54


Работа федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) в России неэффективна и разбалансирована: стратегические документы министерств и ведомств противоречат друг другу, не связаны с показателями нацпроектов и госпрограмм, а службы внутреннего аудита отличаются низкой компетентностью кадров.
К такому выводу пришла Счетная палата, проверив работу 53 министерств и ведомств за последние три года.
Управленческое взаимодействие между правительством и ФОИВ на данный момент отсутствует, констатирует СП в отчете.
Из 525 показателей национальных и федеральных проектов и федеральных проектов только 289 включены в планы деятельности на 2019-24 гг. По государственным программам результат еще хуже: из 1263 целевых показателей в планах деятельности ФОИВ фигурируют лишь 326.
Четыре из девяти федеральных министерств составили планы работы на 2019-24 гг, которые не соответствуют планам их же подведомственных структур (федеральных служб и агентств). У 13 из 53 органов исполнительной власти в принципе отсутствует система мониторинга реализации целей. Из примерно тысячи заложенных в планы индикаторов почти половина является фикцией, так как не имеет количественных значений.
Ни один из утвержденных планов деятельности ведомств на 2019-2024 годы не отвечает требованиям правительства, констатирует Счетная палата.
Стратегические документы предыдущих лет игнорируются и тонут в бюрократическом хаосе: в 2017-18 гг ни одно министерство, федеральное агентство или служба не смогло выполнить все заложенные цели.
Отчеты об их исполнении подаются в неполном и искаженном виде, либо не подаются вовсе. «Например, Минпромторг России не представил доклады о реализации плана деятельности за 2017 и 2018 годы, а Минприроды России - за 2018 год», - говорится в докладе СП.
Чемпионат абсурда с большим отрывом выиграли Минэкономразвития и Минстрой: больше 40% целевых показателей, заложенных в их планы, оказалось невозможно оценить просто потому, что нужная статистика к отчетным датам отсутствует.
Службы внутреннего финансового аудита, которые должны оценивать эффективность бюджетных расходов, отличают нехваткой кадров и низким уровнем их подготовки. В 2017 году ФОИВ провали 22,9% целей, в 2018 году - 22,8%, при этом каждый год больше 100 индикаторов оставались в «серой зоне» - без конкретных цифр.
В результате создаются «условия для ухода от ответственности за недостижение целей социально-экономического развития», делает вывод Счетная палата.
Напомним, план, утвержденный правительством в мае прошлого года года, требует к 2024 году остановить естественную убыль населения, увеличить продолжительность жизни выросла до 78 лет, снизить вдвое бедность (с 12,9% до 6,6%) и добиться роста реальные доходов граждан росли бы на 2,4% в год.
Согласно плану, через пять лет 5 млн семей ежегодно должны улучшать жилищные условия, каждое второе предприятие - осуществлять технические инновации с ростом доли цифровой экономики до 5,1% ВВП.
Объемы несырьевого неэнергетического экспорта нужно нарастить почти в 1,5 раза - до 350 млрд долларов в год. Экономика при этом должна уже со следующего года расти быстрее мировой (на 3,1-3,3% в год), а к 2024-му - выйти на пятое место в мире по объему ВВП.
тыц