История отечественной рок-музыки, как говорят очевидцы, началась в 1961 году в Риге, где Валерий Сайнутдинов собрал самый первый рок-состав, названный "Ревенждерс". В дальнейшем Сайнутдинов станет известен, как участник первой русской рок-группы в Америке "Sacha & Yura" (1976-1977гг.).
В начале 60-х годов начали появляться рок-группы и в Москве. Первые из них состояли, как правило, из иностранных студентов и детей дипломатов, обучавшихся в московских вузах. Самой известной была группа "Тараканы", в которой играли польские студенты, немногим уступала ей в популярности еще одна группа польских студентов - "Миражи", на лид-гитаре в которой играл Северин Краевски, будущая звезда польского рока, лидер группы "Червоны Гитары".
Рассказывают также, что в где-то МГУ существовала даже группа, состоявшая из индонезийцев, у одного из них был настоящий "Джипсон", и за 3 рубля его давали потрогать
В 1963 году в Москве появилась первая настоящая отечественная бит-группа. Она называлась "Братья" и исполняла "фирменный" репертуар на английском языке. Вообще в те времена существовало множество предрассудков, например: нельзя петь рок на русском языке, потому что из-за длинных русских слов и фраз ломается ритм бит-музыки, поэтому многие группы даже собственные песни старались писать на английском. Первая песня на русском языке была написана и спета группой "Сокол" летом 1965 года ("Где тот край?") - собственно с этого момента и принято отсчитывать хронологию русского рока.
С 1965 года началось массовое рождение бит-групп. В основном они возникали в стенах вузов. В МГУ базировались "Скифы", "Грифы", "Челленджерс", "Ребята"; в МИФИ - "Аргонавты";
в МХТИ им. Менделеева - "Меломаны"; в МВТУ им. Баумана - "Бальзам" и "Красные Дьяволята"; в МЭИ - "Оловянные Солдатики";
Группу "Сокол" на все тусовки сопровождал сотрудник комитета госбезопасности, но его задача состояла не столько в том, чтобы "преследовать" музыкантов, сколько в том, чтобы оградить их от нежелательных контактов. Многие концерты наших бит-групп проходили в посольствах, и КГБ следил за тем, чтобы спецслужбы не смогли выйти через сына на секретного папу.
Правда, в 1969 году был арестован и осужден директор "Сокола" Юрий Айзеншпис (в конце 80-х годов - менеджер группы "Кино"), однако не за организацию концертов, а за валютные махинации. Но опять же основной причиной скорой расправы было желание правоохранительных органов оградить семью генерала из генералов от сомнительного соседства.
С самого начала зарождения в Москве рок-сообщества вокруг музыкантов сложился институт менеджерства, то есть система организации концертов и распространения билетов. Конечно, самым известным среди них были Юрий Айзеншпис, менеджер группы «Сокол». Именно он первым стал устраивать в Москве «подпольные» сейшена.
Юрий Айзеншпис рассказывал, что когда группа «Сокол» была создана и был готов мало-мальский репертуар, то сам собой возник вопрос о том, где выступать и на каких условиях? В то время самодеятельность имела право выступать только в клубах и то, если прошла соответствующую комиссию. А чтобы выступить на большой сцене, например, во Дворце спорта или Театре эстрады, и речи не могло быть. В ресторанах же ансамбли были объединены в МОМА (Московское Объединение Музыкальных Ансамблей) и в основном там играли тогда джазисты. Так как говорить об официальных публичных выступлениях было нереально, Айзеншпису пришла в голову мысль организовать сейшн, то есть «встречу с друзьями» - отсюда и пошло слово «сейшн», взятое из западного лексикона. Айзеншпис договорился с дирекцией ДК «Каучук» о том, что на следующий день у них состоится вечер отдыха, на котором будет играть оркестр (тогда не говорили не говориои «рок-группа», такого слова в обиходе еще не было). Билеты были сделаны из обыкновенных почтовых открыток, на которых был написан текст такого содержания: «Дорогой друг! Мы приглашаем тебя на вечер встречи с вокально-инструментальным ансамблем «Сокол». Это вечер состоится в ДК «Каучук» 6 октября 1964 года». Среди своих друзей и товарищей, музыканты распространили 50 или 60 таких открыток. Таким образом первый «сейшн» состоялся 6 октября 1964 года в Москве, в ДК "Каучук". Вскоре подобные встречи стали регулярными, а аудитория их увеличивалась в геометрической прогрессии.
Однако основную массу концертов в 60-е годы устраивал все-таки комсомол, который был обязан заниматься с молодежью. Рассказывают, что конкурсы студенческих, школьных и просто дворовых бит-групп проходили чуть ли не каждую неделю. Апофеозом стал финал студенческого фестиваля музыкальных ансамблей, состоявшийся в мае 1968 года во Дворце Спорта в Лужниках. Его лауреаты (в том числе группа "Скифы") были посланы на юг, развлекать советских спортсменов-олимпийцев, готовящихся в Олимпийским играм в Мехико.
Под эгидой комсомола в Москве существовало и множество бит-клубов. Самый известный из них - "КМ", открытый в 1967 году в кафе "Молодежное" на улице Горького. Основная заслуга в его организации принадлежит заведующему сектором отдела культуры МГК ВЛКСМ Михаилу Сушкину, бывшему барабанщику группы «Пожилые Зайцы». В совет клуба также входили Юрий Айзеншпис, Игорь Гранов (в дальнейшем - руководитель ВИА "Голубые Гитары"), а также руководители принятых в бит-клуб групп. Собрания проводились каждый вторник. Обычно после прослушивания вновь принятых членов (а групп возникало великое множество, хотя жизнь иных длилась всего несколько месяцев) выступала какая-нибудь известная команда. Сейшн заканчивался совместным джемом.
Регулярно концерты проходили также на 21 этаже Главного Здания МГУ на Ленгорах, в студенческом кафе МФТИ в Зюзино, в ДК "Энергетик" на Раушской набережной, в Доме Культуры поселка Воронок (30 км от Москвы по Ярославскому шоссе), в здании бывшей церкви на Большой Ордынке работал клуб "Мелодии и ритмы" (филиал "КМ"), с достаточной регулярностью происходили тусовки в молодежных кафе на Соколе, на Динамо, в районе м. Академическая и т.д.
Безусловной вершиной рок-процесса, шедшего победной поступью по нашей стране, стала композиция группы «Аргонавты» «Кремлевские куранты», которая в течение года звучала на Центральном телевидении перед появлением заставки с надписью «Не забудьте выключить телевизор».
Первые годы существования нашего рок-сообщества музыка в нем лилась единым потоком - биг-битовым. Первые группы, появившиеся в Москве - "Братья", "Славяне", "Тролли", "Меломаны", "Атланты", "Миражи", "Грифы", "Рубины" и др. - старательно исполняли зарубежные хиты. Впрочем, у них и задача была - донести до меломанов точное звучание любимых мелодий. Поэтому и уровень крутизны музыканта мерялся тем, насколько точно он копирует оригинал. Разумеется, чтобы подражать кумирам, надо их слышать, а лучше - видеть. Поэтому самым крутым в столице тогда считался гитарист Сергей Дюжиков ("Скифы"), до переезда в Москву живший в Измаиле и имевший возможность видеть музыкальные программы румынского телевидения, по которому показывали много рок-музыки. Он достаточно удачно копировал технику и сценические приемы зарубежных звезд, а до чего-то додумался самостоятельно.
Но в конце 60-х, когда до нашего рок-сообщества добрались идеи хиппи и звуки психоделик, все поменялось. Изящная простота биг-бита уступила место сложным ритмическим композициям, пришли развернутые соло инструментала, искажения звуков, насыщенная тембровая окраска. Да и сами музыканты перестали ощущать себя только радиоприемниками для передачи населению страны заморских хитов. Люди начали писать собственные песни.
«Тексты на русском, - говорит музыкант группы «Аргонавты» Юрий Радашевич, - возникали из стремления все-таки уйти от вторичности и сделать что-то первичное. Ну, спели мы «The House Of The Rising Sun», а теперь попробуем что-то сделать свое».
Но стоило музыкантам начать писать самим, как дала о себе знать память крови и национальные мелодические ходы проникли в новую музыку. Самые продвинутые рокеры и вовсе двинулись по дороге экспериментов с фольклорным звучанием. А.Лерман, А.Градский, группы "Оловянные Солдатики" и "Мозаика" уже в 60-х годах, интуитивно чувствуя верную дорогу, попытались соединить наш любимый рок с традиционным русским народным мелосом и классической русской поэзией. Позднее в эту классную компанию попала группа "Цветы": ее основной композитор начала 70-х С.Дьячков в поисках вдохновения даже путешествовал в фольклорные экспедиции по Северу России. Мелодии и приемы звукоизвлечения, найденные там, легли в основу многих хитов группы "Цветы".
Постепенно рок из чисто элитарного искусства становился массовым, и пришли 70-х годы...
(С) Информация взята из интернета