Советская подлодка С-363 села на мель в районе строго охраняемой секретной главной базы военно-морских сил Швеции, Карлскруне, 32 года назад. Международный скандал разразился колоссальный, его размах можно сравнить разве что с приземлением немца Матиаса Руста прямо на Красной Площади в Москве, случившемся, правда, гораздо позже, в мае 1987 года.
Пожалуй, это был единственный задокументированный и доказанный инцидент с советскими боевыми кораблями у скандинавских берегов, но с тех пор и шведы, и норвежцы, словно получив на это некое законное право, без устали твердят о нарушении их территориальных вод не только советскими в прошлом, но и российскими подлодками в наше время.
Незатейливая и довольно глупая навигационная авария мгновенно переросла во вселенский скандал, ввергнувший отношения между влиятельной и формально нейтральной страной и СССР в глубокий анабиоз. Впрочем, иного развития событий и быть не могло. Скандинавы давно испытывали особый зуд на предмет так называемых нарушений территориальных вод советскими подлодками.
В шведских водах вдруг стало "выявляться" несметное количество неопознанных подводных аппаратов, которые автоматически стали считать советскими. Шведские газеты, следуя духу истерии, успели окрестить это "крупнейшее советской военной акцией, направленной против западноевропейского государства, со времен Берлинского кризиса".
Было потом изведено немало глубинных бомб и гранат, но ни одного реального факта, указывавшего на национальную принадлежность подводных объектов, шведским военным обнаружить не удалось. Однако те крепили бдительность, время от времени постреливая по стаям лебедей, чьи шеи подозрительно напоминали русские перископы, и проверяя похоронные процессии в погранзонах на предмет наличия в гробу… русских спецназовцев.
Ну, а что, им было из-за чего истерить — действительно, советская субмарина совершенно по-глупому вылезла на мель на виду у самого секретного объекта Швеции, тут уж трудно спорить, факты есть факты. Советскую подлодку С-363 даже на отечественном флоте иронично прозвали "Шведский комсомолец" (по аналогии с традиционными для той поры наименованиями).
Западная печать предпочитала для обозначения севшей на мель русской субмарины выражение "Whisky on the Rocks" (каламбур, обыгрывающий натовское наименование субмарины проекта 613 — "Виски" с английским термином "Виски со льдом", буквально — на скалах). Именно это довольно обидное прозвище и прогремело в свое время на весь мир. После этого инцидента не только в официально нейтральной Швеции, но и практически во всех странах НАТО были увеличены ассигнования на охрану береговых военно-морских объектов.
Даже в СССР с его жестокой цензурой пришлось информировать население об этом случае — в газете "Правда" появилась заметка, что наша подлодка села на мель в результате навигационного происшествия. Проще говоря, в Швецию подводники попали, сбившись с курса. Что тоже звучало все-таки обидно. Для тех, кто в курсе — Балтийское море, буквально напичканное средствами навигации, не то место, где может случайно заблудиться современная подлодка, тоже напичканная штурманскими прибамбасами на все случаи жизни… Увы, именно с тех пор, именно на информационных "дрожжах" "Шведского комсомольца" на протяжении более 30 лет в Скандинавии бурлят дискуссии по поводу "постоянного вторжения" советских и российских подводных лодок в территориальные воды Швеции и Норвегии.