"Камера русских" в Германии бесполезнаПресс-секретарь Общегерманского автомобильного клуба ADAC Петер Майнц (Peter Meintz) о новой моде отзывается скептически. "Думаю, большинство немецких водителей покупают камеры в машину в надежде запечатлеть невероятный кадр. Видео из России по-своему завораживают. Практической пользы от такой камеры немного, она скорее отвлекает. Заглянешь в иную машину сегодня - навигатор, телефон, камера - как водителю вообще удается смотреть на дорогу?".
В отличие от России, где суды принимают видео с автокамер в качестве доказательства, например, при выяснении обстоятельств аварии, в Германии не существует соответствующего закона на этот счет. В каждом отдельном случае решение остается за судьей.
"Нам известно два гражданских процесса в Германии, когда видео сыграло роль в суде, - рассказывает Петер Майнц. - Чаще всего автокамеры просто бесполезны. Как может помочь камера на лобовом стекле, если кто-то врезался в вас сзади? Восстанавливать полную картину происшествия судья скорее предпочтет с помощью свидетельских показаний".
Сомнительным эксперт находит и внутреннюю начинку многих автокамер - в Германии их называют DashCam (в обиходе встречается и название Russen-Kamera - "камера русских"). По мнению Майнца, за 50 евро можно получить устройство, которое годится скорее для самоуспокоения, но никак не для съемки движения
Немецкие автокамеры "Made in Asia" Томас Аурих: "Немецие мотоциклисты также покупают камеры, чтобы снимать дорогу" С представителем автоклуба соглашается и PR-менеджер компании Pentacon GmbH Томас Аурих (Thomas Aurich). Чуть меньше года назад компания, занимающаяся производством фототехники, предложила своим клиентам и камеру для автомобиля. Цена вопроса - 99 евро. "Дешевые видеорегистраторы вполне заслуженно получают нелестные отзывы. Но мы старались предложить клиентам качественный продукт, это видно и по его цене.
В независимом тестировании с пятью другими камерами наша хорошо себя зарекомендовала", - говорит представитель немецкой компании.
По признанию Ауриха, в Германии всего около пяти фирм занимаются продвижением DashCam на рынке. Все они - в том числе Pentacon - сотрудничают с поставщиками из Азии, так как производство камер в стране экономически нецелесообразно. Идею добавить в свой ассортимент автокамеру компании Pentacon подали ее зарубежные партнеры.
"Мы сотрудничаем с фирмами из Турции и стран СНГ, и они были заинтересованы в подобной модели, - рассказывает Томас Аурих. - Изначально она задумывалась только для внешних рынков, но в Германии ее также покупают - и неплохо. Если клиентам из Восточной Европы камера нужна для обеспечения безопасности, немцам она любопытна скорее как техническая игрушка. В инструкции мы указываем, что пользователи действуют на собственный страх и риск, так как правовой статус камеры в Германии не определен".
О том, что камера компании предназначается скорее для рынка Восточной Европы, говорит и такая ее опция, как распознавание лица и улыбки. В самой Германии - в зависимости от ситуации - эта функция может быть нежелательной с точки зрения закона.
Видео из машины? Только с разрешения пешеходов!Неприкосновенность частной сферы в Германии защищена конституцией. Без предварительного разрешения в стране можно снимать только значимых для общественности персон, например политиков или знаменитостей. У всех остальных необходимо это разрешение сначала получить - особенно, если вы планируете опубликовать снимок.
"В Германии вы не можете просто так выложить на Youtube видео, на котором прохожий или другой водитель может быть узнан, - рассказывает Петер Майнц. - Право на собственное изображение принадлежит этому человеку. Если разрешения нет, вы должны заретушировать его лицо".
Особенно строг закон в отношении скрытой аудио- и видеосъемки. Ведь когда съемка ведется открыто, к примеру, телевизионной командой, у пешехода хотя бы есть возможность обойти камеру и не попасть в кадр.
Небольшие автокамеры на лобовом стекле не всегда заметны при движении машины, а потому вполне могут рассматриваться как скрытая камера, считает Кристиан Вольф (Christian Wolf), преподаватель немецкого и международного гражданского права в Университете имени Вильгельма Лейбница в Ганновере. Поэтому их использование в суде представляется спорным, пишет он в своей статье для юридического журнала Legal Tribune. С другой стороны, юрист не отрицает, что суд может ограничить право на неприкосновенность частной сферы одной стороны, если другой был нанесен существенный (физический) ущерб.
В Австрии дискуссию о видеорегистраторах развивать не стали - их просто запретили. Съемка из машины тамошнему водителю может обойтись в 10 тысяч евро штрафа. В Германии автокамеры легальны, но пока еще находятся в "серой" правовой зоне. Защищать свою собственность с помощью автокамеры можно, только не нарушая прав третих лиц. Зато снимать живописные окрестности по дороге водителям разрешено без ограничения. Как и падающие метеориты - если повезет.