Вот ещё из телеги
Акции Chengdu Aircraft Corporation выросли почти на 20% после сообщений о том, что ВВС Пакистана сбили пять индийских самолётов — три Rafale, один Су-30МКИ и один МиГ-29. Схватка между Индией и Пакистаном 7 мая стала одной из крупнейших в новейшей авиационной истории: в небе сошлись 125 истребителей, бой длился более часа, ракеты запускались с дистанций свыше 160 км. Обе стороны избегали заходов в чужое воздушное пространство — после опыта 2019 года, когда индийского пилота взяли в плен.
Попробовал разобраться, чем именно китайцы так впечатлили инвесторов.
С пакистанской стороны в атаке участвовали JF-17 Block III (совместного китайско-пакистанского производства) и J-10C — китайский экспортный флагман для тех, кто не может получить F-16 и не хочет зависеть от необязательности российских поставщиков. Для JF-17 Block III, который выпускается с 2021 года, это был первый реальный бой. Самолёт уступает западным конкурентам по целому ряду характеристик, но стоит в 3–5 раз дешевле. При этом оснащён современным радаром с АФАР, системой целеуказания и способен применять китайские ракеты PL-15E с дальностью 200 км — больше, чем у большинства западных аналогов. J-10C работал теми же ракетами, но использовался скорее для определения целей и сетевой координации.
Сбитые Rafale — не списанные старые машины. Это экспортные французские самолёты, поставленные Индии в 2020–2022 годах: современный радар, система РЭБ, у некоторых ракеты Meteor, одни из лучших в мире — всё на уровне. Но этого оказалось недостаточно.
У Пакистана было численное преимущество: больше JF-17 и дальнобойные ракеты, J-10C с системами дальнего обнаружения и сетевая координация одних с другими. У Индии же — немногочисленные дорогие Rafale, ограниченный боезапас и сопровождение из Су и МиГов со старыми радарами. Если Rafale выбили первыми — дальше бой технически решён. В очередной раз за последние годы выигрывает массовость и простота, а не высокие технологии.
Пакистанский JK-17 проще, дешевле, удобнее в обслуживании и может применяться массово. Это не выставочный самолёт — это платформа в логике реальной войны: вылетел, нашёл, запустил, вернулся. И теперь он ещё и проверен в настоящем воздушном бою. А это главный аргумент в торговле.
Chengdu уже активно продаёт JF-17 и J-10 в мире:
– Мьянма и Нигерия уже используют;
– Азербайджан начал получать JF-17 Block III в 2024 году (альтернатива F-16 и шаг в сторону китайско-пакистанской коалиции);
– ведут переговоры Аргентина (которая таким образом обходит британские санкции), Иран, Малайзия, Египет и Ирак.
Для многих это не просто истребитель, а способ уйти от зависимости от США, ЕС и России. Вообще, экспорт вооружений — это не только техника. Это обслуживание, обучение, запчасти, логистика. Это доверие в вопросах секретности. Китай продаёт не только самолёт — он предлагает инфраструктуру зависимости. Менее обременительную, чем у других.
А теперь в маркетинговом буклете JF-17 от корпорации Chengdu Aircraft будет приписка: «Сбивает Rafale».
Размещено через приложение ЯПлакалъ