Еще скажу...
Экономика СССР состояла исключительно из монополий. РЖД - одна из них, дожившая до наших дней.
ЖД - в период индустриализации стран играл решающую роль. Грузы, товары, сырье... Для предприятий, работающих на максимальных оборотах, возить руду белазами через пол страны - не вариант.
На том фоне - пассажирские перевозки были не более чем "побочным заработком".
Цены на билеты - где-то на грани рентабельности. Но только вот рентабельность состояла всего лишь из затрат на обслугу подвижного состава, но никак не дорожного полотна и всех "наземных" служб. Все затраты на обслуживание самой железки - отбивались грузовым потоком.
Именно поэтому в СССР поезда могли приходить в пункт назначения с серьезными опозданиями ( Москва - Владивосток мог опоздать на СУТКИ ). Приоритеты были другие. Грузы - важнее пассажиров. Грузов существенно больше, чем сейчас.
Говорить о рентабельности железки в стране, где серьезных предприятий, нуждающихся в жд-сообщении - осталось раз/два и обчелся. Смешно.
Нет объемов выпуска продукции, которые окупали бы РЖД.
Всем проще держать парк фур для доставки грузов по стране.
Поскольку все грузы - ширпотреб из Китая, идущий от границы, до мелкооптовых баз в регионах. И жд пути к этим базам никто и не думал подводить.
НО!!!
жд остается стратегическим ресурсом, способным быстро перебрасывать войска технику и боеприпасы по территории страны. Поэтому закрывать РЖД за не рентабельность, было бы крайне легкомысленно.
За такое - расстреливать на месте как врага народа.
Поэтому жд будут поддерживать. Датировать и т.д.
А то, что технарей режут... Везде режут.
Технологии со времен СССР сильно изменились. Много где можно поставить автоматику вместо человека. Административный персонал?
Ну так тут не в адрес РЖД камень...
Во времена СССР всю бухгалтерию крупного предприятия вел один бухгалтер.
Он успевал и зарплату начислить, и основные средства провести. Все. Больше задач у бухгалтерии не было.
А вот с рыночными реформами!!!! Налоги, НДС, ПФР, и т.д. и .т.п. бухотчетности в новой системе хозяйствования прибавилось в РАЗЫ. Кроме этого вместо прежнего гарантированного "гоззаказа", пердприятия начали продавать свои услуги/продукцию на рынке.
Вот и считайте. Административных и коммерческих задач в рыночной экономике раз в десять больше, чем при СССР. А вот технические задачи сокращаются. Из-за автоматизации. Все логично...