99


Никакие проверки, угрозы и уголовные дела не решат этой проблемы. Есть только одно средство — простое, проверенное мировым опытом, и главное — исполнимое, вне зависимости от того, кто является владельцем шахты (или любого «опасного» бизнеса) и в каких отношениях он находится с руководством контролирующих организаций.
Это средство — деньги.
Выплаты за утраченную жизнь нужны для того, чтобы владельцы и организаторы рискованного бизнеса закладывали в свои коммерческие планы риски выплаты колоссальных сумм в случае, если они причинят ущерб или убьют работника или потребителя. И чем выше риски — тем выше уровень компенсации.
Она должна быть такой, чтобы поставить владельца потенциально опасного предприятия перед жестоким выбором — или инвестировать в защиту жизни, или быть готовым платить колоссальные суммы, если что-то пойдет не так.
Назначая экстремальную компенсацию «за жизнь», общество как бы говорит, допустим, хозяину шахты: да, мы понимаем — работа под землей — опасное дело. И люди, которые соглашаются на нее, понимают, что они рискуют.
Но вы не в равных условиях: они рискуют жизнью — ты рискуешь деньгами. Значит, ты будешь рисковать очень большими деньгами — выплата которых, возможно выведет тебя за пределы «списка «Форбс» или поставит крест на других твоих планах. Ничего личного, это бизнес.
Если стоимость компенсации за материальный и моральный ущерб жизни тех людей, которые погибнут при пожаре, взрыве, аварии, будет существенно выше стоимости мер, необходимых для предотвращения катастрофы, — не сомневайтесь, эти меры будут приняты. И владелец сам приедет и будет проверять — работает ли оборудование, соблюдаются ли инструкции по технике безопасности, все ли знают, что им делать в опасной ситуации. Он будет рисковать. И будет бороться за снижение своих рисков.
Сейчас звучат предложения — усилить контроль, дать полномочия, назначить новых проверяющих.
Зачем? Достаточно создать прецедент — выплатить родственникам погибших сумму, сопоставимую с прибылью опасного предприятия за несколько лет. Не получается выплатить сразу — значит, должен подключиться бюджет, значит, надо будет разбираться — кто будет за это отвечать персонально.
Как говаривал сталинский нарком путей сообщения товарищ Каганович, «у каждой аварии есть фамилия, имя и отчество»
via