"В отличие от художественного творчества больных шизофренией произведения, тех, кого Ц. Ломброзо называл "литераторами дома умалишенных", не вызывали заметного интереса у исследователей.
П. И. Карпов - автор изданной в 1926 году книги "Творчество душевнобольных и его влияние на развитие науки, искусства, техники", считал шизофреников "плохими творцами в области слова".
Обращали внимание лишь на внешние признаки. Такие, как своеобразие почерка.
Почерку этой группы больных были присущи вычурность, деформация букв, причудливые росчерки.
Характерным было изобилие многоточий, кавычек, знаков вопроса и восклицания.
С помощью обводки, подчеркивания, заштриховки выделялись отдельные слова и целые предложения.
Касаясь содержания, указывали на бедность мысли, однообразие, безвременность, стремление к иносказательности, склонность к выдумыванию новых слов, к созвучиям, нередко совершенно бессмысленным, тягу к предметам отвлеченным, не имеющим к пишущему непосредственного отношения.
К написанию стихов больных шизофренией относительно редко побуждает желание отразить пережитое ими в психозе.
Чаще отправным пунктом служит потребность как-то конкретизировать, превратить в осязаемую реальность не вполне осознанные смутные изменения в мироощущении.
Эти, весьма значимые, тревожащие больного изменения, появляются, как правило, в продромальном периоде и на ранних доэкзацеребрационных стадиях заболевания.
Ещё они дают знать о себе во время затишья, после прекращения острых процессуальных явлений.
Дефект при шизофрении, его легкие, не руинирующие личность проявления придает стихотворчеству, характерные черты.
В их числе - признаки чудаковатости, являющейся, по мнению немецкого психиатра, Берце выражением "вторичного дефектирования".
Эта чудаковатость обнаруживает себя в сопоставлении, казалось бы, несопоставимых понятий, в своеобразной трактовке событий, неоправданной, не всегда понятной акцентуации на второстепенных деталях, в неожиданных пародоксальных выводах.
Как в приведенном ниже образце:
Ипохондрии скажем - зась!
Немного "Медгиз" прогрыз.
И прочей, там, гебефрении - Сдавайсь!
Даём кататонии приз.
Параноид молчаливый,
Зачастую ступорозный...
Иногда сердечко ноет,
Злою болью говорит.
Все те формы я, брат, радо
Перенёс бы без награды,
Но артериосклероз
Доведет меня до слёз.
Обращает на себя внимание стремление к формальной новизне. Это и игра слов, и причудливое размещение строк, рифмованных окончаний.
Строка может состоять всего лишь из одного слова..
Выражена тенденция к сокращениям, к выделению отдельных слов. Для этого используется крупный шрифт, раздельное написание букв и целых слов.
В ряде случаев имеет место, так называемый, "ходульный стиль", сочетающийся с многословием.
Иногда многословие достигает степени описанного Карлом Ясперсом речевого натиска.
Фейерверк слов является свидетельством духовного опустошения. Попыткой как-то завуалировать его, скрыть.
Эти заполненные ничего не значащими строками стихотворения, можно продолжать до бесконечности или оборвать в любом месте; без сколько-нибудь значительного ущерба для содержания.
Приведенные ниже строки иллюстрируют сказанное выше:
По Мишутке деду
Я был в интендантах.
Да здравствует Данте!
По деду Гавриле,
Как будто я в силе -
Настоящий пролетар...
Кто упёр мой портсигар?
С низким приветом
Приеду к вам летом.
Будем делом заниматься -
Целый день в реке купаться."
http://www.musicforums.ru/lirics/1386937665.html