Тем не менее, в тех же США, оканчивающие более дорогие частные средние школы имеют в тестах куда более высокий показатель IQ, чем «средний по палате» у сверстников. И это не единичные учреждения на страну, или даже на штат, а практически ~10% от всех средних школ.
Опять же, в отличие от советско-российского подхода, с физ-теховскими, математическими, инязовскими и пр. гимназиями, куда изначально отбираются, в основном, только очень
талантливые дети, и их последующий сильный отрыв от выпусников обычного образования можно объяснять в первую очередь именно этим; в штатах это изначально просто дети из семей с
доходами заметно выше среднего — то есть их интеллектуальное развитие, практически целиком основано, на более лучшем процессе образования. Причём понятно, что там не дают какие-то сакральные знания или методики, закрытые от обычных смертных, и не порют розгами за малейшую провинность, как 200 лет назад; а просто имеется штат квалифицированных педагогов, способных пробудить интерес учащихся, к изучению своего предмета.
Так что школа для развития ребёнка и подростка может дать очень много. Причём на самом деле любая школа, было бы желание учиться, конечно, если ты не из страны третьего мира, где «нормальное» образование, это четыре класса бывшей церковно-приходской; а нормальная еда — когда она вообще есть в достатке.
Про ВУЗы вообще смешно. Понятно, что когда даже высокопоставленных чиновников ловят на поддельных диссертациях, или звания академиков политикам раздают, просто наличие диплома само по себе — фактически лишь наличие бумажки. Тем не менее, присутствует достаточное количество ВУЗов (пусть не из первой сотни мировых, но из первой полутысячи точно), где опять-таки при желании, и достаточные в профессии знания и навыки учиться дальше получить можно. Причём на уровне, позволяющим в дальнейшем строить карьеру/научную деятельность в самых именитых (мировых) корпорациях и университетах.