Сталин по сути возродил РПЦ.
А кто же разрушал Церковь, Сталин? Да нет. После появления 2 марта 1930 года в «Правде» статьи Сталина «Головокружение от успехов» вышло постановление ЦК ВКП(б) «
О борьбе с искривлением партлинии в колхозном движении», которое, в частности, обязало партийные организации : «Решительно прекратить практику закрытия церквей в административном порядке, фиктивно прикрываемую общественно-добровольным желанием населения. За издевательские выходки в отношении религиозных чувств крестьян и крестьянок привлекать виновных к строжайшей ответственности».
Сталин заново пытался создать Церковь, убитую коррупционерами. А вот разрушали ее патриархи Тихон и Сергий. Первый тем, что отказался выдать национализированные государством церковные ценности, которые и при царе принадлежали государству, спровоцировав, таким образом, кровавую бойню, а потом и гражданскую войну. И хотя он формально отказался благословлять братоубийство, за него это сделали многочисленные клирики. Впоследствии Тихон раскаялся перед Советской властью за свой мятеж и тем спас свою жизнь. Но вот жизни миллионов верующих и атеистов, истреблявших друг друга на протяжении долгих лет, он своим покаянием не вернул
Сергий же шел к абсолютной власти буквально по трупам своих соратников. Надо еще понимать, что на уме у иерархов было клерикальное государство. Когда царь Николай II предлагал им восстановить патриаршество, они отказались. Но выбрали патриарха осенью 1917, после падения монархии. Именно тогда Ленин сказал свою знаменитую фразу о сроках вооруженного восстания «вчера было рано, завтра будет поздно», имея ввиду избрание патриарха, своего явного конкурента на посту главы государства. Ведь для начала, во время первой сессии Поместного собора РПЦ 1917–1918 годов было юридически закреплено «изъятие» в пользу высших органов церковной власти прерогатив императора в области церковно-правительственного управления. Но если отречение Романовых от престола было недействительным, то переход церковных прав царя к духовенству был насильственным изъятием, осуществленным под прикрытием революционных властей. Это был первый шаг. И митр. Сергий не терял из вида свою цель и свою сверхзадачу. И не только он В 1937 г. Ежов докладывал Сталину о заключении под стражу около 10 тыс. священников. 4 сентября 1943 г. на совещании по поводу открытия храмов Сталин предложил митр. Сергию подать список священнослужителей, которых нужно освободить. Сергий подал список всего на 26 человек. Из них 25 уже умерли. И тут два варианта. Или митр. Сергию остальные сидельцы были не нужны от слова совсем, или же священников в ГУЛаге уже не было. Полностью исчезнуть они тоже не могли, поскольку к 1946 году было открыто порядка 10 тыс. храмов, и в них кто-то должен был служить
4 сентября 1943 года Сталин в присутствии Вячеслава Молотова и офицера КГБ Георгия Карпова в Кремле принял митрополитов Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). Сталин дал положительную оценку патриотической деятельности церкви в годы войны и предложил иерархам высказаться о насущных проблемах.
Архиерейский собор Русской православной церкви 8 сентября 1943 года
В итоге за пять последующих лет (1944-1948 гг.) на территории Советского Союза, где к началу Великой войны оставалось, по разным данным, от 150 до 400 действующих приходов, были открыты сотни храмов и даже один монастырь — Троице-Сергиева лавра. Были зарегистрированы тысячи церквей, открытых самими верующими на оккупированных немцами территориях. Количество православных общин (включая воссоединившиеся униатские) выросло, по некоторым сведениям, до 22 тыс. Репрессированные священнослужители были амнистированы. Прекратились прямые гонения на христиан со стороны «Союза воинствующих безбожников». Государство прекратило поддержку раскольнических обновленческих структур, которые к 1946 году были ликвидированы.
Таким образом, государство и церковь стали мирно сосуществовать. Более того, при Сталине государство так или иначе поддерживало православие. При Хрущёве, который, в сущности, готовил страну к «перестройке» – развалу, православие снова оказалось под ударом. После развала СССР началось возрождение РПЦ. Однако в эпоху господства западного материализма оно вылилось в коммерциализацию церкви, которая, забыв о русских национальных интересах, погрязла в сребролюбии. Снова формализм и видимость, обслуживание интересов «князя мира сего»
Это сообщение отредактировал jannaxj - 24.05.2025 - 18:28