил на 17 часов 30 минут поворот влево на курс 110° в удалении 25 кабельтовых от опасной банки с глубиной 179 метров. В 17 часов 25 минут командир ПЛ передал управление атомоходом командиру второго экипажа лодки. Этот офицер не имел допуска к самостоятельному управлению лодкой данного проекта и безрасчетно назначил другую точку поворота с отворотом вправо.

Дистанция до опасной глубины в 17 часов 34 минуты составляла уже 15 кабельтовых. Но и этот маневр не был выполнен в назначенное время. Опоздание с поворотом ровно на одну минуту привело к тому, что подводная лодка на циркуляции коснулась грунта, получив повреждения легкого корпуса и гидроакустических станций.

Не смотря на большой объем работ, ремонт был завершен в течении месяца. Ремонт стоил государству 1,3 млн рублей. В некоторых источниках указывается, что авария произошла 09.09.1976, скорее всего ошибочно.
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:36
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
АПЛ К-424 проекта 667БДР в море

Малоизвестные инциденты с отечественными атомными подлодками
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Столкновение АПЛ "К-462" (СФ) с неустановленным судном 17 февраля 1977 года

Атомоход К-462, построенный по проекту 671, выполнял учебные задачи севернее полуострова Рыбачий, определяя радиодевиацию, по боевой готовности №2. Радиолокационная станция была не в строю и наблюдение велось через перископ и с помощью гидроакустики, но тракт миноискания "Эхо" не использовался. В районе полигона боевой подготовки находилось не менее 6 рыболовных судов, видимость - ночная полная, волнение моря - 1 балл, скорость ветра - 5 м/сек.

Гидроакустики на лодке не смогли точно классифицировать обнаруженные цели и доклады от них на ГКП лодки не поступали, а командир маневрировал "на глаз". Около 20.00 командир лодки принял непродуманное и опасное решение уйти в свободную часть полигона на перископной глубине курсом 40° со скоростью 6 узлов. Завершив циркуляцию вправо, командир наблюдал в перископ малую цель, идущую на пересечение курса лодки.

В 20 часов 36 минут командир оставил у перископа штурмана лодки и занялся расчетами. Через шесть минут штурман внезапно обнаружил опасный поворот цели на лодку и доложил командиру. На атомоходе начали маневр уклонения влево, но принятые меры запоздали. В 20 часов 46 минут "К-462" получила сильный удар по выдвижным устройствам, вследствие чего были разбиты перископы и повреждены антенные устройства.
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Одна из АПЛ проекта 671

Малоизвестные инциденты с отечественными атомными подлодками
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:37
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Столкновение АПЛ "К-308" и "К-490" 13 апреля 1978 года

АПЛ "К-308" проекта 670 следовала в базу после завершения боевого дежурства в Атлантике. Командир лодки за весь поход не принимал личного участия в обсервациях и определении места лодки, а ограничивался формальными записями в навигационном журнале об утверждении "вероятнейшего места" корабля.

В 16 часов 30 минут "К-308" совершала очередной поворот в районе фарватера (ФВК №3) и штурман определил место лодки по девяти пеленгам с использованием радиомаяков. Невязка составила 12 миль, но ее причины штурман не проанализировал и принял невязку в 4,6 мили. В 16 часов 40 минут "К-308", продолжая движение со скоростью 12,5 узлов курсом 180°, следовала на 8 миль восточнее намеченного маршрута.

Командир лодки по замерам глубин эхолотом предполагал, что его лодка находится на 3-5 миль восточнее маршрута и не принимал никаких мер для уточнения места. Атомоход продолжал следовать через полигон боевой подготовки, где выполнял учебные задачи РПКСН "К-490" проекта 667БДР. На нем также не велось гидроакустическое наблюдение и в 21 час 30 минут произошло столкновение двух атомоходов в подводном положений. Не наблюдая друг друга, лодки сближались со скоростью более десяти узлов каждая и лишь по счастливой случайности удар оказался скользящим и не привел к катастрофе.
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Одна из АПЛ проекта 670

Малоизвестные инциденты с отечественными атомными подлодками
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Столкновение АПЛ "К-42" (ТФ) с танкером "Силуэт" 28 июня 1978 года

Атомная подводная лодка "К-42" 28 июня 1978 года отрабатывала задачи боевой подготовки, во время чего в 02 часа 50 минут всплыла и сразу же открыла вахту РЛС и обнаружила три цели. На море стоял туман, видимость не превышала полутора кабельтовых, волнение моря - 1 балл, скорость ветра 1 м/сек. Атомоход следовал курсом 56° со скоростью 9,3 узла и в три часа лег на новый курс 25° для расхождения с целью №2. Но в 3 часа 1 минуту и цель №2 отвернула вправо на 50°, но ее поворот на лодке не был обнаружен, так как "боевая готовность №1" для плавания в тумане не объявлялась и расчет БИП не был развернут.

Командир "К-42", не зная о повороте цели №2, приказал в 3 часа 5 минут лечь на курс 350° для увеличения дистанции расхождения. Через минуту командир БЧ-1 (штурман) определил поворот цели и элементы ее движения. Его доклад на мостик поступил к командиру непосредственно перед визуальным обнаружением цели №2. Танкер "Силуэт" следовал со скоростью 8,5 узлов курсом 277° и повернув вправо, уменьшил скорость на один узел.

Его ходовые огни были визуально обнаружены в 3 часа 10 минут. Одновременно их увидели командир, вахтенный офицер и сигнальщик в дистанции менее 300 метров справа по пеленгу 60°. Немедленно на атомоходе был дан реверс турбиной и положен руль "лево на борт". Но принятые меры запоздали и через две минуты произошло столкновение "К-42" с танкером. На почти погашенной инерции переднего хода лодка навалилась носовой частью на кормовой подзор танкера "Силуэт". В результате аварии лодка получила легкие повреждения обшивки и гидроакустической станции.
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:38
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
АПЛ К-42 проекта 627А на стапеле в Северодвинске

Малоизвестные инциденты с отечественными атомными подлодками
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Столкновение АПЛ "К-313" с "МПК-90" (СФ) 19 декабря 1978 года

Атомная подводная лодка К-313 проекта 670 следовала на выход из губы Западная Лица в условиях нулевой видимости - менее 50 метров. На море был штиль, скорость ветра не превышала 2 м/сек. В 09 часов 38 минут на субмарине была объявлена "боевая готовность №1" и экипаж занял свои места по проходу узости. На мостике "К-313" находились командир лодки, старший помощник и начальник штаба соединения. С разрешения командира на командном посту РТС отсутствовал начальник радио-технической службы. Оператор БИП не получал докладов о целях, наблюдаемых на экране радиолокатора, обстановку не знал, не анализировал и на планшет не наносил.

Атомоход следовал курсом 85° со скоростью 8 узлов и в 10:00 прошел западные боковые ворота, радиометрист дорожил на мостик о наблюдаемых буях восточных боковых ворот прямо по курсу, но не доложил о стоящем на бочке дозорном МПК.

Командир "К-313" с разрежения нач.штаба спустился в ЦП (центральный пост) к экрану радиолокатора, приказав старпому ложиться на курс 27°. Буи восточных ворот визуально не наблюдались. Начальник штаба приказал старпому лодки повторно запросить радиометриста о прохождении боковых ворот заграждения и лишь с получением ответа разрешил начать поворот влево.

В 10 часов 7 минут атомоход повернул на новый курс, но из-за задержки на один кабельтов, лодка оказалась восточнее рекомендованного курса. С началом поворота лодки радиометрист доложил дистанцию до МПК, стоящего на бочке (1,2 кбт). Но на мостике его доклад не был получен.

В 10 часов 08 минут на дистанции менее 30 метров справа были обнаружены огни корабля и через 2-3 секунды атомоход столкнулся с дозорным МПК. К счастью, лодка нанесла своим правым бортом скользящий удар в правый борт "МПК-90" и корабли отделались косметическими повреждениями.
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Одна из АПЛ проекта 670

Малоизвестные инциденты с отечественными атомными подлодками
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:39
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Столкновение АПЛ "К-436" с "СКР-59" (ТФ) в 1979 году

Корабли проводили учение с практическим выпуском торпеды по противолодочным кораблям с подводной лодки. Около 23 часов атомоход "К-436" погрузился на глубину 51 метров для поиска и учебной атаки отряда боевых кораблей. Лодка маневрировала на скорости 5 узлов и после выявления главной цели были определены ЭДЦ отряда. В 23 часа 19 минут командир атомохода произвел залп торпедой (курс 230°, скорость 5,5 узлов) и сосредоточил все свое внимание за движением торпеды.

Гидроакустический контакт с отрядом надводных кораблей из двух сторожевиков был потерян. В 23 часа 30 минут сигнальщики сторожевых кораблей "СКР-138"(проект "159") и "СКР-59" одновременно обнаружили сигнальный огонь всплывшей торпеды. В нарушение плана проведения торпедной стрельбы руководитель учения принял неосмотрительное решение об изменении схемы маневрирования сторожевых кораблей и приказал командирам двух СКР изменить курс (К-270°) и следовать 15 узловой скоростью к кромке района стрельб.

В 23 часа 37-40 минут сторожевые корабли изменили курс, но не дойдя четырех-пяти кабельтовых до границы полигона, застопорили ход. В это время командир атомохода дважды безрасчетно менял курс (270° и 290°) и в 23 часа 41 минуту начал всплытие под перископ, считая, что оба СКР находятся на его носовых курсовых углах. На глубине 17 метров командир "К-436" осмотрел горизонт, но целей не обнаружил и приказал продуть среднюю группу цистерн главного балласта.

Подводный крейсер резко всплыл прямо под "СКР-59" и своей носовой частью приподнял сторожевик из воды. На сторожевом корабле на некоторое время возник опасный крен в 30° и он с грохотом соскользнул обратно в воду. Серьезных повреждений корпусов у столкнувшихся кораблей не отмечено.
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
АПЛ К-436 проекта 667АУ в бухте Павловского

Малоизвестные инциденты с отечественными атомными подлодками
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Опасное маневрирование АПЛ "К-316" 4 сентября 1980 года

Подводный атомоход К-316 проекта 705 находился на стоянке в губе Сосновая и штурман корабля занимался поиском неисправности навигационного комплекса "Сож". По команде о съемке с якоря, штурман забыл переключить режимы в системе курсоуказания и не откорректировал поправку гирокомпаса. Неверный режим работы навигационного комплекса привел к тому, что в центральный пост транслировался средний курс, имевший скорость ухода около 13 градусов в час.

Непосредственно перед погружением командир и штурман определили место по двум пеленгам и не смогли выявить ошибки в месте и наличие неучитываемой поправки в курсе. Атомоход имел высокую степень автоматизации и на переходе управление по курсу и глубине осуществлялось в автоматическом режиме. При увеличении скорости подводного хода более 25 узлов эхолот атомохода перестал давать показания и его выключили. По приказу командира не было включено и устройство наглядного отображения ПЛ относительно поверхности моря и грунта.

Обязанности рулевого исполнял старший инженер управления движением, который о неисправной работе системы курсоуказания не знал, а сличения транслируемого курса с курсом по магнитному компасу не производил. Разность курса по специальным шкалам комплекса "Сож" не контролировалась также и благодаря халатности помощника командира лодки по навигации. Ревун блока сигнализации был снят для ремонта, а курсограф отключен.

При движении тридцатиузловой скоростью истинным курсом 152° в 19 часов 15 минут на лодке ясно прослушали шум по правому борту. Шум, напоминавший частые удары по корпусу, производили поднятые камни при движении лодки у дна. Последовала немедленная команда: "Стоп турбина! Всплывать!".

Через четыре минуты атомоход всплыл и в 19 часов 20 минут командир "К-316" поднялся на мостик. На дистанции 16-20 кабельтовых был обнаружен берег. 'В течение двадцати пяти минут выяснялись место лодки и причины невязки, составившее 10,6 мили. В 19 часов 45 минут лодка в надводном положении покинула опасное место. Позднее поставлена в ремонт на ГМП "Звездочка".
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:40
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Одна из АПЛ проекта 705

Малоизвестные инциденты с отечественными атомными подлодками
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
Столкновение АПЛ "К-43" и "К-184" 20 марта 1981 года

По плану учения атомоходу "К-184" проекта 675МК предписывалось провести глубоководное погружение в полигоне боевой подготовки (ПБП). Схема и график погружения разрабатывались не в штабе соединения, а непосредственно на борту лодки, где отсутствовал командир соединения.

Предпоходовая подготовка была проведена формально. В 18 часов 35 минут 20 марта 1981 года обе лодки встретились в надводном положении. По УКВ на атомоход "К-43" поректа 670 был передан план погружения с ошибкой по долготе. В 19 часов 18 минут "К-184" начала глубоководное погружение, но график погружения не выдерживался и в 20 часов 36 минут был потерян контакт с "К-43". Командир "К-184" движением и местоположением соседней лодки не интересовался, боевой информационный пост бездействовал.

На мостике обеспечивающей ГВП лодки "К-43" находился помощник командира, командир лодки пребывал в центральном посту, радиолокатор был выключен, а БИП работал плохо и не выдавал информации по "К-184". В 21 час 19 минут командир "К-184" передал по ЗПС (звукоподводной связи): "Следую в точку №3 (всплытия)", но фактическое всплытие происходило с резким отклонением от предварительных расчетов.

Нарушая все меры безопасности, атомоход всплыл в 21 час 41 минуту и увидев зеленый огонь "К-43", его классифицировали, как транспортное судно. На АПЛ "К-43" считали, что "К-184" еще идет в точку всплытия и изменили курс, повернув на 0°. В 21 час 54 минуты вахтенный офицер "К-43" не поставил в известность командира лодки, что обнаружил на курсовом углу 70°-80° правого борта постоянные неравномерные проблесковые огни. На море в это время отмечалась полная ночная видимость, волнение моря - 2 балла, скорость ветра (270°) - 8 м/сек. В 21 час 56 минут штурман "К-43" обнаружил красный огонь "К-184" и немедленно доложил командиру, который скомандовал на аварийный реверс турбин.

В этот момент "К-184" изменила курс (на 239°) влево и вплотную сближалась с "К-43". В 22 часа на непогашенной инерции переднего хода произошло столкновение атомоходов. В результате столкновения на обоих лодках поврежден легкий корпус, а у "К-184" также были повреждены торпедные аппараты.
 
[^]
gizphone
21.12.2020 - 14:41
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 8.10.19
Сообщений: 18564
АПЛ К-43 проекта 670

Малоизвестные инциденты с отечественными атомными подлодками
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 5356
0 Пользователей:
Страницы: (2) [1] 2  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх