87


Ученые из НИУ ВШЭ классифицировали потребительский уровень россиян на четыре группы: «комфорт», «норма», «жить можно» и «очень тяжело».Основанное на опросах исследование демонстрирует, что представление граждан о потреблении неразрывно связано с уровнем доходов. Речь идёт как о наиболее комфортных условиях, при которых люди способны позволить себе любые товары и услуги, так и о серьёзно ограниченных, олицетворяющих «грань выживания».
Так, каждая из групп описывается следующим образом:Если говорить о «комфорте», то она представляет из себя жизнь практически лишённую ограничений и своеобразную элитарность. Относящиеся к этой категории люди могут тратить деньги, игнорируя необходимость планирования, совершать спонтанные покупки и рассчитывать на всевозможные индивидуальные услуги.
В понятие «норма» входят умеренные траты без излишеств. У граждан всё есть, но в умеренном количестве. Продукты покупаются в хороших продуктовых, есть квартира, иногда даже дача. Брендовая одежда приобретается только на распродажах или в секонд-хенде.
«Жить можно» — Люди, которые не ходят в спа или на массажи, а также не покупает дорогие продукты и вещи, выбирают еду по акции и второсортную одежду и обувь.
«Очень тяжело» — Россияне, живущие на грани. Они ходят в столовые для бродяг, а одежду находят на мусорках или берут в благотворительных организациях. У таких граждан есть жильё, но с плохим ремонтом или ветхое.
Социологи, основываясь на результатах опроса 50 фокус-групп, подчёркивают, что уровень «норма» воспринимается населением как довольно высокий, в то время как «жить можно» нередко получает ироничную оценку.
Как передаёт РБК, большая часть граждан РФ ориентирована на достойную жизнь, однако предел допустимого значительно отстаёт от «нормальности».
via