Немного грусти из истории. Как все начиналось.
В суровые военные годы возникла необходимость найти самую выгодную трассу железнодорожной ветки линии Абакан- Тайшет через Салаирский кряж и наметить выход Южно-Сибирской магистрали на главную Сибирскую дорогу. Экспедиция из трех человек под руководством Александра Кошурникова направилась на обследование долины реки Казыр и горного перевала.
5 октября отряд Кошурникова вышел на оленях из села Верх-Гутары, за неделю достиг Казыра и двинулся вниз по реке на плоту. Работать приходилось при несовершенном техническом оснащении и экстремальных погодных условиях, зима в этот год наступила раньше обычного. Когда река начала замерзать, им много раз пришлось бросать плот и проходить замёрзшие участки берегом, а затем снова строить новый плот, чтобы плыть дальше. Так отряд прошел по реке 180 километров и миновал все наиболее опасные места. До ближайшего населенного пункта оставалось 52 километра, но силы участников экспедиции падали, измождённые и вымотанные они всё же продолжали выполнять свой долг. 2 ноября случилась трагедия, их плот на стремительной реке затащило под лед и только одному Кошурникову удалось добраться до берега, но он замерз.
Поиски экспедиции начались, когда она не вышла в условленный срок к предгорьям Саяна. Во время проведения поисково-спасательной операции удалось обнаружить три мешка с вещами и продуктами. Что могло произойти с пропавшей группой отважных изыскателей? Ответ на этот вопрос удалось получить лишь летом 43 года, когда был найден труп Александра Кошурникова и его дневник.
Руководитель изыскательской партии Александр Кошурников вёл дневник, в котором подробно описывал долину Казыра и его притоков, геологическое строение террас, водные характеристики реки, а также будни членов экспедиции. Последняя запись была сделана 3 ноября 1942 года: "3 ноября. Вторник. Пишу, вероятно, в последний раз. Замерзаю. Вчера, 2 ноября, произошла катастрофа: погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и пищи. Вероятно, скоро замерзну". По листочкам этого дневника только через год была найдена пропавшая экспедиция.
Каждый из них был простым человеком, у каждого была семья. Всё то время, что продолжались поиски, в сердцах родных и друзей не угасала надежда на то, что они живы. Отец Александра Кошурникова не поверил, когда ему говорили, что возможно его сын с товарищами ушёл за границу. А Константин Стофато так и не увидел своего новорожденного ребёнка.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1966 г. сотрудники Новосибирского проектного института "Сибгипротранс" были посмертно награждены: Александр Михайлович Кошурников - орденом Ленина, Константин Аристидович Стофато и Алексей Диомидович Журавлев - орденами Трудового Красного Знамени.
Сейчас именами этих отважных людей названы станции и улицы магистрали Абакан-Тайшет (сейчас её называют трассой мужества). В посёлке Кошурниково возведён мемориал А. М. Кошурникову и памятник А. Стофато и К. Журавлёву, а в средней школе N 22 этого же посёлка есть небольшой народный музей памяти первых изыскателей дороги.