Как раз таки гужевая тяга не была ужасом, а благом. Убрав мехтягу из большинства пехотных дивизий, немцы смогли максимально обеспечить подвижность всем танковым и моторизованным дивизиям, а ТАКЖЕ, соответствующим частям корпусного подчинения.
В тоже время советские капы, гапы и папы приданные тем же мехкорпусам 1941 года, далеко не всегда имели мехтягу, а если и имели, то благодаря низкой скорости неизбежно отставали от танковых частей.
Кроме этого, механизация РККА была вызвано в значительной степени тем, что транспортировать современные арт.системы - МЛ-20, А-19 и иже с ними, конной тягой было затруднительно - тяжелы они были для лошадок.
Т.е тут не веселая ситуация - да, в РККА есть значительное число артиллерийских тракторов, но вот для действий с подвижными соединениями они не подходят - их место в пехоте, где можно было обойтись гужевой тягой.
Ну а использование советских тягачей Вермахтом неудивительно - потери, ну и плюс, да плохонький трактор чуть лучше чем лошади, но это на уровне дивизии, на уровне всего Вермахта, лошади лучше, ибо дешевле.
Кроме того на куче участков Восточного фронта, особых маневренных действий с осени 1941 по осень 1943 года просто не было, а в таких условиях, низкая скорость и невысокая надежность трофейных средств тяги компенсируется большей возможностью для ремонта и "бесплатностью" трофеев.