173


1го апреля 1967 года на экраны вышел фильм Леонида ГАЙДАЯ «Кавказская пленница» с Натальей ВАРЛЕЙ, Александром ДЕМЬЯНЕНКО, Владимиром ЭТУШЕМ, Юрием НИКУЛИНЫМ, Евгением МОРГУНОВЫМ и Георгием ВИЦИНЫМ в главных ролях.
После успеха «Операции «Ы» сценаристы Морис СЛОБОДСКОЙ и Яков КОСТЮКОВСКИЙ вместе с Гайдаем уселись за новый сценарий. Сюжет о похищенной невесте был взят из коротенькой заметки в газете. Но на киностудии «Мосфильм» сценарий сочли нарочитым и несмешным, того же мнения придерживались актеры. Никулин и вовсе заявил, что сниматься не будет: «Глупость какая–то!» Не помог даже вызов в партком, где говорили, что картина стоит в плане, а в СССР это — закон. Убедил актера режиссер, напомнив, что они все придумают сами в ходе съемок.
На студии сразу же забраковали начало, сочтя его хулиганским. Намечалось, что к забору выходит Трус и выводит на нем букву «Х», потом Бывалый рисует «У», и под трель милицейского свистка Балбес дописывает «…дожественный фильм»… Участие прославленной комедийной троицы подразумевалось с самого начала. Специально под Владимира ЭТУША создавался и товарищ Саахов. Актер отстоял перед Гайдаем свое видение образа: не пытаться соперничать в эксцентрике с признанными комиками, аоборот, быть максимально серьезным, что и создаст требуемый эффект. Если после сыгранного в фильме «Председатель» полковника КГБ Этуша предупреждали, чтобы он не приезжал на Кавказ — убьют, то после «Кавказской пленницы» ему говорили: «Теперь тебе и на Кавказ ехать не надо — в Москве убьют». Но у актера был такой замечательный «кавказский» акцент, что грузины считали его армянином, армяне — грузином, а друг, манеру речи которого он копировал, себя не узнал, но заявил: «Слюшай, замэчательно! Как похожэ! Такие у нас на Кавказе в Нагорном Карабахе живут».
Самым трудным оказалось найти героиню. Провели свыше 500 фотопроб, но ни одна из отобранных кандидаток так и не прошла. Из Одессы, где гастролировал цирк, Гайдаю привезли фотографию воздушной гимнастки. Так в съемочной группе появилась Наталья Варлей. Все убедились, что она та, которую искали, когда за нею безропотно пошел осел, никого не слушавшийся на площадке.
А проверяющие инстанции все придирались. Например, к тексту песни, не позволив оставить фразу: «Чешут медведи спину». У них что — блохи или вши? Позволили спеть: «Трутся спиной медведи». И еще. Выход фильма едва не сорвался, когда во время его приемки вдруг обнаружили, что фамилия отрицательного героя подозрительно похожа на фамилию партсекретаря «Мосфильма» Леона СААКОВА. Тот попытался заставить переозвучить уже отснятый материал. А самое высокое начальство студии прямо назвало картину «антисоветчиной чистейшей воды».
Через несколько дней разразившаяся критика так же внезапно стихла. Генсеку Леониду Ильичу БРЕЖНЕВУ захотелось увидеть какую–нибудь новую кинокомедию, и ему доставили «Кавказскую пленницу». Тот был в восторге, а с ним те же чувства разделили после выхода фильма в прокат 76,54 миллиона советских кинозрителей. Проданный за рубеж, он принес стране доход в 286 миллионов инвалютных рублей, стоивших тогда дороже доллара. Даже без учета многократной инфляции эти цифры сегодня поражают.
http://www.citycat.ru/historycentre/