К-129

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (7) 1 2 [3] 4 5 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
Стрелок1
27.07.2021 - 13:56
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.05.17
Сообщений: 6460
ГИБЕЛЬ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ «К-129»

8 марта 1968 года оперативный дежурный на центральном командном пункте ВМФ объявил тревогу – «К-129» не подала сигнал о проходе контрольного рубежа, обусловленный боевым распоряжением. При этом выяснилось, что на КП эскадры нет даже списка экипажа, подписанного лично командиром подлодки и заверенного корабельной печатью.

Поначалу командование ещё надеялось на то, что на К-129 вышла из строя аппаратура связи, но через две недели поисков стало ясно, что лодка погибла.

С середины марта и по май 1968 года проводилась невиданная по размаху секретная операция по поиску исчезнувшей подлодки, в которой были задействованы десятки кораблей Камчатской флотилии и авиация Тихоокеанского флота. «К-129» упорно искали в расчетной точке маршрута. Слабая надежда на то, что подлодка дрейфует в надводном положении, не имея хода и радиосвязи, не оправдалась через две недели. Место вероятной гибели «К-129» в официальных документах получило обозначение как точка «К».

Поиск осложнялся тем, что пропажу лодки необходимо было сохранить в секрете от вероятного противника. Американцы, наблюдавшие за действиями нашего флота, передали по открытому каналу советскому командованию информацию об обнаружении подозрительного масштабного солярового пятна в прилегающем к району поиска квадрате Тихого океана. Забор проб воды в этом районе показал, что топливо аналогично применяемому нашим подводным флотом. Но поиск в этом квадрате ничего не дал. И дать, как потом стало ясно, ничего не мог. Зона, указанная американцами, находилась в сотне миль от реальной точки гибели К-129.

Поиски подводной лодки продолжались в течение 73 суток. После их завершения родные и близкие всех членов экипажа получили похоронки с нетрадиционной записью «признан умершим». Главнокомандующий ВМФ СССР С.Г. Горшков сделал беспрецедентное заявление, отказавшись признать гибель подлодки и всего экипажа. Официальный отказ правительства СССР от затонувшей подлодки «К-129» привел к тому, что она фактически стала «бесхозной находкой». Таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, непонятно под каким флагом ходившей, могла бы претендовать на нее. И конечно, всего, что находится внутри подводного корабля. При этом в те времена всем подлодкам, уходящим в поход из пунктов базирования от берегов СССР, бортовой номер закрашивался. Тем самым при обнаружении «К-129» даже не имела опознавательных знаков.


К-129
 
[^]
Стрелок1
27.07.2021 - 13:56
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.05.17
Сообщений: 6460
ВЕРСИИ ГИБЕЛИ ЛОДКИ "к-129"

Несмотря на секретность поисковой операции, скопление большого числа советских кораблей не могло не привлечь внимание американских военных. Они быстро поняли, что речь идет о затонувшей подлодке, и принялись изучать записи донных станций. На одной из них присутствовал фрагмент, зафиксировавший "хлопок". По данным пеленга специалисты ВМС США установили, что советская подлодка затонула в 600 милях к северо-западу от острова Мидуэй Гавайского архипелага. Для обследования района с базы Перл-Харбор выдвинулась субмарина "Халибат" (USS Halibut, SSN-587). Через несколько недель глубоководный аппарат с подлодки обнаружил К-129, лежащую на глубине пяти тысяч метров с деформированным и переломленным корпусом. Батискаф сделал около 22 тысяч фотографий советской подлодки.

Пока поисковые корабли флота процеживали пустоту океана, в разведуправление ТОФ поступила информация о внеплановом заходе на американскую базу Йокосука на Окинаве атомной подводной лодки «Суордфиш» (SSN-579). Из информации следовало, что лодка, находившаяся на боевом патрулировании в подводном положении, столкнулась с айсбергом и, получив повреждение рубки, была вынуждена зайти на ремонт в Йокосуку.

Разведчиков сразу заставила насторожиться причина захода. Никаких айсбергов в это время года в этом районе никогда не наблюдалось.

Кроме того, это столкновение с айсбергом слишком подозрительно совпало по времени с исчезновением нашей К-129: «американка» пришла в Йокосуку 17 марта – через 10 дней после гибели К-129.

Третьим моментом, заставившим разведку связать воедино все факты, была информация о том, что именно «Суордфиш» вела слежку за нашими лодками и получала благодарности командования за успешное «проведение специальных разведывательных операций».

Всё это сделало версию подводного столкновения нашей К-129 и «Суордфиш» одной из основных, хотя и не бесспорных. Её критики указывают на то, что «Суордфиш» прибыла в Йокосуку днём, в надводном положении и была сфотографирована японскими журналистами. На этих фото видны только лёгкие повреждения рубки в районе выдвижных устройств.

Но существуют и другие версии гибели лодки. Первая – затопление лодки через воздушную шахту дизелей при зарядке батарей по причине технической неисправности клапана и провала на запредельную глубину. Вторая – взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей из-за неисправности систем вентиляции, вызвавший разрушение прочного корпуса. И столкновение с надводным кораблём.

Американцы основной версией гибели назвали самопроизвольный запуск двигателей ракет в двух шахтах и даже утверждают, что имеют звукозапись их работы. Но их версия не выдерживает критики – ракеты, находившиеся на борту лодки, на момент её гибели не были заправлены топливом. Топливо закачивалось в них из специальных цистерн непосредственно перед запуском.

Опубликованные спустя 30 лет после гибели К-129 её фотографии косвенно подтверждают версию столкновения.

На них с левого борта в районе переборки между вторым и третьим отсеками видна узкая глубокая пробоина. Ответить на этот вопрос можно было бы сегодня, обследовав корпус лодки, но это сделать уже не представляется возможным.

Дальнейшая судьба пропавшей субмарины стала одной из самых масштабных шпионских операций времён холодной войны. Как стало известно после рассекречивания части документов ЦРУ, американцы почти сразу с высокой точностью установили место гибели советской подлодки. Этот секрет до сего дня не раскрывается и, возможно, является разгадкой тайны её гибели.

Американцы знали точное место гибели советской лодки и, выждав, когда русские прекратят разыскивать субмарину, в свою очередь приступили к её поиску. Под видом гидрографических работ они выбрали момент, вышли на точку и, обнаружив лодку, провели обследование состояние её корпуса с помощью батискафа «Мизар» и глубоководной подводной лодки «Халибут». И когда выяснилось, что лодка лежит на ровном киле и находится в хорошем состоянии, за дело взялось ЦРУ США.

Вырезка из японской газеты об американской подлодке, зашедшей на базу Йокосука.

К-129
 
[^]
Стрелок1
27.07.2021 - 13:57
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.05.17
Сообщений: 6460
ПРОЕКТ «АЗОРИАН»

Соединенные Штаты, убедившись в гибели «К-129», запустили секретный проект «Азориан», который был одобрен лично президентом США Ричардом Никсоном в 1969 году. По мнению Никсона и советника по национальной обороне Генри Киссинджера, США следовало поднять советскую подлодку и изучить ее, чтобы узнать сильные и слабые стороны противника.

Ведь в случае успеха можно получить доступ к советским шифрам, секретным документам и кодовым книгам. Отдельный интерес представляло советское ядерное оружие – на борту «К-129» находились три ракеты Р-21 с мегатонными боеголовками и две торпеды с ядерными боезарядами. К тому же СССР не заявлял о потере корабля, а значит, нашедшая ее сторона стала бы ее владельцем. В 1960-е годы шел разгар холодной войны, и состояние жесткого противостояния приносило свои плоды – в голову сама собой невольно закрадывалась мысль: а почему бы втайне не поднять подлодку?

Курировали проект Джон Парангоски, один из руководителей отдела науки и технологии ЦРУ, а также Эрнест Зеллмер, ветеран Второй мировой войны и специалист по подводным лодкам Военно-морской академии США. Этот строго секретный отдел работал в павильоне под названием «Дженнифер». Поэтому многие статьи в 1970-х ошибочно назвали эту операцию проектом «Дженнифер». В СССР это название тайной операции также получило широкое распространение. В опубликованном докладе отмечено, что изначально руководители проекта «Азориан» считали, что вероятность успеха всего предприятия составляет лишь 10%. Нужно было поднять с глубины 5 км затонувший корабль весом в 1750 т. Тем не менее в октябре 1970 года команда Парангоски пришла к выводу: единственная возможность поднять «К-129» – это создание специального корабля с уникальным механизмом высокопрочных лебедок.

В итоге для осуществления этого необычного заказа была выбрана компания Hughes Tool Со, владельцем которой был эксцентричный миллионер-затворник Говард Хьюз. Его прекрасно сыграл в американском фильме «Авиатор» актер Леонардо Ди Каприо. Как говорят, конструкторы засомневались в реалистичности проекта, но затем, разумеется, приступили к работе. На все, начиная с разработки концепции и заканчивая первыми испытаниями, ушел всего 41 месяц и потрачено 350 млн долл. – с учетом инфляции сейчас бы эта сумма составила 1,7 млрд.

Для начала нужно было установить точное местонахождения «К-129» и оценить ее состояние. Этим занялась атомная подлодка для специальных операций USS «Хэлибат». Бывший ракетоносец был основательно модернизирован и насыщен «под завязку» океанологическим оборудованием: боковыми подруливающими устройствами, якорным устройством с носовым и кормовым грибовидным якорем, водолазной камерой, дальним и ближним боковыми сонарами, а также глубоководным буксируемым модулем «Fish».

Когда «Хэлибат» оказалась в расчетной точке, потянулись дни напряженной работы. Каждые шесть дней поднимали глубоководный аппарат, чтобы перезарядить в фотокамерах пленку. Тогда в бешеном темпе работала фотолаборатория (камера делала 24 кадра в секунду). И вот однажды на стол лег снимок с четко очерченным пером руля подводной лодки «К-129». После обнаружения «К-129» «Хэлибат» сделала еще 22 тыс. снимков советской подлодки.

В ходе исследования останков «К-129» выяснилось, что подлодка развалилась на несколько частей. Чтобы заполучить все желаемое, требовалось поднять 42-метровую носовую часть «К-129», которая представляла наибольший интерес для разведки.

В ноябре 1971 года на верфях Пенсильвании было заложено судно «Гломар Эксплорер», а уже в ноябре 1972 года спущено на воду. В это же время на верфях в Сан-Диего строилась баржа НМВ-1 и глубоководный захват «Клементина». Такое рассредоточение производств обеспечивало полную секретность операции. Даже инженеры, напрямую задействованные в проекте, по отдельности не могли понять назначение этих устройств (корабля, захвата и баржи).

К-129
 
[^]
Стрелок1
27.07.2021 - 13:58
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.05.17
Сообщений: 6460
«Гломар Эксплорер» представляло собой однопалубное двухвинтовое судно водоизмещением в 50 тыс. т с центральной прорезью (так называемым лунным бассейном), над которой размещались огромная стабилизированная вышка и две подвижные колонны, носовой двухъярусной и кормовой четырехъярусной надстройками, кормовым расположением машинного отделения. «Лунный бассейн» (его размеры составляли 60,6 х 22,5 х 19,8 м) занимал почти треть судна и служил в качестве дока для размещения глубоководного захвата и частей поднятой подлодки. Длина «К-129» составляла 98,9 м, так что, учитывая размеры дока, популярная версия о том, что, дескать, подлодку намеривались поднимать целиком, вряд ли соответствует действительности – она бы просто не поместилась там. Да и, собственно, сейчас известно, что основной целью была 42-метровая секция подлодки. Снизу «лунный бассейн» закрывался днищевыми листами с резиновыми уплотнителями.

По диаметральной плоскости, в нос и в корму от центральной прорези, были установлены подвижные колонны, предназначенные для приема захватного устройства с погруженной баржи. Они напоминали по внешнему виду выдвижные опоры на морских буровых установках и, по замыслу авторов, должны были вводить в заблуждение сторонних наблюдателей тем, что официально судно якобы должно заниматься геологоразведкой на морском шельфе. После серии испытаний на Восточном побережье в 1973 году «Гломар Эксплорер» был переведен на Западное побережье, где его поджидала баржа HMB-1 с установленным на ней захватом.

Баржу медленно погрузили и зафиксировали на глубине 30 м, над ней встал «Гломар Эксплорер»; створки его центрального разъема раздвинули и две колонны опустили в воду; в это время крыша баржи открылась, и колонны, как китайские палочки при еде, переместили «Клементину» внутрь судна – в «Лунный бассейн». Как только захват попал на борт корабля, были закрыты массивные подводные створки и откачана вода из внутреннего бассейна. После этого на судне началась работа по подготовке захвата к подъему подлодки.

В июле 1974 года судно «Гломар Эксплорер», замаскированное под судно добычи нефти, прибыло на место аварии «К-129» и начало спуск глубоководного захвата «Клементина». Для этого использовалась трубная колонна, которая собиралась краном из секций длиной 18,2 м. Чтобы достичь дна, всего потребовалось свыше 300 таких секций.

Работы растянулись более чем на месяц – почти все время рядом с «Гломар Эксплорер» находились два советских корабля. Корабль измерительного комплекса «Чажма» и спасательный буксир СБ-10 доставляли немало хлопот. Пребывание «Гломар Эксплорер» в этом районе Тихого океана и факт проведения глубоководных работ посередине океана вызывали подозрение у командования ВМФ СССР. Однако все подъемные работы проводились под водой и были надежно скрыты от посторонних глаз. Поэтому в конце концов советские корабли ушли.

9 августа операция завершилась, и «Гломар Эксплорер» лег на обратный курс. Естественно, возникает вопрос, что именно удалось поднять? Наиболее популярная версия, которую озвучивали в том числе и некоторые из участников операции, гласит, что при подъеме на глубине примерно 1500 м часть клешней захвата не выдержала и разломилась, отправившись на дно вместе с основной частью подлодки. В поднятой 12-метровой секции «К-129» было найдено шесть тел, из которых три были опознаны по документам.

Достаточной информации для того, чтобы определить количество и характеристики поднятых обломков подлодки, не было опубликовано. Вместе с тем из просочившейся информации известно, что было поднято не менее трех фрагментов подводной лодки, в том числе ее носовая часть. Обнародованный доклад не дает также ответа, что было обнаружено в этих фрагментах. Однако исследователи полагают, что баллистические ракеты, кодовые книги и другое оборудование остались на дне. В целом считается, что цель операции не была достигнута в полной мере. Тем не менее в поднятой части были обнаружены две торпеды с ядерными боевыми частями и ряд других объектов, представлявших интерес для американской разведки.

Рассекреченные документы по операции «Азориан».

К-129
 
[^]
Стрелок1
27.07.2021 - 14:00
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.05.17
Сообщений: 6460
Даже по прошествии почти 50 лет эта история продолжает захватывать воображение своей интригой, драматизмом, сложностью и размахом. На проект «Азориан» в целом ушло свыше 800 млн долл., и этих денег в то время могло бы хватить на то, чтобы отправить экспедицию на Луну. Такая цена одного из необычных эпизодов холодной войны подчеркивает остроту противостояния между сторонами.

Тела подводников, поднятых вместе с фрагментом корабля, были погребены американцами в соответствии с традициями ВМФ СССР в Тихом океане. Видеокадры церемонии в 1992 году были переданы российской стороне, а в 1995 году группа кораблей Тихоокеанского флота совершила заход в точку гибели экипажа К-129 и отдала воинские почести погибшим подводникам. В 1998 году весь экипаж подводной лодки был посмертно награжден орденами Мужества.



все
Источник 1
Источник 2
Источник 3
 
[^]
bobkill
27.07.2021 - 14:07
22
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 28.08.14
Сообщений: 261
печально чего сказать.

Цитата
Главнокомандующий ВМФ СССР С.Г. Горшков сделал беспрецедентное заявление, отказавшись признать гибель подлодки и всего экипажа. Официальный отказ правительства СССР от затонувшей подлодки «К-129» привел к тому, что она фактически стала «бесхозной находкой».


один галош тоже как то сказал что ОНА утонула, люди РФ это словно расходный материал.

Это сообщение отредактировал bobkill - 27.07.2021 - 14:09
 
[^]
udarnikk
27.07.2021 - 14:22
24
Статус: Online


Шутник

Регистрация: 30.01.17
Сообщений: 44
Интересная статья, спасибо ТС!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
13ROVER13
27.07.2021 - 14:31
14
Статус: Offline


Пользователь удалён

Регистрация: 9.04.14
Сообщений: 33314
Жаль парней...
Правду скрывают...
Мне вот какой момент интересен.
А много ли амеры лодок потеряли,по сходным обстоятельствам?
 
[^]
Островский
27.07.2021 - 14:37
19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.18
Сообщений: 8021
Цитата (bobkill @ 27.07.2021 - 14:07)
печально чего сказать.

Цитата
Главнокомандующий ВМФ СССР С.Г. Горшков сделал беспрецедентное заявление, отказавшись признать гибель подлодки и всего экипажа. Официальный отказ правительства СССР от затонувшей подлодки «К-129» привел к тому, что она фактически стала «бесхозной находкой».


один галош тоже как то сказал что ОНА утонула, люди РФ это словно расходный материал.

Обидно, конечно, но в военном деле люди и есть расходный материал.
Не надо делать вид, что где-то и когда-то было иначе.
 
[^]
Стрелок1
27.07.2021 - 14:48
15
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 2.05.17
Сообщений: 6460
а знаете откуда я узнал про этот проект?

фоном по Viasat History сегодня весь день идет британский сериал "боевые корабли" (Combat ships). Вот там как раз про эту операцию рассказывали. зацепился, полез искать инфу. интересно
 
[^]
Mazut
27.07.2021 - 14:52
3
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 10.06.10
Сообщений: 2083
Цитата (13ROVER13 @ 27.07.2021 - 15:31)
Мне вот какой момент интересен.
А много ли амеры лодок потеряли,по сходным обстоятельствам?

Если из атомных -

USS Scorpion (SSN-589).
USS Thresher (SSN-593).
 
[^]
steslia
27.07.2021 - 14:56
3
Статус: Offline


Made in USSR

Регистрация: 22.04.11
Сообщений: 1990
Спасибо, за более развёрнутый вариант. Прочитал с интересом.
 
[^]
Тангут
27.07.2021 - 15:03
20
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.07.13
Сообщений: 5425
Еще лет 17 назад я читал в журнале "Честь имею" воспоминания начальника разведки Тихоокеанского флота, который подробно описал деятельность флота по поиску лодки. Именно он предположил, что судно Гломар Экспресс занимается поиском и подъемом погибшей К-129, о своих выводах он доложил в Москву и был послан подальше, мол не надо фантазий.
Ну а когда правда всплыла на поверхность начался поиск виновных. И тут начальник разведки, которого хотели сделать крайним, напомнил о своей телеграмме... ну и про ответ на таковую.

...Вот такие пироги...

 
[^]
BMWEST
27.07.2021 - 17:59
1
Статус: Offline


Шутник

Регистрация: 2.04.21
Сообщений: 57
А сколько всего еще мы не знаем, сколько было реализовано разных тайных операций при которых множество людей погибло из за того что кто то мерялся да и меряется письками.
 
[^]
Островский
27.07.2021 - 19:36
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.01.18
Сообщений: 8021
Цитата (Тангут @ 27.07.2021 - 15:03)
Еще лет 17 назад я читал в журнале "Честь имею" воспоминания начальника разведки Тихоокеанского флота, который подробно описал деятельность флота по поиску лодки. Именно он предположил, что судно Гломар Экспресс занимается поиском и подъемом погибшей К-129, о своих выводах он доложил в Москву и был послан подальше, мол не надо фантазий.
Ну а когда правда всплыла на поверхность начался поиск виновных. И тут начальник разведки, которого хотели сделать крайним, напомнил о своей телеграмме... ну и про ответ на таковую.

Но его всё равно сделали крайним, как это водится в бюрократических структурах по всему миру?
 
[^]
Cезам
27.07.2021 - 19:40 [ показать ]
-26
kofeimoloko
27.07.2021 - 19:46
27
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.11.13
Сообщений: 2987
Вот это была Страна:
13 лет назад закончилась победой опустошительная и кровопролитная война после которой страна лежала в руинах, а уже

Через 13 лет начали строить подводную лодку с ядерными носителями!
За 10 лет наклепали 24 штуки.

24 подводных лодок с ядерными ракетами и ядерными торпедами.

Затем поняли, что те ракеты устаревшие - хуйнули тотальную модернизацию всех лодок, попутно выпустив новые ядерные ракеты

Представьте масштабы роста технологий, масштабы конструкторской мысли (ага, ещё умудрялись про космос думать)
Масштабы роста человеческих ресурсов!

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Dogfighter
27.07.2021 - 19:47
11
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.09.15
Сообщений: 1023
Цитата (Cезам @ 27.07.2021 - 19:40)
Сей час наверное получу опять кучу проклятий но скажу одно, коммунисты козлы. Для них люди всегда считались расходным материалом, что при ВОВ когда батальоны шли на доты что после войны. Хули, баба еще нарожает, это их лозунг. Погибли чьи-то дети а им пофиг.

Чечня тоже коммунисты? Карабах, Абхазия, Приднестровье, осетино-ингушский конфликт? Сирия ебучая, в конце-то концов?

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
skomoroh58
27.07.2021 - 19:49
4
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.04.13
Сообщений: 19941
давно читал, что американцы надеялись поднять часть лодки с секреткой.
подняли, а секретки не было. капитан поменял местами секретную часть и свою каюту, т.к. по росту первоначально предназначавшаяся ему каюта была коротковата.
 
[^]
Dogfighter
27.07.2021 - 19:50
-2
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.09.15
Сообщений: 1023
Ну и "Курск", конечно же.

Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Павел1974
27.07.2021 - 19:50
6
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 28.06.16
Сообщений: 3452
И даже чайки не поверят,

Когда сквозь утренний туман

Всплывает вдруг К-129

Подмяв под корпус океан…



Размещено через приложение ЯПлакалъ
 
[^]
Тагииил
27.07.2021 - 20:05
0
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 21.04.15
Сообщений: 4153
Цитата
После проверки и подсчёта выяснилось, что на борту лодки вместо 89 человек находилось 98…

Как-то мало верится в такое
 
[^]
Самуэлич
27.07.2021 - 20:07
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 15.09.20
Сообщений: 4671
А через 2 месяца пропал "Скорпион", разные слухи ходили ...
 
[^]
санычч
27.07.2021 - 20:19
1
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 14.06.15
Сообщений: 3618
нам про курск и не такие сказки рассказывали.правды не узнает никто
 
[^]
anrizlat
27.07.2021 - 20:19 [ показать ]
-12
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 81918
0 Пользователей:
Страницы: (7) 1 2 [3] 4 5 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх