Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию

[ Версия для печати ]
Добавить в Telegram Добавить в Twitter Добавить в Вконтакте Добавить в Одноклассники
Страницы: (3) [1] 2 3   К последнему непрочитанному [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:23
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
118
В продолжение тем: Секреты советских КБ: неизвестные вездеходы ГАЗ, не пошедшие в серию,
Секреты советских КБ: секретные вездеходы КрАЗ времен СССР

Одновременно с амфибиями для ракетных систем, с начала 1970-х годов и до конца 90-х, специальное конструкторское бюро Брянского автозавода разработало несколько семейств сухопутных четырехосных многоцелевых автомобилей высокой проходимости. Их также создавали в рамках опытно-конструкторской темы «Основа», но постепенно на них распространился непонятный военный код «Вощина» — так называются тонкие восковые листы для пчелиных сот

34 фото via

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
Yap
[x]



Продам слона

Регистрация: 10.12.04
Сообщений: 1488
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:23
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Все эти секретные машины создавались в жестких условиях «железного занавеса», отсутствия отечественных агрегатов и материалов, постоянных метаний от одной компоновки к другой и трудных поисков новых решений. С конструктивной точки зрения они являлись промежуточным звеном от легендарной 135-й серии к более совершенным автомобилям с одним силовым агрегатом и независимой подвеской, хотя и на них еще долго сохранялась архаичная бортовая трансмиссия.

В 1980-е годы к техническим проблемам добавились разрушительная перестройка и разоружение. В результате, несмотря на огромные усилия, эта техника себя не оправдала, серийно не выпускалась и в Советской, а позже и российской армии широкого распространения не получила.

02. Артиллерийский тягач БАЗ-69531 в Вооруженных силах России (фото С. Андреева)

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:24
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Автомобили-шасси серии БАЗ-6950 (1976–1999 гг.)

В середине 1970-х годов Брянский автозавод негласно представил прототипы своей будущей тяжелой сухопутной гаммы БАЗ-6950 семейства «Основа» с колесной формулой 8х8 для транспортного обеспечения Советской армии. Все работы проводились под руководством главного конструктора Ивана Людвиговича Юрина, ведущим конструктором был А. С. Коптюх.
Пока не была готова новая стеклопластиковая кабина для будущих машин, первым в 1976 году появился 12-тонный грузовик БАЗ-6952 с цельнометаллической кабиной от тягача МАЗ-537. Затем была собрана пробная партия с бортовыми кузовами и фургонами. До 1980 года машины проходили приемочные испытания в 21 НИИИ, открывшие дорогу новому семейству БАЗ-6950.

03. Зимние испытания 12-тонного 400-сильного автомобиля БАЗ-6952. 1977 год

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:24
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
04. Опытное четырехосное шасси БАЗ-6952 с многоцелевым кузовом-фургоном

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:25
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Недолгая история базового 12-тонного автомобиля-шасси БАЗ-6950 началась в конце 1970-х. В отличие от унифицированной с ним амфибии БАЗ-6944, его оснастили мощной лонжеронной рамой и вынесенной вперед стеклопластиковой кабиной с обратным наклоном трех лобовых окон. За ней размещались 400-сильный дизель V8, гидротрансформатор с 5-ступенчатой коробкой и открытая монтажная часть рамы или бортовая платформа.

05. Опытный 400-сильный грузовик БАЗ-6950 с бортовой платформой. 1980 год

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:25
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
06. Военный автомобиль-шасси БАЗ-6950 с пластиковой кабиной (фото К. Дунаева)

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:26
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Шасси БАЗ-6950, не отличавшееся высокими тактико-техническими данными и выпущенное в единичных экземплярах, в армии практически не применялось. Единственной военной надстройкой для него был обитаемый каркасно-металлический фургон СКН-6950 «Родинка» с широкими боковыми скосами для размещения штабных комплексов. В реальности единственным среди них был пункт управления «Поляна-Д4», входивший в автоматизированный комплекс управления зенитно-ракетной бригадой.

07. Автомобиль БАЗ-6950 в ремонтном цеху Брянского автозавода. 2007 год

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:26
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
08. БАЗ-6950 с обитаемым герметизированным кузовом СКН-6950 «Родинка»

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:26
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Для замены модели 6950 был создан 14-тонный прототип БАЗ-6950М, который после долгих испытаний и доработок в 1985 году появился в двухмоторном исполнении БАЗ-69501, на которое военные возлагали большие надежды. Это была принципиально новая машина, на которой прежний тяжелый танковый двигатель заменили на два более легких и дешевых серийных дизеля КамАЗ-740 мощностью по 210 л.с., работавших с двумя 5-ступенчатыми коробками передач. Автомобиль, вполне удовлетворявший военных, возглавил новое семейство «Основа-1», носившее код «Вощина».

На деле все получилось наоборот: БАЗ-60501 просто не успел зарекомендовать себя и оправдать всех надежд. Ибо появился он в убийственные для советского ВПК времена перестройки, что свело на нет все перспективы его применения в Советской армии и довело до минимума число надстроек. К этой напасти добавился сильный пожар в апреле 1993 года, уничтоживший моторный цех КамАЗа. В результате в гамме спецоборудования на этом шасси оказалось больше эскизных набросков и смелых проектов, чем «живой» техники.

09.

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:27
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
10. Модернизированный 14-тонный грузовик БАЗ-69501 с бортовой трансмиссией

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:27
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Самой продвинутой надстройкой стал кузов-фургон СКН-6950 для модернизированного пункта боевого управления комплекса «Поляна-Д4М» для управления зенитными комплексами «Бук» и С-300. Он мог одновременно отображать до 80 воздушных целей и сопровождать 272 летящих объекта. В таких кузовах размещали также пункт управления войсками «Маневр» и машину 7В440 боевого наведения систем ВВС.

11. Шасси БАЗ-69501 с кузовом для пункта управления. 1990 год (из архива автора)

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:27
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
12. Интерьер пункта боевого управления комплекса «Поляна-Д4М» (из архива автора)

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:28
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Важнейшим проектом волгоградского завода «Баррикады» на шасси БАЗ-69501 стала самоходная пусковая установка (СПУ) 9П76 перспективного оперативно-тактического ракетного комплекса (ОТРК) «Искандер» с одной или двумя ракетами, размещенными в полностью закрытом корпусе. В 1991-м был собран единственный макетный образец СПУ с заводским обозначением Бр-1555-1, который произвел несколько запусков на полигоне Капустин Яр. Доработку этой системы решили перенести на более совершенное шасси БАЗ-6954, речь о котором ниже. На базе БАЗ-69501 проектировали также систему залпового огня «Ураган-1» и транспортно-пусковую машину с разведывательным летательным аппаратом «Пчела-1».

13. Макетная пусковая установка Бр-1555-1 на шасси БАЗ-69501. 1991 год

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:28
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
В 1990 году развитием БАЗ-69501 стало 13-тонное длиннобазное шасси БАЗ-69502, ставшее последней новой разработкой СКБ, выполненной в советское время. В отличие от предшественника, эта машина впервые получила принципиально новую закрытую 4-местную каркасно-металлическую кабину от модели БАЗ-6954 с повышенной стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и двумя люками в крыше для посадки и высадки экипажа. Шасси планировалось использовать как сухопутный вариант СПУ комплекса «Ока» и установку 9П76 для перспективной системы «Искандер».

14. Грузовик БАЗ-69502 с цельнометаллической кабиной без дверей. 1990 год

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:29
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Появление нового 14-тонного спецшасси БАЗ-69506 со стеклопластиковой кабиной объяснялось поспешным поиском замены машине БАЗ-69501 с двумя камазовскими моторами, поставки которых прекратились после разрушительного пожара. Недолго думая, брянские конструкторы смело вернулись на 30 лет назад и смонтировали на нем ярославский дизель в 300 л.с., впервые появившийся на первенце БАЗ-135МБ. В те суровые времена автомобиль сумел пройти приемочные испытания, но потом не применялся.

15. Бортовой 14-тонный БАЗ-69506 с одним 300-сильным дизелем. 1994 год

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:29
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
В конце 1980-х, когда военные заказы покатились вниз, на шасси БАЗ-69501 было создано несколько машин двойного назначения, лишенных военной атрибутики. Самым оригинальным являлся 11-тонный народнохозяйственный грузовик БАЗ-6951П, у которого два 260-сильных дизеля КамАЗ смонтировали в центральной части рамы под грузовой платформой между третьей и четвертой парами колес. Это позволило уравновесить нагрузку по мостам, снизить шум в кабине и увеличить монтажную длину рамы, но при работе двигатели перегревались.

16. Шасси БАЗ-6951П с двумя двигателями под грузовой платформой (из архива Н. Щербакова)

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:29
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
17. Опытный двухмоторный автомобиль БАЗ-6951П (из архива Н. Щербакова)

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:30
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
На 12-тонном многоцелевом автомобиле БАЗ-69501П применялась традиционная компоновка с двумя камскими моторами. Из других машин в военных целях могло применяться шасси БАЗ-69505 с оснащением топливозаправщика АТЗ-5609 с цистерной вместимостью 17 тысяч литров.

18. Бортовой грузовик БАЗ-69501П классической компоновки (из архива Н. Щербакова)

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:30
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
19. Испытания БАЗ-60501П с двумя 210-сильными двигателями (из архива Н. Щербакова)

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:30
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
20. Топливозаправщик АТЗ-5609 на шасси БАЗ-69505 (из архива Н. Щербакова)

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:31
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
Специальные шасси БАЗ-6948/БАЗ-6954 (1986–1997 гг.)

К специальным брянским шасси относилось несколько четырехосных машин, представлявших собой наиболее оригинальные поисковые конструкции, рассчитанные на перспективу их дальнейшего воплощения в новых поколениях автомобилей для несения ракетных систем.

Первую гамму, созданную под руководством главного конструктора Юрия Ивановича Мосина, составили 14-тонные шасси с двумя 210-сильными моторами КамАЗ-740 для нового ракетного комплекса «Ока-У» повышенной точности. Их прототипы БАЗ-6944М и БАЗ-6944М20 для пусковой установки и заряжающей машины соответственно были собраны и испытаны в 1986-м. Через год после доработок их переименовали в БАЗ-6948 и БАЗ-69481.
На пути к глубокой унификации в них воплотилась уникальная идея советских инженеров, считавшаяся новым магистральным направлением создания многоосной автотехники и не имевшая иностранных аналогов. Она заключалась в использовании для сухопутных машин водоизмещающего несущего корпуса амфибии БАЗ-6944, но без герметизации, водометов и прочих узлов от плавающих машин.

21. Корпусное 14-тонное шасси БАЗ-6948 для ТЗМ комплекса «Ока-У». 1987 год


Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:32
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
В 1987-м на шасси БАЗ-69481 смонтировали вместительный корпус для макетной пусковой установки ОТРК «Ока-У». Открытый кормовой отсек машины БАЗ-6948 служил для транспортировки двух ракет. Между тем, отказ от выпуска ракетных комплексов «Ока» в период разоружения и обострения дружбы с Западом заставил свернуть доработку этих систем. Впрочем, уже через два года, после завершения госиспытаний, обе машины предусмотрительно были приняты на вооружение. В дальнейшем лучшие качества комплексов «Ока» и «Ока-У» удалось воплотить в еще более мощных и точных ракетных системах «Искандер».

22. Сухопутная машина БАЗ-69481 с высоким несущим корпусом. 1987 год

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:32
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
23. Испытания шасси БАЗ-69481 для пусковой установки комплекса «Ока-У»

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:32
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
В 1990 году вторую гамму составил единственный образец 17-тонного автомобиля БАЗ-6954 с 210-сильными моторами и вынесенной вперед стальной кабиной. Он служил для монтажа перспективных видов вооружения и представлял собой исключение из всех прежних разработок. Его проектирование под руководством главного конструктора Виктора Павловича Трусова производилось в рамках новой заводской научно-исследовательской темы «Фасет», но военные по-прежнему относили автомобиль к семейству «Вощина».

Конструктивно удлиненный БАЗ-6954 являлся развитием шасси БАЗ-69501 и был унифицирован с созданной одновременно с ним машиной БАЗ-69502, у которой люки в крыше каркасно-панельной кабины заменили на обычные двери. БАЗ-6954 соответствовал требованиям по прочности к воздействию всех факторов оружия массового поражения и прошел испытания на стойкость к ударной волне ядерного взрыва.

24. Длиннобазный двухмоторный 420-сильный грузовой автомобиль БАЗ-6954

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
opasnyeludi
17.06.2016 - 20:33
Статус: Offline


Еразм Францевич Конопля

Регистрация: 22.12.13
Сообщений: 17896
25. Длиннобазный двухмоторный 420-сильный грузовой автомобиль БАЗ-6954

Секреты советских КБ: брянские полноприводные машины, не пошедшие в серию
 
[^]
Понравился пост? Еще больше интересного в Телеграм-канале ЯПлакалъ!
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии. Авторизуйтесь, пожалуйста, или зарегистрируйтесь, если не зарегистрированы.
1 Пользователей читают эту тему (1 Гостей и 0 Скрытых Пользователей) Просмотры темы: 23074
0 Пользователей:
Страницы: (3) [1] 2 3  [ ОТВЕТИТЬ ] [ НОВАЯ ТЕМА ]


 
 



Активные темы






Наверх