Корреспондент Андрей Павлов в статье "Запасная столица" пишет:
"Еще до начала войны были начаты подземные работы. К середине октября 41-го, к моменту переезда основной группы Московских метростроителей - уже были готовы две шахты глубиной в 37 метров. Одна - основной комплекс, другая - для агрегатного оборудования "(36).
Систему подземных бомбоубежищ в Самаре начали строить в начале тридцатых годов XX века. Все крупные промышленные предприятия обеспечивались подземными укрытиями. Убежища строились почти под всеми домами - "сталинками". Считается, что в настоящее время более 166 старых укрытий не соответствуют нормам. Из немногочисленных исключений можно назвать бомбоубежища при железнодорожном почтамте (рассчитано на 130 человек) и бомбоубежище под зданием "Самараэнерго" (рассчитано на 300 человек). Большинство самарских бункеров строились на старых речных террасах Волги, в зоне протекания грунтовых вод. И после отключения системы откачки фильтрующихся вод они были довольно быстро затоплены.
Возможно, это связано с малоизвестной операцией "Баку" - отражением планируемого нападения на СССР в конце 1939 - начале 1940 годов вооруженных сил Финляндии на северо-западе, Турции и экспедиционных сил Англии-Франции в районе Каспийского моря и в Поволжье (37).
"Самарская газета" 11 июля 1995 года сообщает:
"Еще в 1860 году было возведено здание на Вилоновской, дом N2 - паровая мельница купца Шахова. Доставка зерна осуществлялась по Волге баржами, и из огромных подвальных помещений шли к берегу горизонтальные глубокие штреки. Подобное сооружение было и в доме 232 по улице Чапаевской... Идущие к Волге горизонтальные подземные ходы можно было использовать для скрытного извлечения земли со строительства бункера, доставки техники и рабочей силы" (38).
Исследователь Н. Черкашин в статье "Подземный парашют Сталина" указывает:
"Место для бункера определил и выбрал старик-лозоход рудознатец, специально привезенный для этой цели с Урала. "Щель" с очень мягким грунтом. Сто метров правее или левее - крепкие породы: известняки и доломиты" (39).
"Самарская Газета" 13 сентября 1996 года поместила статью А. Скупченко "Захват". (Достоверность статьи - на совести автора). В статье приводятся воспоминания ветерана Великой Отечественной войны Николая Васильевича Игнашина, служившего в годы войны в войсках НКВД. Согласно его рассказу в Куйбышеве с 1935 по 1940-е годы под землей был создан еще один город с жилыми кварталами, госпиталями и заводами. Все это соединялось многокилометровыми тоннелями.
В начале октября 1941 года пошли слухи, что Сталин переехал из Москвы в Куйбышев и укрылся в "подземной крепости". Ветеран рассказал, что тогда их часть нередко поднимали по тревоге. А одной октябрьской ночью отвезли в район старой набережной и приказали занять оборону, будто ожидали нападения со стороны реки.
"Часам к трем утра мы услышали звуки минометных залпов и ружейной пальбы, доносившиеся со стороны речного порта, а потом - от театра оперы и балета, как раз оттуда, где находился вход в бункер товарища Сталина... Лишь спустя несколько дней от земляка-штабиста узнал, что на город было совершено нападение. Поздно ночью, без огней, к пирсу речного порта подошли две баржи, ведомые буксирами. С них высадилось до полка вооруженных людей в энкаведешной форме...
Столкнувшись с городской охраной, "неизвестные" завязали бой, открыв огонь из минометов. Особенно яростным бой был на подходе к площади Куйбышева, где располагалось "сердце подземного города". Там их задержали. "К этому времени ко входу в бункер Сталина подошли боеспособные части со всего города, и наступающие были отброшены".
"Неизвестные" в спешке отступили, погрузились на баржи, и отошли к Самарской Луке, надеясь, вероятно, там скрыться. Но это им не удалось. Рассказывали, что бои шли даже в Жигулевских каменоломнях.
Долго потом ходили слухи, будто это были дезертиры, сбежавшие с фронта (40).
Если эта история правдива, а не очередное проявление мифа, и если предположить, что тогда в октябре 1941 года некие "неизвестные" действительно пытались захватить город, то подземные укрепления сыграли свою спасительную роль и во многом определили ход дальнейшей истории.
Невероятно трудно проверить достоверность данной истории, ведь даже о событиях нашего времени - штурме "Белого дома" в Москве в октябре 1993 года - ходит множество слухов.
Приведем лишь один из них, лежащий в контексте рассматриваемой темы (41).
"Подвалы Белого дома - это настоящий лабиринт... Мы поняли, что, если его станут брать штурмом, нас уничтожат, потому пошли ниже, на уровень метро. Там есть такой лаз метр на метр, и тянется он несколько километров. Проходит под Москвой-рекой и имеет выходы в гостиницу "Украина" и дальше на Поклонной горе. Конечно, все выходы были заблокированы. По приказу коменданта Москвы некоторые ходы были заварены или заминированы, где-то были поставлены засады... С боями через подвалы прорывались баркашовцы. Перепиливали решетки и выходили в городской коллектор..." (42).
"Я строил Бункер Сталина!" - под таким заголовком прошли в телевизионном эфире на канале ОРТ в одной из передач цикла "Как это было" воспоминания Николая Николаевича Иванова. 5 февраля 1942 года он в составе специальной поисковой группы прибыл в Куйбышев.
Много лет строитель молчал. Ничего не рассказывал даже своим близким: "Я давал подписку о неразглашении, с меня ее еще никто не снимал".
Немного его личной истории. Н.Н. Иванов родился под Ленинградом, в начале войны служил в 597 саперном батальоне, затем при штабе фронта - в отделе информационного обеспечения. В конце 1941 года он был включен в состав особой группы, "искавшей место для строительства особого бункера".
Прошло почти полвека, и теперь ветеран "заговорил", и вот, что можно было узнать из его рассказа.
В начале поиска их группа прибыла в Ярославль, где изучались окрестности Спасо-Преображенского монастыря и ряд других районов. Потом группа переместилась в окрестности Нижнего Новгорода. Там были старые кельи, где в 1812 году уже скрывалось правительство.
"Кельи эти мы нашли, но они были ветхие..." - вспоминает ветеран. Следующим пунктом работы стали Волжские Жигули. Группу доставили на станцию Валы. Там их встретили и проводили до Соснового Солончака, где спустили под землю. "Нас привели в блок К-66. Там старший группы Ванников сделал вывод, что данный объект пригоден для базирования Центрального Бункера Верховного Главнокомандующего". Но данное решение почему-то не прошло. Группу вновь бросают на поиск. Окрестности Царевщины (катакомбы), Сокольи горы, Сухая Самарка и различные районы города Самары: на ул. Пионерской, ул. Водников, под площадью Куйбышева и в районе старого Обкома партии.
(_Рассказ ветерана о поиске (или проверке состояния?) подземных объектов к востоку от Москвы для размещения в них служб Генштаба и Правительства может быть объяснен лишь неким сбоем в работе спецслужб. Например, общей операцией по ликвидации как самой "Линии Сталина", так и специалистов, её создававших, а также утратой части архивов_).
При внимательном анализе этой информации последнему утверждению можно найти ряд косвенных доказательств.
Вернемся к воспоминаниям нашего ветерана: к моменту прибытия группы под Обкомом уже находилось убежище, подготовленное для местных руководителей, и был вырыт трех метровый котлован. В ходе последующих работ этот котлован был вначале расширен до 5-ти, а затем и 9-ти метров в диаметре. Основные строительные работы были начаты 21 февраля 1942 года с подготовки подъездных путей по ул. М. Горького и ул. Водников. Куратором от службы Берии был некто Сабуров. Для общения на "стройке" было рекомендовано использовать прозвища. Так товарищ Иванов стал Шаней.
Бункер Сталина
За девять месяцев группой специалистов из 3-го саперного подразделения и группой московских метростроевцев (597 человек) было построено два ствола чугунных тюбингов. Группы объединили 25 мая 1942 года. Метростроевцы тормозили работы.
Часто встречались плывуны, их приходилось замораживать жидким азотом. Потом лед откалывали и сбрасывали на катере с глушителем в реку Самарку. Такие работы разрешалось вести только ночью...
1 ноября 1942 года Иванов неожиданно получает шифровку из Москвы от уже отбывшего проектировщика бункера Юлиана Семеновича Островского. "Согласно предупреждению, ответственным и предупрежденным сотрудникам необходимо покинуть объект не позднее 11 ноября. Передвигаться со спецуполномоченным по маршруту от станции Обшаровка до станции Инза. Прихватить нужное по прилагаемому списку. При захвате НКВД документы уничтожить. Ответственность за выполнение распоряжения возлагаю на товарища Иванова. Быть наготове к неожиданностям. Пройти негласные посты НКВД и не шутить. Действовать по инструкции. Строго предупреждаю".
"Побег" состоялся успешно. В Москве Н. Иванов и его напарник П. Тимофеев, по распоряжению одного из руководителей Московского метрополитена, были устроены на электродизель-почтовик в "Главспецремстрой-12".
Там они периодически "навещали" Островского и "хранили" архив... - боясь за его сохранность. После третьего "посещения" Островского их "засекло" НКВД, и в июле 1943 года "... подошли двое, уточнили Ф.И.О., надели наручники и привезли на Лубянку. В тот же день привели на допрос к Абакумову. Там был сам Берия. Он требовал выдать, где другие "беглецы" и где находится Кондратьев. Берия и Абакумов также задавали ряд других вопросов связанных со строительством самарского бункера".
(_В.Т. Кондратьев - бывший командир подразделения задействованных на строительстве саперов. Отбыл с объекта 25 мая 1942 года._).
Лубянка, потом Бутырка, Таганка, потом задержанных этапировали в лагерь Ново-Соленье, на строительство Цимлянской ГЭС, затем их перебросили на возведение Нижне-Донского канала. На этой стройке Петр Тимофеев погиб, там и был похоронен. А Иванов был освобожден по амнистии лишь в 1953 году и так и остался жить в Ростовской области.
По воспоминаниям ветерана Сталин дважды лично побывал на секретном самарском объекте: 9 июля и 11 октября 1942 года. В Самару он прилетал с личным пилотом - "драконом" Сашей Агеевым.
В данном рассказе много любопытного. Много на первый взгляд фантастического, например поездка для выбора места строительства бункера вдоль Волги. Но вот уже в 2002 году в канцелярии Саратовского губернатора Аяцкова случайно обнаружились два чудом сохранившихся документа. Первый - постановление Государственного Комитета Обороны N945-СС от 22 ноября 1941 г. Москва, Кремль. (Подлежит возврату в Секретариат ГКО часть 2. Поверх пометка "Гриф снят"). "О строительстве специальных убежищ в гг. Ярославле, Горьком, Казани, Ульяновске, Куйбышеве, Саратове, Сталинграде."
"Строительство, помимо Куйбышева, производить по типу, принятому для города Горького с полезной площадью в городах: Горьком - 300 кв. м, в Саратове, Сталинграде, Ярославле, в Казани и Ульяновске - по 1200 кв. м. К работе приступить с 1 декабря 1941 и закончить в Ярославле, Саратове, Сталинграде к 15 января 1942 года; в Ульяновске и Казани к 20 января 1942 года. Руководство строительством бомбоубежищ осуществляет НКВД СССР, а непосредственное выполнение работ Войскострой НКПС СССР". Документ подписан: "Председатель ГКО И. Сталин".
Вторая бумага - чудом сохранившийся акт приемки таинственного объекта N85. Там указано, что горно-строительные и отделочные работы проведены на "отлично", а сантехнические только на "хорошо". Других подробностей нет.
Многочисленные саратовские легенды, подобно самарским, рассказывают о загадочном бункере Сталина, надежно укрытом в глубинах Соколовой горы, о тоннеле уходящем под Волгу... Проведенные не так давно в этих местах геофизические замеры действительно указывают на существование в Соколовой горе -"аномалии", объекта в плане где-то 20 х 20 м. Туда ведут два входа, расположенные на расстоянии друг от друга 12 или 14 м. Что там укрыто? Версий много - большое бомбоубежище, командный пункт, секретный госпиталь, подземный завод, начало секретного тоннеля.
Некоторые саратовские старожилы еще помнят, как во время войны на гору пришли люди в погонах и окружили большую территорию забором. Из-за забора в город шла узкоколейка, по ней вывозили песок, а обратно ввозили стройматериалы... В этом саратовский объект разительно отличается от самарского бункера, остававшегося до конца 80-х годов совершенно неизвестным. В 1946-м охрану сняли (?). В заброшенные подземелья с факелами стали лазить мальчишки. Им запомнились длинные коридоры и множество железных дверей. Несколько дверей были вскрыты, за ними в комнатах стояли кровати с панцирными сетками. Что было за другими неизвестно. В конце 40-х годов в этих подземельях дважды был большой пожар. Говорят, что даже один пожарный задохнулся. В начале 60-х ходы завалили. Сейчас их по заданию губернатора пытаются откопать. Бетонную зенитную площадку перед входом уже отрыли... (43).
По легендам Большое Сталинское подземелье расположено в 20 км от Ярославля, на территории санатория с поэтическим названием Красный холм. Былички, связанные с ним, знает любой местный. Говорят, что принимать построенный здесь спецобъект приезжал сам Берия, что всех его строителей-зеков расстреляли, что отсюда по дну Волги был проложен тоннель аж до самой Москвы, там под землей огромные залы, а в них мраморные столбы... да и многое другое, что говорят.
Раньше там под землей много народу работало (были даже прачки!). Когда закончилась война, из-под земли все подчистую вывезли, а входы саперы взорвали.
В настоящее время от "бункера" осталось - только труба сантиметров тридцать - видимо, от спрятанного под землей дизель-генератора - и мощная каменная будка - воздухозаборник. В нее с полсотни лет лазит местная детвора, но все без толку. Ход вниз основательно забит. Есть правда метров через 5-6 в колодце боковое ответвление, но и там, через десяток метров - решетка из железнодорожных рельсов.
Старожилы помнят, что таких шахт раньше было две. Но лет двадцать назад - одну снесли, построив на том месте гараж санатория. А во вторую долгое время сливали свинячье дерьмо...
Рассказывают, что года четыре назад из соседнего городка Тутаев приехали два мужика на раскопки. Не представившись никому, просто молча поставили два столба, подвесили блок и начали землю копать рядом с трубой. Вдвоем, лопатой и ведром, с риском для жизни они проделали в глинистой почве колодец шириной 2 x 2 и высотой метров шестнадцать. Но их титанический труд пропал впустую. Мужики докопались до потолка бункера и застряли. Попытались долбить ломом, но тот со звоном отскакивал от крепчайшего бетона... (44).
Аналогом куйбышевскому Бункеру Сталина может служить бомбоубежище (Объект N18), расположенное в районе "ближней" Кунцевской дачи в Москве. Ее построили метростроевцы в 1941 году и всего за год. Основные помещения на глубине 15 м. Есть лифт. Он рассчитан на 100 человек и абсолютно автономен.
Четыре независимых источника питания обеспечивают его энергетику. Два основных - от городских сетей, один запасной дизель - генератор (такими в те годы оснащались подводные лодки) мощностью 150 квт, аварийная аккумуляторная станция напряжением в 127 вольт. Воду подавали в систему из артезианской скважины с глубины 108 м. На генераторном насосе даже сохранилась табличка "Куйбышевский карбюраторно-арматурный завод. 1939 год. 5-я дачная просека". Толщина бетонных стен - 2-3 м. Сверху конструкцию прикрывает решетка из чугунных рельсов, потом бетонная подушка. В стены вмонтированы металлические листы - конструкторы уже тогда предусматривали защиту от радиации или ... неких иных средств поражения?
За массивной стальной желтой дверью сразу же начинается спуск. Гранитные ступени. Мраморная отделка стен. Три этажа вниз и тройной заслон металлических дверей. В тамбуре - душ, место, где можно провести дегазацию. Потом - основной коридор. Кабинеты справа и слева. Стены здесь отделаны карельской березой, а полы - из наборного дубового паркета.
Сталин ходил к своему кабинету через главный вход или пользовался лифтом. (Ствол лифта - в 20 - 30 м от кабинета. И тоже отделен системой стальных дверей).
Все остальные - через запасной. Через зал, где сидел дежурный и была охрана (45).
Существует предположение, что позднее строители "Объекта N18" принимали участие в работе над Бункером Сталина в Самаре. В газете "Труд" от 23 апреля 1999 года приводится отрывок письма от 22 мая 1942 года начальнику "Строительства N1" Н.М. Мэскию из проектной конторы Метропроекта, указывающих на аналогичность этих объектов.
Любопытно отметить, что к приезду московских метростроевцев (около 600 человек), две шахты для бункера уже были отрыты. Кто их строил и зачем - не ясно. Существует и другая "загадка", связанная с этим бункером. В немногочисленных сохранившихся документах первоначально как главный инженер строительства объекта фигурирует "товарищ Ленин", а в акте государственной комиссии, которая принимала объект, называется уже другой руководитель проекта - "товарищ Островский". И тот и другой "строитель" неизвестны.
"Объект N1" - бункер в Самаре, был принят Государственной комиссией 16 декабря 1942 года с оценкой "отлично" и долгие годы в боевой готовности "ждал своего часа".
К 1977 году Бункер Сталина был затоплен. Произошли разрушения в системе приточной вентиляции (внутренний завал). После проведения ремонтно-реставрационных работ технические возможности объекта значительно ухудшились. Теперь он мог вместить не больше 100 человек в условиях полной "закупорки" на срок не более трех суток.
В начале 90-х бункер переделали в памятник. Его "сердце" - кабинет Сталина: диван, столик, около него стул. По стенам шесть дверей. Музейные работники рассказывают, что действующих только две: одна, через которую входят в кабинет, другая - ведет в туалет. Остальные четыре - или чисто "психологические" - ведут в никуда или выводят в закрытую часть системы.
В дополнение к имеющимся штольням пробивали новые, идущие в глубь прибрежного холма, где строились другие объекты.
Сохранился весьма интересный документ:
"Для освещения бункера необходимо проложить линию от спец. объекта 1 (Бункер) к дизелю, находящемуся в расположении спец. Объекта 2 (Штаб ГО). Это главный тоннель. Второй тоннель - запасной, технический для слива дизельного топлива" (46).
По непроверенному утверждению А.С. Трещева, долгие годы прослужившего на объекте N1, Бункер Сталина был построен еще до войны и подобные пункты-убежища имеются во всех крупных городах, бывших центрах военных округов. Исследователь А. Павлов в книге "Запасная Столица" (Самарский Дом печати, 1995) высказывает версию, что главный бункер в Самаре строился по личной инициативе Берии, силами его ведомства, как некий сюрприз товарищу Сталину.
"Рядом еще два убежища - так называемый калининский КП, размерами больший, чем сталинский, и министра военно-морского флота... Под двадцатиметровым слоем земли и мощнейшей бетонной подушкой создана система командных пунктов, в которых можно было продолжительное время жить и работать без помощи наружных служб... Еще несколько вспомогательных бункеров было заложено по городу" (47).
Например, на глубине 25 метров на Хлебной площади располагался комплекс для иностранных дипломатов. Сегодня гнилые лестницы, завалы и полузатопленные помещения делают его очень опасным для посещения.
В середине 90-х годов, авторы с группой самарских спелеологов осматривали этот объект. Нужно было осторожно спуститься по железной лестнице, преодолев 15 пролетов. Внизу - вода, впереди - тьма и замкнутое пространство коридоров. Ноги вязнут в наносном песке.
Бункер "Берии" строился в конце 30-х начале 40-х годов, и, вероятно, по какой-то причине не был достроен. (На этом объекте практически все тоннели заканчиваются недостроенными тупиками или завалами, отсутствует облицовка).
Исследователь А. Павлов приводит такие воспоминания бывших подземостроителей Самары:
"К началу 1942 года были готовы две шахты в районе площади Куйбышева, на это требовалось не меньше как полгода. (Следовательно, их проходку начали еще до войны). Окончательно данный бункер завершили к февралю 1943 года. Да еще дипломатам убежище строили на Хлебной площади. Оно попроще было, стены из бревен...".
В настоящее время данный бункер практически недоступен. Верхняя часть ведущей в низ лестницы практически полностью сгнила и фрагментарно обрушилась. Система тоннелей затоплена по колено.
Бункер "Северный" - система коридоров, частично замкнутых в квадрат. Имеется несколько боковых комнат, где раньше размещалось вспомогательное оборудование. На нижний уровень, частично затопленный водой, ведут несколько лестниц и два лифта. Самое большое помещение - конференц-зал, 6 х 12 м. Высокий сводчатый потолок, лепнина на стенах, огромная люстра, лежащая на полу, плавающие в воде паркетные доски - все это грустные воспоминания о "трудившихся" в этом сооружении людях. Есть и другие помещения - комната с воздухоочистительной аппаратурой, комнаты отдыха с проржавевшими кроватями, туалетные комнаты. В коридорах предусмотрены откидные перекрывающие двери. Согласно современным легендам, данный бункер системой разветвленных проходов соединен с подземной системой площади Куйбышева и бункерами Жигулевских гор.
Это довольно большая система из симметричных ходов, частично разрушенных и затопленных. Для ее восстановления нужны сотни тонн бетона и денежные вложения.
Рассказывают, что довольно часто после войны вездесущие мальчишки спускались через подвалы различных домов в глубокие ходы, видели уходящие в темноту бетонные штольни с уложенной на пол узкоколейкой. Под потолком торчали фарфоровые изоляторы с обрывками кабеля и другие различные устройства. Что это - метро или...?
Легенда о старом самарском метро, связывающим систему подземных бункеров, живет уже много лет. Виктор Фомичев "обслуживавший" Сталинский Бункер в конце 70-х годов, указывает на существование длинного тоннеля, связывающего Площадь Куйбышева, штаб ГО и систему бункеров, размещенных выше по течению Волги.
Самарские старожилы рассказывают, что один из этих бункеров расположен в сравнительной близости от современного поселка Красная Глинка, на глубине 27-ми м, и достигает уровня Волги. Документов на его строительство также нет. Кто его строил и главное зачем - неизвестно.
В общей связи с легендой о "старом самарском метро" ветераны рассказывают о некоем комплексе сооружений, выходившем в один из городских оврагов, относительно молодой части города. Еще в середине 60-х годов через полураскрытую ржавую дверь, основательно вросшую в землю, можно было протиснуться в таинственный полумрак, в запах старого бетона и железа, в некую систему давно заброшенных коммуникаций. Обрушившаяся гипсовая отделка, оборванные провода, разбитые фарфоровые изоляторы, смятые кожухи воздуховодов, груды мусора и старые рельсы, уходящие в завал.
Но самое интересное, из того что рассказывают:
"Перед входом в этот комплекс, еще долго стоял частично ушедший в землю забытый... танк. И местные мальчишки очень любили спускаться в овраг и играть на его шершавой броне".
Могло ли быть в начале 40-х годов XX века метро в Самаре?
Известно, что подземная железная дорога длиной 3,6 км для поездов с паровой тягой была построена в Лондоне (в тоннелях мелкого заложения глубиной 10-15 м) еще в 1860-1863 годы. А уже с 1890 года строительство тоннелей метро в Лондоне велось (на глубине залегания в 30-50 м) весьма активными темпами. В России, строительство московского метрополитена было начато еще в 1932 году. Система построена за три года и сдана в эксплуатацию 15 мая 1935 года. Общая протяженность 11,6 км -13 станций (48). Шли разговоры о подобном строительстве и в других городах СССР. Техника была, специалисты были. Можно было строить.
Согласно современным легендам старое самарское метро было проложено к началу 40-х годов. Оно пересекало весь город и выводило прямо в удивительный подземный мир Сокольих гор, являющихся непосредственным продолжением загадочных гор Жигулевских.
В настоящее время в Сокольих горах (в Сокской горе) существует холодильник, рассчитанный на хранение до 1640 тонн продуктов. Известняк здесь начали добывать еще в прошлом веке. С 1937 по 1954 годы в горе силами заключенных были оборудованы военные склады, а так же другие сооружения. Над ними - 80 м скальных пород. Длина штолен - от 500 до 800 м (49).
Некоторые самарские ветераны высказывают предположение, что старое самарское метро вело из города в систему переоборудованных (для нужд войны) сокских штолен.
Реальность подобных мероприятий (по переоборудованию и военному использованию штолен) можно проследить на примере использования в годы Второй мировой войны Аджим-Ушекайских каменоломен в Крыму. В этих штольнях были подготовлены специальные помещения для размещения штаба Крымского фронта, развернут армейский госпиталь, организованы склады с оружием, боеприпасами и продовольствием. Когда 8 мая 1942 года ударная группировка 11-й армии Манштейна прорвала Крымский фронт и вышла к городу Керчь, в Аджим-Ушекайских каменоломнях укрылось много советских солдат, а также женщин и детей. Три дня они препятствовали выходу немцев к заливу. Потом каменоломни были блокированы. Начался штурм. Специальные саперные части СС минировали и взрывали ходы, ставили проволочные заграждения и широко применяли газ... Но крепость в каменоломнях продержалась пять с лишним месяцев... (50).
Согласно современной мифологии объект аналогичный Аджим-Ушекайскому, начали готовить в Сокольих горах еще зимой 1937 года, когда были начаты работы по возведению створа гидроузла на Волге у села Красная Глинка. (Постановление Совнаркома СССР от 10 августа 1937 года).
Там, в результате работ профессора Е.А. Мимановского, вдоль подошвы Жигулей, под аллювием, на небольшой глубине была обнаружена широкая скальная площадка. "В районе Красной Глинки такая площадка обнаружена с обеих сторон глубокого проема (250 м). Это обстоятельство имеет огромное положительное значение для строительства гидроузла, так как обеспечивает скальное основание для ответственных сооружений водосливной бетонной плотины и шлюзов. А также и других сооружений".
Подземный мир Самары в легендах. Современный подземный мир Самары задается геологической структурой водораздела рек Волги и Самарки, определяется обилием грунтовых вод, водонасыщенными песчаными линзами с плывунными свойствами, плотными водонепроницаемыми глинами и часто встречающимися включениями скальных пород. Все это мало учитывает современная мифология подземного мира Самары - она ориентирована на следующую хронологию развития города.
*Первый этап* - изначально (геологические) образовавшиеся пещеры-пустоты. Возможно, их использовали уже люди каменного века. Частично сохранившимся представителем данных пустот ныне является известная пещера братье Греве, расположенная в районе современного поселка Управленческий; и неизвестная легендарная пещера Тепленькая, по рассказам расположенная где-то в районе ул. Пензенской или ул. Аэродромной.
*Второй этап * - пещеры-убежища - их использовали с конца ледниковой эпохи по 1586 год. Вероятно, не сохранившиеся к настоящему времени пещеры, по рассказам располагались в районе ул. Некрасовской, ул. Самарской, Куйбышевской площади и Томашева Колка.
*Третий этап * - с 1586 по 1700 годы. На месте потайного подземного скита праведных отшельников строится крепость Самара, имеющая обширную подземную часть. Из сообщаемого наиболее загадочна - так называемая Самарская Водобойня - подземный канал, соединяющий реки Самарку и Волгу (или Самарку и один из рукавов Волги?). Вероятное время строительства - 1638-1670 годы, ориентация канала вдоль Карбюраторной улицы. Карстовые образования - на улице Аэродромной, Пензенской и в районе реки Самары.
По архивным данным устанавливаются значительные карстовые пустоты в районе поселка Кузнецова, где они использовались под скотомогильник.
Путеводители по городу Куйбышеву шестидесятых годов указывают существование старых каменоломен в Советском районе - напротив Толерубежного завода, вдоль реки Волги от первой просеки до района Поляны Фрунзе, в районе Томашева Колка.
Вдоль улицы Чернореченской предполагается наличие небольшой подземной реки. Там грунтовые воды располагаются в 0,7-1,0 метрах от поверхности земли. В среднем по городу грунтовые воды фиксируются на глубине 10-20 метров.
*Четвертый этап * - с 1703 по 1905 год. Разрабатываются несколько каменоломен вдоль реки Самары. С 1703 по 1706 заново отстроены общегородские укрепления, проложен легендарный тоннель вдоль ул. Ленинградской.
С 1709 по 1741 годы - возможно ведется подземное строительство администрацией Оренбургской экспедиции. (По легенде в их подземельях запрятан архив Татищева).
После "кризиса" 1765-1793 годов активное подземное строительство не ведется, имеющиеся пустоты используются как "холерные кладбища" и "мусорные ямы", наиболее известна Видиньевская яма, находившаяся в районе поселка Кузнецовых.
С 1804 по 1822 годы возрождается активное подземное монастырское и купеческое строительство (транспортные тоннели), для этих целей используются улицы Вилоновская, Венцека, Ульяновская и Чапаевская.
*Пятый этап * - с 1901 по 1917 годы - строительство уникальной подземной городской канализационной системы (вдоль рек Самарки и Волги), упорядочение городского подземного мира и активное использование городских каменоломен.
С 1913 года по 1967 год в городе было проложено канализационных коллекторов и сетей с 31,3 км до 384,8 км. Глубина их размещения к концу XX века достигала 28-30 м. Подобное строительство было продолжено и в последующие годы.
*Шестой этап * - с 1917 по 1953 годы - перестройка существующих подземных пустот и строительство новых спецслужбами НКВД. Наиболее известен так называемый Бункер Сталина в районе современной Площади Куйбышева (принят Государственной комиссией 16.12.1942). Известно несколько "бункеров" (ныне разрушены?) в районе ул. Водников. К этому же времени относят строительство первого легендарного "Самарского Метро", по рассказам проложенного вдоль ул. Куйбышева и соединяющего Хлебную площадь с поселком Красная Глинка. Комплекс подземных сооружений в районе посёлка "Лагерный" на месте современного парка "Гагарина".
*Седьмой этап * - с 1953 по начало 90-х годов XX века. Возведение при различных заводах и предприятиях противоатомных убежищ и укрытий; активное строительство городских подземных коллекторов. В 1968 году был "запрос" Метрогипроекттранса на строительство Куйбышевского метро. В 1969 году появилось очень странное предложение - пневмопоезд, движущийся в специальной трубе по громадной наземной эстакаде за счет перепада давления в несколько атмосфер на концевых участках трассы. Такая абстрактная идея, разумеется, не могла даже обсуждаться хотя бы потому, что в СССР вовсе не существовало производства подобной техники (51). (_В 1886 году в Нью-Йорке была построена надземная, на металлической эстакаде, городская железнодорожная линия на канатной тяге_).
*Восьмой этап * - с начала 90-х по настоящее время. Строительство ныне действующего метро. Первый участок - в 5 км с четырьмя пассажирскими станциями - 1980-1987 годы. Второй участок - 4 км с тремя станциями - 1987-1993 годы. В настоящее время линия метрополитена с семью станциями имеет общую протяженность 8,125 км и до настоящего времени ведутся работы по созданию еще двух станций - "Московской" (частично введена в эксплуатацию в январе 2003 г.) и "Российской" (52).
Активная ликвидация (в ходе новой волны городского строительства) ставших бесхозными (в ходе перестройки) и случайно вскрытых старых городских подземных сооружений.