"31 мая 1970 года в Перу произошло катастрофическое землетрясение. Оно унесло жизни около ста тысяч человек, полмиллиона получили увечья. Всего насчитывалось около 3 млн пострадавших. Города на севере превратились в руины.
«Стихийное бедствие стало самым катастрофическим за республиканскую историю страны. Оно затронуло все население того региона, повлекло за собой колоссальные человеческие жертвы, разрушило тысячи домов и инфраструктуру. Государство не могло справиться с последствиями случившегося», — вспоминает Артеага.
«Советские люди не могли оставаться в стороне от этой беспрецедентной трагедии. Руководством страны была поставлена задача обеспечения транспортировки грузов гуманитарной помощи в Перу», — добавляет директор Латиноамериканского департамента МИД РФ Александр Щетинин.
Власти СССР направили в Перу пять самолетов Ан-22 с гуманитарной помощью, лекарствами, медицинским оборудованием. Также в Перу отправились и врачи.
18 июля Ан-22 борт СССР-09303 с грузом, 15 членами экипажа и семерыми пассажирами вылетел из исландского аэропорта Кефлавик в Рейкьявике и исчез спустя 47 минут после взлета. Экипаж не выходил на связь, самолет не садился ни в одном из аэропортов на маршруте до Перу. Однако сообщений о неисправностях с борта тоже не поступало.
Надежды на то, что экипаж и пассажиры могли выжить, развеялись во время поисков, к которым пришлось привлечь даже самолеты НАТО. Но все, что удалось найти — фрагменты крышки люка контейнера спасательного плота и обрывки упаковок медоборудования.
До сих пор неизвестно, что стало причиной крушения. Изучив обломки, специалисты пришли к выводу, что пожара на борту не было. Предположительно, на борту мог произойти взрыв или же самолет столкнулся с аэростатом. По версии комиссии Министерства авиационной промышленности СССР, на эшелоне произошел взрыв наддутой избыточным давлением грузовой кабины. Позже комиссия предположила, что лопасть воздушного винта могла отделиться и пробить фюзеляж, вызвав декомпрессию."
"Самолёт выполнял значительный по протяжённости перелёт, поэтому на нём находился удвоенный экипаж[3].
Заместитель командира 2 АЭ — военный лётчик 1 класса майор Бояринцев Александр Яковлевич
Командир отряда — военный лётчик 1 класса майор Агеев Евгений Александрович
Штурман полка по десантированию — военный штурман 1 класса майор Муратов Владимир Алексеевич
Штурман отряда — военный штурман 1 класса старший лейтенант Чемизов Геннадий Егорович
Бортовой инженер корабля-инструктор — капитан Захаров Юрий Константинович
Старший бортовой техник по авиационному оборудованию-инструктор — старший лейтенант Хохлов Юрий Григорьевич
Старший бортовой техник по десантному оборудованию — младший лейтенант Елькин Валерий Михайлович
Старший инженер по десантному оборудованию — майор Андрианов Владимир Андреевич
Начальник группы регламентных работ авиадвигателей и турбоагрегатов — капитан Бабаков Геннадий Борисович
Заместитель командира АЭ по инженерной авиационной службе — майор Булгаков Григорий Петрович
Старший бортовой техник корабля — старший лейтенант Саночкин Фредерик Семёнович
Начальник группы регламентных работ приборного оборудования и электронной автоматики — капитан Саутин Евгений Тимофеевич
Старший техник регламентных работ приборного оборудования и электронной автоматики — старший лейтенант Сиваков Юрий Гаврилович
Старший техник по радиотехническому оборудованию — старший лейтенант Изосимов Виктор Григорьевич
Старший воздушный радист — старший сержант сверхсрочной службы Вакаев Игорь Максимович
Хотя в документах командиром экипажа указан Бояринцев, на самом деле он выполнял обязанности инструктора, а командиром был Агеев[3].
На борту также находились семь пассажиров[3]:
Переводчик — Фильченко Дмитрий Леонидович
Личный состав полевого госпиталя
подполковник медицинской службы Легков Алексей Никифорович
старший лейтенант Шевелюга Пётр Григорьевич
старшина Хилько Пётр Андреевич
рядовой Сатюгин Василий Степанович
рядовой Могульцев Александр Алексеевич
рядовой Бондарев Анатолий Сергеевич"