175


На складах скопилось рекордное количество новых машинНа начало года на складах в России скопилось порядка 700 тыс. машин, что почти вдвое выше уровня 2024 года. Продавцы опасаются кризиса на фоне прогнозов падения спроса — за помощью они уже обратились в Минпромторг
На начало 2025 года на складах российских дистрибьюторов скопилось порядка 700 тыс. машин, рассказал источник РБК на авторынке. Это почти вдвое выше уровня начала 2024 года примерно в 400 тыс. машин. В текущих стоках более половины (примерно 52%) занимают произведенные в России автомобили, остальное — импорт. Аналогичную оценку текущих остатков — легковых и коммерческих авто — называет и Андрей Ольховский, гендиректор ГК «Автодом».
Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков приводит данные о порядка 600 тыс. машин в стоках, и это рекордный показатель как минимум с 2020 года, когда в результате пандемии наступили проблемы с логистикой и спрос превышал предложение. Ситуация стабилизировалась в 2023 году, но в 2024 году предложение превысило спрос из-за наплыва на рынок китайских марок. Из текущих остатков 500 тыс. машин, по оценкам Целикова, приходится на легковые авто: из них более 400 тыс. — автомобили китайского происхождения, 100 тыс. — российские марки. Еще порядка 100 тыс. авто — это коммерческие авто, средние и тяжелые грузовики, автобусы.
Как стоки могут повлиять на продажи в 2025 году
По словам Целикова, в предыдущий раз такое затоваривание наблюдалось во времена кризиса 2008 года. Тогда производство составило 1,7 млн автомобилей, а через год, в 2009 году, упало на 60%, до 723,2 тыс. единиц. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2009 году сократились на 49% по сравнению с предыдущим годом — до 1,46 млн единиц против более 3 млн в 2008 году.
Согласно прогнозу «Автостата», спад рынка новых легковых автомобилей в 2025 году по базовому сценарию может составить до 10%, или 1,42–1,43 млн штук, пессимистичный сценарий предусматривает снижение до 20%, или порядка 1,25 млн машин. ГК «Рольф» ожидает падение спроса до 1,3 млн машин при базовом сценарии.
Как стоки могут повлиять на продажи в 2025 годуПо словам Целикова, в предыдущий раз такое затоваривание наблюдалось во времена кризиса 2008 года. Тогда производство составило 1,7 млн автомобилей, а через год, в 2009 году, упало на 60%, до 723,2 тыс. единиц. Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в 2009 году сократились на 49% по сравнению с предыдущим годом — до 1,46 млн единиц против более 3 млн в 2008 году.
Согласно прогнозу «Автостата», спад рынка новых легковых автомобилей в 2025 году по базовому сценарию может составить до 10%, или 1,42–1,43 млн штук, пессимистичный сценарий предусматривает снижение до 20%, или порядка 1,25 млн машин. ГК «Рольф» ожидает падение спроса до 1,3 млн машин при базовом сценарии.
Проблемы дилеровУ дистрибьюторов легковых авто склады избыточны, и они давят на всех, в первую очередь на дилеров, которые являются последней инстанцией перед покупателями, считает Андрей Ольховский. По словам собеседника РБК, под угрозой в отрасли находятся все, кто пользуется кредитными ресурсами. Большинство компаний брали кредиты на развитие бизнеса, закладывая в финансовые модели окупаемость проектов на четыре-шесть лет вперед. Дилеры строили дилерские центры на заемные средства, рассчитывая вернуть свои инвестиции в горизонте пяти лет. Сейчас, из-за роста ставок и снижения продаж, они могут оказаться не способны осуществлять выплату по своим обязательствам.
viaЗначит, опять поднимут цены на авто