Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765) -- русский универсаль-
ный творческий гигант, озаряющий собой середину российского XVIII
века, если смотреть на него из века XXI. Про Ломоносова говорят,
что он был химиком, физиком, астрономом, астрофизиком, метеороло-
гом, историком, философом, филологом (вариант: лингвистом),
славистом, поэтом, драматургом, художником (вариант: мозаичистом),
почвоведом, геологом, геграфом, картографом, исследователем Севе-
ра, статистиком, экономистом, механиком, металлургом, педагогом,
просветителем, публицистом. Я бы ещё добавил: социологом, гляцио-
логом, организатором науки, переводчиком, предпринимателем, про-
видцем, а также скандалистом, кляузником, интриганом, льстецом,
чревоугодником, курильщиком, алкоголиком и тяжело больным на ноги
человеком.
Возможно, у Ломоносова вдобавок было параноидальное расстройст-
во личности. Параноидальное расстройство -- это не паранойя, а
промежуточное состояние психики между паранойей и нормой. Если
принять версию о параноидальном расстройстве у Ломоносова, то по-
лучат объяснение такие его особенности, как мнительность, обидчи-
вость, злопамятность, частое недовольство окружающими, заявления
о собственной сверхценности для российской науки и словесности,
наклонность выискивать в Академии наук немецкие заговоры против
русских.
Известное ломоносовское (из письма Ивану Шувалову) "Не токмо
у стола знатных господ или у каких земных владетелей дураком
быть не хочу, но ниже у самого Господа", так умилившее в своё
время Александра Пушкина, на самом деле является признаком именно
её, параноидальности: у параноидов слишком сильное и слишком
легко возбудимое чувство собственного достоинства, а вдобавок
чрезмерное стремление его демонстрировать.
Ломоносов не был большим педагогом, не создал своей научной
школы, практически не оставил учеников и вскоре после своей
смерти оказался на периферии общественного внимания на долгие
годы, но не потому, что "опередил время", а потому что такое
отношение к нему задали люди, знавшие его лично. Возвышение
Ломоносова через некоторое время началось не столько потому,
что, наконец, смогли оценить его по заслугам, а больше из
психологической и политической потребности в идолах.
Современный культ Ломоносова -- в основном результат советс-
кого патриотического мифотворчества: Ломоносов подходил на
роль фигуры сначала только по своему социальному происхожде-
нию, а позже, после ослабления интернационалистического мотива
в советской внутренней пропаганде и услиения патриотического,
также по своей настроенности против иностранцев в русской
науке, в первую очередь немцев.