66


Жил был некто Борис Абрамович Березовский, который был простым олигархом и считался вхожим во все важнейшие кабинеты страны. Так вот в середине 90х годов, Ген директором компании Аэрофлот назначили маршала авиации Шапошникова, и каким-то чудесным образом Борису Абрамовичу удалось назначить первым замом к маршалу своего человека.
Так вот, первым делом, во все зарубежные представительства компании было направлено письмо, что 80% валютной выручки должны переводится на счета некоей компании Andava в Швейцарии. Дескать это надо для того, чтобы лучше управлять средствами компании, а также помогать с получением зарубежных кредитов. Но нюанс был в том, что сам Аэрофлот не имел никакого отношения к этой самой швейцарской компании. А отношение имел сам Березовский и его партнеры. Так вот вся выручка зарубежных представительств проходила через эту компанию, а сама компания брала за это всего лишь 3,125% от суммы. И это не все, компания Andava еще и давала в долг Аэрофлоту, догадайтесь за счет каких средств. Правильно – за счет средств самого Аэрофлота.
Там были и более хитрые схемы. Например, счет Аэрофлота, который компания должна оплатить British Petroleum за авиатопливо, составляет $500 млн. Вместо того, чтобы оплатить счет напрямую, «Аэрофлот» пересылает счет компании посреднику, которая в свою очередь оплачивает счет через свои зарубежные компании. Само собой за проценты. В итоге к тому моменту, когда Аэрофлот отдает долг за топливо, он выплачивал около 90% годовых (в долларах) за кредит.
И вот таким образом, буквально за три года было выведено около 252 млн долларов (это лишь выявленный и доказанный в рамках уголовного дела объем).
Получается вся прибыль оседала в карманах "присосавшихся" фирм (приватизация прибыли), а убытки уходили государственному Аэрофлоту (национализация убытков).
Несмотря на то, что с тех пор прошло много много лет, поговаривают, что похожие схемы живы и процветают даже сейчас.