Мифы и факты о «Запорожце» ЗАЗ-965

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (8) [1] 2 3 ... Последняя »  К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
целе
28.06.2019 - 15:31
Статус: Offline


все

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 15582
207
Примитивный, маленький, тесный, неудобный, ненадежный… Его записали в сотни анекдотов и «украсили» десятками ярлыков, причем и те и другие – обидные, критические и… несправедливые. Ну не был он таким!

Поездив на самых разных ЗАЗ-965, как восстановленных у лучших реставраторов, так и не тронутых ими, мы вооружились книжками, призвали свой опыт и решили лично разобраться с имиджем первого Запорожца…

12 фото via

Это сообщение отредактировал целе - 28.06.2019 - 15:46

Мифы и факты о «Запорожце» ЗАЗ-965
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
целе
28.06.2019 - 15:32
Статус: Offline


все

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 15582
1. Маленький

Никакой он не маленький – для своего класса Запорожец был даже великоват. По тогдашней классификации ЗАЗ-965 с его 650 кг массы и габаритами 3 330 х 1 395 х 1 450 мм относили к микроавтомобилям. При этом многие модели-аналоги были менее солидны – например, Fiat 600 (3 215 х 1 380 х 1 405 мм), Morris Mini Minor (3 030 х 1 390 х 1 350 мм), NSU Prince (3 145 х 1 420 х 1 370 мм).

Но советскому гражданину ЗАЗик казался маленьким на фоне привычных Москвичей, Побед, Волг и ЗИМов. Сегодня нам, как людям, знакомым с Окой, Smart, Daewoo Matiz, Hyundai i10 и прочей современной мелкотой, «горбатик» не показался бы таким уж маленьким.

Мифы и факты о «Запорожце» ЗАЗ-965
 
[^]
целе
28.06.2019 - 15:33
Статус: Offline


все

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 15582
2. Тесный

Преувеличение! Да, не Волга, но для четырех взрослых человек, как заявлено в мануале, вполне пригодный. Ширина салона (1 300 мм) даже больше, чем у более крупного Москвича-408/412 (1 220 мм), и запас пространства над головой – тоже больше, на целых 15 мм!
Спереди можно вытянуть ноги, а сзади двое средней комплектности мужчин у нас сидели, едва касаясь коленями спинок передних кресел и с зазором «в плечах». Да, люди повыше тут подпирали бы передние кресла сильнее, но это единственная претензия к вместительности «Запика»!

Во всяком случае, практически у всех четырехместных автомобилей-конкурентов салон еще короче, причем у многих разница составляет сразу около 10 см: Renault 4 CV, NSU Prince, Trabant, Lloyd LP 600. Что касается комфорта Запорожца, справедливым было бы упрекнуть его за жесткую переднюю подвеску – но зато она была практически непробиваемой.
А что на самом деле показалось мне тесным, так это педальный узел, но за это ЗАЗика почему-то никто не критикует. Зато руль легкий и вполне адекватный по обратной реакции.

Мифы и факты о «Запорожце» ЗАЗ-965
 
[^]
целе
28.06.2019 - 15:34
Статус: Offline


все

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 15582
3. Примитивный

Отнюдь! Все, что есть в конструкции ЗАЗ-965, направлено на достижение компактности – но никак не на экономию и не на упрощение. В СССР с его нерыночной экономикой производители не стремились «наварить» побольше денег на потребителях.

Поэтому, пожалуй, в Запорожце нет ни одного откровенно бюджетного решения, ни одной явно «фуфлыжной», одноразовой детали. Все узлы ремонтопригодны и рассчитаны на длительную эксплуатацию. За что ни возьмись рукой – все прочное, надежное, пусть и не всегда изящное.

Компоновка автомобиля, схема и устройство двигателя, конструкционные материалы, оснащение, отделка интерьера – все было сделано на современном для того периода уровне или с опережением его. К примеру, большая часть иномарок-одноклассников «Запика», как и он, были именно заднемоторными, но кроме него лишь две–три модели имели полноценный четырехцилиндровый силовой агрегат.

Мало того, только у ЗАЗов он был рациональной для заднего размещения V-образной схемы. А еще ни одна серийная легковушка в СССР не имела независимой подвески – кроме Запорожца, разумеется!

Мифы и факты о «Запорожце» ЗАЗ-965
 
[^]
целе
28.06.2019 - 15:36
Статус: Offline


все

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 15582
4. Немощный

Вранье! Другие машины тогда были не более «заряженными»! С самыми распространенными моторами (27 и 30 л. с.) Запорожец имел энерговооруженность 24–21 кг на 1 л. с., а, например, современный ему Москвич-407 – 22 кг на 1 л. с.

Естественно, с полной нагрузкой расклад менялся, но это удел любого малоформатного автомобиля, обусловленный, кстати, более рациональным соотношением полезной нагрузки и собственной массы машины.

В целом, динамика исправного «горбатого» вполне соответствовала духу времени – другое дело, что поддерживать бюджетную машину в исправности могли не все владельцы. В сегодняшнем городском потоке автомобиль держится вполне уверенно – но только в пределах первых двух–трех передач. Затем, ясное дело, запал иссякает – нынешние скорости уже не те.

Мифы и факты о «Запорожце» ЗАЗ-965
 
[^]
целе
28.06.2019 - 15:37
Статус: Offline


все

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 15582
5. Мотор негодный – хронически перегревается

Неужели вы думаете, что в СССР кто-то мог поставить на конвейер двигатель, непригодный к эксплуатации? Исправный двигатель МеМЗ-965 (Мелитопольского моторного завода) поддерживал штатный тепловой режим при любых условиях движения: с полной нагрузкой машина проходила госиспытания на Севере, на Кавказе, в Крыму, Средней Азии – собственно, там, где впоследствии она с успехом и эксплуатировалась.

Напольный акселератор был у машин первого года выпуска

Мифы и факты о «Запорожце» ЗАЗ-965
 
[^]
целе
28.06.2019 - 15:38
Статус: Offline


все

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 15582
Настоящей же бедой Запорожцев было то, что не все владельцы поддерживали свой автомобиль в надлежащем техническом состоянии. Собственно, это касалось не только ЗАЗов, и неважно, о каком типе мотора идет речь: если неухоженные «водянки», к примеру, оставляли на дорогах лужицы воды, то «воздушники» – грелись.

Элементарная процедура мойки или очистки двигателя ЗАЗа предупреждала проблемы, но у многих горе-автолюбителей под кожухами системы охлаждения мотор обрастал масляной коркой, армированной слоями пыли и пуха, и нарушение температурного режима было гарантировано.

А если после ремонта или обслуживания «умельцы» выбрасывали из-под капота хотя бы часть жестяных воздуховодов (а ведь выбрасывали поголовно, едва ли не через одного!), конкретный перегрев не заставлял себя долго ждать. На беду, сети автосервисов – ни для ЗАЗов, ни для других марок – в стране в 1960-е не существовало, и прививать культуру грамотного обслуживания Запорожцев было некому.

ЗАЗ-965: Краткие технические характеристики
Двигатель: четырехцилиндровый, V-образный, 887 см³
Мощность: 30 л. с. (4 000—4 200 об/мин.)
Максимальный крутящий момент: 5,3 кгм (2 800—3 000 об/мин.)
Габариты (Д х Ш х В): 3 330 х 1 395 х 1 450 мм
Максимальная скорость: 100 км/ч
Контрольный расход топлива: 5,5 л

Двигатель V4 был компактным и занимал не все подкапотное пространство

Мифы и факты о «Запорожце» ЗАЗ-965
 
[^]
целе
28.06.2019 - 15:40
Статус: Offline


все

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 15582
6. Боится жары

Выдумки! В корне ошибочный стереотип, распространяющийся в автолюбительской среде на все моторы воздушного охлаждения. Между тем, исходя из теории ДВС, жара менее влияет на работу мотора-«воздушника», чем привычной всем «водянки».

Причина проста: разница температур между цилиндром двигателя (140–180 °С) и теплоносителем – забортным воздухом (допустим, 30 °С) куда выше, чем между тем же цилиндром и омывающим его антифризом (90 °С). Улавливаете суть?

На фоне разницы в 110–150 градусов изменением температуры воздуха за окошком Запорожца на 15 градусов, как говорят физики, можно пренебречь. Откуда же взялся этот устойчивый стереотип о том, что Запорожцы особенно часто перегреваются в жару?

Видимо, дело в том, что в СССР половина «частников» эксплуатировали машины только в теплый сезон. И именно летом количество Запорожцев на дорогах существенно возрастало: дачи, пора отпусков, вояжи к морю, в горы, на реку… А где вояжи – там перегруз, там интенсивный скоростной режим, и, естественно, при вышеуказанных неладах в моторе – его перегрев.

Мифы и факты о «Запорожце» ЗАЗ-965
 
[^]
целе
28.06.2019 - 15:41
Статус: Offline


все

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 15582
Вот и стояли на обочинах «Запики» с поднятой крышкой капота, остывая и делая себе антирекламу. Зимой процент ЗАЗов на дорогах иной, режимы движения – тоже, и приметных силуэтов с поднятым задним капотом на порядок меньше.

В наши дни мы ездили на отлично восстановленных, отлаженных и комплектных машинах, и понятно, что стрелка термометра на приборном щитке вела себя дисциплинированно.

С другой стороны, личный опыт автора, в студенчестве проездившего три года на древнючем ЗАЗ-966 с таким же мотором-«тридцаткой», как у «горбатого», подтверждает: чистый и правильно отрегулированный «движок» не греется, как ни мучай его перегрузами и крутыми подъемами.

Щиток приборов без термометра – признак ЗАЗ-965 выпуска до июля 1964 года

Мифы и факты о «Запорожце» ЗАЗ-965
 
[^]
целе
28.06.2019 - 15:42
Статус: Offline


все

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 15582
7. Ненадежный

Надежный. Мало найдется случаев, чтобы один из 322 166 экземпляров «горбатого», выпущенных в Запорожье с 1960 по 1969 гг., остановился в поле и не смог доехать домой. Другое дело, что он не был столь долговечным, как «государственные автомобили» – созданные для работы в госструктурах Победа, Волга, ЗИМ.

И все же конструкция ЗАЗ-965 соответствовала условиям эксплуатации в любых регионах Союза: прочная подвеска, недетский клиренс (175 мм), жесткий и «негниющий» кузов, мощный отопитель (он же предпусковой подогреватель).

Слабые места, конечно, были – двигатель служил не более 35–50 тысяч километров до среднего ремонта, быстрее других узлов изнашивалась передняя подвеска. Но и тут все зависело от ухода: двигатель требовал хорошего масла (а многие заправляли его низкокачественным автолом), а шкворни и втулки торсионов «передка» нужно было регулярно смазывать.

Мифы и факты о «Запорожце» ЗАЗ-965
 
[^]
целе
28.06.2019 - 15:43
Статус: Offline


все

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 15582
С годами массового производства ЗАЗ-965 запущенных экземпляров на улицах становилось все больше, ведь потрепанный «горбатик» стоил сущие копейки, и вкладываться в серьезный ремонт резона не было. Тем не менее в край «убитые» экземпляры продолжали кое-как ездить и, кроме пользы своим владельцам, приносили модели имидж ненадежной.

Мы сегодня ресурсных испытаний не проводили, но смеем заверить: исправный, хорошо отлаженный ЗАЗ-965 ведет себя на ходу совершенно адекватно и производит целиком приятное впечатление и на водителя, и на пассажиров.

Мифы и факты о «Запорожце» ЗАЗ-965
 
[^]
целе
28.06.2019 - 15:44
Статус: Offline


все

Регистрация: 30.06.16
Сообщений: 15582
8. Скопирован с Fiat

Так ставить вопрос нельзя. Похож внешне – да, но только спереди, и, скорее, все же стилистически. Отличия более существенны: у Fiat 600 (1955 г.), который «знатоки» называют прототипом Запорожца, корма была совершенно иной – бесступенчатой (типа фастбек), а боковины выглядели совсем архаично – с рудиментами в виде старомодных выступающих крыльев.

Касательно начинки вообще разговора нет. Передняя подвеска отличается принципиально, колеса разных калибров, двигатель у «нашего» – V-образный «воздушник», у «итальянца» – рядный, водяного охлаждения, с радиатором, пристроенным в правом крыле.

Из действительно схожего – конструкция силовой схемы кузова и коробка передач, объединенная с главной передачей. Хотя точно такая же развернутая вперед трансмиссия была еще на Volkswagen Kafer 1938 года, так что кто кого скопировал, это вопрос.

…Уффф! Кажется, всю возведенную на Запорожца напраслину мы разметали в пух и прах. Но дело по реабилитации «горбатого», которое мы взвалили на себя, не окончено. В следующий раз мы напрямую сравним ЗАЗ-965 с иномарками – его современниками и конкурентами. Тогда сами увидите, насколько был крут Запорожец.

Всё.

Мифы и факты о «Запорожце» ЗАЗ-965
 
[^]
uelfrjd
28.06.2019 - 15:45 [ показать ]
-52
Атмаросок
28.06.2019 - 15:48
19
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 11.11.18
Сообщений: 2401
классная машинка, красивая- это как наблюдатель.

Как владелец ни чего не скажу-не владел.
Как пассажир ни чего не скажу- не помню, малой был когда на нем возили...
 
[^]
ext68
28.06.2019 - 15:49
10
Статус: Offline


Приколист

Регистрация: 2.12.16
Сообщений: 350
сколькож стоит такой сейчас? хорошая машинка была, теплые воспоминания
 
[^]
Morozus
28.06.2019 - 15:50
7
Статус: Offline


Анеморумбометр

Регистрация: 17.07.15
Сообщений: 395
Очень нравится, хотел что бы такая была в гараже, на выходные покатушки.
 
[^]
Nalim
28.06.2019 - 15:51
51
Статус: Offline


Себастьян Перейро.

Регистрация: 5.11.14
Сообщений: 808
Про лючок забыл сказать biggrin.gif. Только это в 968-м. А в 965-м был?


Это сообщение отредактировал Nalim - 28.06.2019 - 15:52
 
[^]
patentex
28.06.2019 - 15:52
26
Статус: Offline


Юморист

Регистрация: 29.03.16
Сообщений: 445
Было 2 штуки 966 и 968 в далеких 90х.. Жрали они конечно не как заявлено выше 5 литров , а все 10.
А зимой их мало ездило, ибо у большинства печка не работала, или ее просто опасно было включать. Не про 965 конечно понаписал, но думаю к нему тоже вполне применимо. А так конечно теплые воспоминания о них.
Да, и самое главное по проходимости они огонь. В кашу грязную залезть без проблем.

Это сообщение отредактировал patentex - 28.06.2019 - 15:53
 
[^]
sergeich171
28.06.2019 - 15:52 [ показать ]
-38
zhmur
28.06.2019 - 15:53
8
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.08.11
Сообщений: 1221
Для своего времени машинка вполне себе. Но в отсутствии конкуренции о шустром развитии не могло быть и речи. Хотя и ныне такой тарантасик для города весчЪ хорошая.
 
[^]
Anders84
28.06.2019 - 15:53
26
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 29.07.16
Сообщений: 1075
Чёт не понял по поводу отопителя. Какой еще предпусковой? Правда у меня 968 был, там только отопитель.
Грелся шо пипец. Поскольку хроническая течь масла из всех сальников и уплотнителей была, ребра цилиндров покрывались хорошим таким слоем масла с пылью, что не способствовало норм. охлаждению. Периодическая борьба с течкой результат приносила макс на 2-3 месяца, потом опять течка. Топливо жрал 10-ку, что только не делал, передняя подвеска - это вообще угар! Вот в плане проходимости по говнам всяким - выше всяких позвал, движок то сзади! А если на зад поставить вездеходовскую резину вообще хрен где встанет.
 
[^]
БоRода61
28.06.2019 - 15:53
31
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 7.04.15
Сообщений: 1306
Еще один факт. Лобовое и заднее стекло, были идентичны. Если разбивалось лобовое, а триплексом в те годы еще не пахло, и на всех автомобилях стоял "сталинит", то путем нехитрых манипуляций с верёвкой, можно было спокойно шлёпать дальше к морю, без "ветер в харю, я хуярю!".
 
[^]
шуринатор
28.06.2019 - 15:55
21
Статус: Offline


Гость

Регистрация: 11.03.17
Сообщений: 1
Не могу ничего сказать о 965, не довелось ездить, но, у отца был 968, ушастик. Так вот, в какие только дебри мы на нём не забирались, везде пролазил, даже там, куда и на ниве не решались, для своих сорока лошадок тянул вполне бодренько. И, да, при надлежащем уходе вполне себе неприхотливая машинка
 
[^]
БольшойА
28.06.2019 - 15:55
12
Статус: Offline


Весельчак

Регистрация: 23.11.15
Сообщений: 163
Начинал жизнь с ЗАЗ 968

Стал МУЖИКОМ.. это не МИФ)))

Это сообщение отредактировал БольшойА - 28.06.2019 - 15:56
 
[^]
zhmur
28.06.2019 - 15:56
14
Статус: Offline


Ярила

Регистрация: 25.08.11
Сообщений: 1221
Цитата (sergeich171 @ 28.06.2019 - 15:52)
Современные тесты на безопасность выдержит?

Эта машинка из 60-х gigi.gif
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 42033
0 Пользователей:
Страницы: (8) [1] 2 3 ... Последняя » [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх