Занятия производились разные. Иногда общие, иногда отдельно по направлениям. Пока пулемётчики и гранатомётчики оттачивали мастерство своего навыка поражать мишени, основной костяк боевой машины тоже не терял зря время. Кстати заметил такой момент, гранатомётчиками были представители закавказских республик, наверно с намёком, что это единственное оружие, с которого они могут приносить пользу в случаи войны. И они это прекрасно продемонстрировали во всевозможных национальных конфликтах в своих республиках, безошибочно пуская реактивный заряд в кусок металла на гусеницах или колёсах.
Наше же сплочение было втройне трудней. Полигон имел три направления для выдвижения боевой техники, имея на своём пути всевозможные преграды в виде бетонных капониров, куда следовало спускать для производства выстрела с пушки, расположенной в башне машины. Это была прерогатива оператора-наводчика. Так же он орудовал спаренным пулемётом калибра семь-шестьдесят два. Ну а командир, как и полагается, командовал экипажем. Связь у нас осуществлялась как внутренняя, так и внешняя. Ротный находился около покосившего стола, на котором стояла радиостанция. Перед выполнением упражнения обязательное построение экипажей. Краткий инструктаж, и вот команда:
-К машинам.
Три тройки солдат быстро побежали на исходную позицию, где стояли выстроенные по своим направлениям боевые машины. Механик-водитель заскакивает через свой люк, оператор-наводчик принимает кумулятивный снаряд от командира отделения, и залазит на своё место. Последним садится командир.
-Триста сорок пятый для выполнения задания готов,- разносится в эфире голос нашего командира.
Мы ждём доклада от остальных экипажей, внимательно вслушиваясь в трескатню радиоэфира, готовые стартануть с места.
Внутри машины копоть и угар от работающего двигателя, и запах серы от выпущенных до нас снарядов. Руки уверенно сжимают ручки рычагов бортовых фрикционов, обмотанных привычной изолентой, при этом ощущается лёгкое волнение и исходящий жар от нагретого жарким солнцем корпуса машины.
-Триста сорок пятый, триста третий, четыреста второй,- с проговариванием начинает ротный, заполняя эфир командой,- для выполнения задания…вп-р-рёд!!!
Машины практически одновременно срываются со своих мест и устремляются к намеченной цели. Проезжаю метров тридцать, и останавливаюсь, готовый начать движение снова. В этом месте оператор-наводчик должен поймать танковую мишень в виде большого фанерного силуэта, передвигающего по рельсам и управляемого с пульта вышки, и сделать выстрел. Время выполнения норматива десять секунд. Больше стоять нельзя, в реальном бою мы так же являемся лакомым куском, стоя на одном месте. Прошло секунд пять, а выстрела нет.
Блин,- ну давай же,- мысленно прошу оператора.
Чёрт, девять, десять…ну что он там мешкается? Тринадцать, четырнадцать,- мысленно считаю я.
Всё, больше ждать нельзя, и машина летит дальше. Стрельба из ствола башни на ходу нам была запрещена, дабы не нанести увечья боевой технике. В случаи удачного выстрела строго по нормативу, после оглушительного и характерного гула всё внутреннее убранство машины наполняется жгучим запахом и дымом сгоревшего пороха с характерным вкусом серы. Потом будут ростовые мишени из фанеры, которые надо поразить спаренным пулемётом. В конце биссектрисы машины пойдут на разворот, синхронно поворачивая стволы башен в сторону полигона. Возвращаться на исходную позицию со стволами вперёд тоже категорически запрещено. По приезду спешивание и бегом марш на доклад.
-Товарищ водитель, объясните задержку на первом выстреле,- обращается ко мне ротный,- сколько времени надо было стоять в конверте?
-Десять секунд, товарищ капитан,- отвечаю ему,- до последнего и даже больше, давал возможность оператору произвести выстрел.
-В реальном бою вы трупы, вам понятно?
-Так точно…