А как же фильм "Бесконечная история" ? 1984 год. В детстве в кино ходил.
Для съёмок бесконечных Болот Печали территория площадью 3000 кв. метров (три четверти территории студии Bavaria Films) была залита грязью и засажена деревьями; для создания иллюзии бескрайности съёмочная группа прибегла к относительно простому трюку: на переднем плане были «высажены» деревья высотой порядка пяти метров, на дальних планах выставлялись макеты куда меньших размеров, так что самые дальние деревья имели в высоту около 30 см, не более. При этом съёмочная площадка была ещё и наклонена так, чтобы горизонт казался высоким (операторы должны были держать камеры строго ниже уровня этого горизонта).
Для пущего эффекта печали сцена была сделана практически бесцветной; некоторые деревья даже выкрасили чёрной краской.
Густой туман и испарения имитировались с помощью сухого льда и масел для жарки, так что на съёмочной площадке порой пахло как на кухне фастфуда. Это, в конце концов, так доконало всех, что один из участников съёмок добавил в «дымную» смесь индийские духи, чтобы хоть как-то сбить отвратительный запах.
Грязь сначала хотели использовать самую что ни на есть натуральную — добытую со дна реки Изар и привезённую на место несколькими грузовиками. О чём съёмочная бригада не подумала, так это о том, что на дворе лето и что в этой самой жидкой грязи скрыты легионы личинок самых разных насекомых.
Вдобавок, в 1983 году Германию накрыла редкостная жара, - ну и софиты на съёмочной площадке дополнительно разогрели всю грязищу, и личинкам это очень понравилось. В итоге для того, чтобы избавить съёмочную площадку от роёв насекомой нечисти, вызванному специалисту потребовалось целых два дня.
Тогда решили использовать искусственную грязь, но и с ней случались проблемы.
В «Болотах Печали» снимались три сцены: утопление коня Атрейю Артакса, встреча Атрейю и гигантской черепахи Морлы, и преследование главного героя Гморком.
Гибель Артакса — одна из самых трагичных, во всех смыслах. В Болотах Печали гибнут те, кто сдаётся, кто впускает их печаль и безнадёжность в себя. Артакс сдаётся и тонет.
На самом деле, на съёмочной площадке были выстроены (и заполнены грязью) несколько резервуаров разной глубины. Самые глубокие были снабжены ещё и подвижными платформами, - и именно их использовали для «утопления» и Артакса и Атрейю.
С Артаксом вышла проблема: он ни в какую не хотел безнадёжно-безропотно, как этого требовал сценарий, уходить в грязь — пусть и всего лишь по шею. Двухнедельная дрессировка не помогла. Пришлось привозить на съёмки другую лошадь (каурую), выкрашивать её в белый цвет, приковывать за ноги к той самой опускающейся платформе, и так «топить».
В сцене, где Атрейю практически тонет (но оказывается в последний момент вытащенным из топи Фалькором), едва не произошло настоящее утопление: нога Хэтуэя застряла в подъёмнике (который опускался вниз), и его утянуло в топь. Когда актёра вытащили на поверхность, он был уже без сознания.
Сцена с Морлой также снималась с массой хитростей. Полноразмерную модель черепахи изготавливать не стали (она должна была иметь порядка 15 метров в высоту), детально снимали только отдельные её части - вершину со сломанным деревом наверху и бок, по которому Атрейю соскальзывает вниз в грязь.
«Панцырь» изготовили из водного аттракциона («горки»), высотой в десять метров. Падать герою пришлось бы с высоты 2 метра. Здоровьем Хэтуэя решили в очередной раз не рисковать, и выписали из США каскадёра Бобби Портера — одного из очень немногих в мире профессиональных каскадёров с комплекцией 12-летнего подростка, такой же, как у Хэтуэя на тот момент.
Скалоед.
Монументальных размеров существо, одним из первых обитателей Фантазии появляется в кадре (пугая тех, кто его видит). Как выясняется, питается камнями — и чем они богаче всякими минеральными вкраплениями, тем ему радостнее.
Для этого «монстра» были изготовлены три модели. Самая крупная — сидячая, она же присутствует в фильме больше всего. Реальная её высота составила 1,6 метра, изготавливали её из крашеной пенорезины.
Вторая модель — Скалоед верхом на своём «передвижном устройстве», напоминающем одновременно асфальтный каток и детский велосипед. Как ни смешно, «каменный каток» мог самостоятельно двигаться — в модель встроили мощный электромотор с приводом на переднюю ось, а батареи, от которых он питался, были установлены в седло. Модель самого скалоеда подвижной делать не понадобилось — только глаза и ноги. Их движением управляли удалённо. Вся комбинация весила порядка 100 кг.
Третья модель использовалась только в одной сцене — там, где Скалоед слезает со своего «катка». И вот здесь пришлось изготавливать костюм и одевать в него актёра (Колина Гильдера). Резиновый костюм весил около 20 кг, и в нём было очень тяжело двигаться. Однажды Гильдер потерял равновесие и упал, и встать смог уже только с посторонней помощью. О том, насколько жарко было в этом костюме, и говорить не приходится.
Летучая мышь
Вечно заторможенная, даже на лету засыпающая «дурацкая мышь» видна только в висячем положении — и летящей. В крупных планах её представляет 2,3-метровая кукла. Двое кукловодов накачивали меха для имитации дыхания этой твари, ещё один управлял ноздрями и веками.
Быстроходная улитка.
3,5-метровая улитка с мотором, созданная Колином Артуром (и стоившая бешеных денег), использовалась всего три съёмочных дня, — но сцена с ней получилась очень запоминающейся.
Движением головы и морды заведовали сразу 7 человек — так что сцена с её участием получилась чрезвычайно трогательной.
Фалькор.
Бескрылый, но летающий Дракон Удачи (Gluekdrache), один из самых запоминающихся персонажей фильма и одна из самых «живых» кукол... Впрочем, куклой эту 15-метровую конструкцию с остовом из авиационной стали, как-то даже язык не поворачивается назвать.
Одна только шея дракона имеет 3 метра в длину; отчётливо собачья голова (благодаря которой Фалькор и получился настолько запоминающимся персонажем), весила 100 кг. У неё было 16 подвижных частей, для управления которыми потребовалось 36 снастей — и очень немаленькая команда операторов.
Туловище дракона было покрыто 10 тысячами (!) чешуек, каждая размером с ладонь, и вдобавок его обклеили в общей сложностью центнером шерсти ангорской козы, вдобавок выкрашенной в розоватый цвет.
Конструировал Фалькора в целом Джузеппе Тортора, однако голову придумал Артур Коллин, и ему пришлось неоднократно её переделывать — пока, наконец, один из вариантов не понравился режиссёру.
Была и ещё одна модель — маленькая, 40-сантиметровая. На её разработку и изготовление, впрочем, ушли целых полгода. Она должна была выглядеть идеальной копией крупной модели,
Гмор.
Волк-оборотень, слуга непоименованной в фильме силы, стоящей за «Ничто». Сначала в его «роли» хотели снять датского дога, закамуфлированного под волка, но потом от этой идеи отказались, поскольку уж слишком очевидно было, что это даже не волк, и уж тем более не оборотень. В итоге решено было снимать погоню Гморка за Атрейю по Болотам Печали как бы «от первого лица», так что видны были только лапы (в итоге на подвижную платформу установили камеру, и уложили актёра, который размахивал надетыми на руки мохнатыми лапами).
Фактически, Гморка мы в фильме видим только по частям, причём больше всего видна зубастая чёрная морда, торчащие клыки и злобно морщащийся нос. Голова чудовища могла совершать 59 разных движений — у неё двигались губы, нос, язык; кроме того, необходимо было имитировать и человеческую речь. Управляли головой Гморка сразу 17 операторов, причём им пришлось потратить немало усилий, чтобы скоординировать свои действия. Изображения с камеры транслировались сразу на множество телеэкранов, чтобы каждый из операторов мог видеть, что происходит.
Это сообщение отредактировал JH600 - 26.04.2013 - 08:49