https://www.1tv.ru/news/2006-08-01/219534-p...em_muzee_stranyСкандальная история с кражей более двухсот экспонатов из собрания Эрмитажа обрастает новыми подробностями. Например, сегодня стало известно, что ювелирные ценности пропали не сразу. Они таинственным образом исчезали на протяжении нескольких лет.
Доступ к украденным экспонатам имели четыре человека. Причем последняя хранительница скоропостижно скончалась во время проверки, которая и выявила хищение. Тему продолжит Антон Верницкий.
Чиновники от культуры случившееся в Эрмитаже называли сегодня или "большой бедой" или "метастазами стяжательства". В Эрмитаже категорически, ссылаясь на тайну следствия, не показывают никому, что конкретно было украдено. Звучит лишь общее количество: 221 произведение искусства. И приблизительная цена украденного - 130 миллионов рублей. Это пять миллионов долларов.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: "…221 вещь русского искусства. Серебро, эмали… Много вопросов, почему такой набор - это вопросы следствия".
Одна из версий, что вещи пропадали из хранилища постепенно. В течение нескольких лет. И тогда, это одна из самых сложных музейных краж, которые во всем мире делятся на три вида: Грабеж со взломом.
Хищение с экспозиции.
И самая сложная, а также самая распространенная. Кража сотрудниками из фондов музея.
Анатолий Вилков, заместитель руководителя Федеральной службы по надзору и соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия России (Росохранкультура): "Мы выявили тенденцию, несмотря на то, что количество краж, которые совершались в государственных хранилищах, сократилось вдвое за последние пять лет. Вдвое! Это кражи, связанные с внешним проникновением. Но, в тоже время в два раза увеличилось количество скрытых краж. Латентных. Которые совершают сотрудники госхранилищ".
Кражу, которую совершили сотрудники музея, сложно, скорее не раскрыть, а обнаружить. Для того, чтобы это понять, нужно знать, как устроены музеи во всем мире. На обозрение публики выставляется лишь малая часть того, что в нем хранится. В Эрмитаже, например, это более трех миллионов экспонатов. Основная же масса произведений искусства лежит в запасниках музея, специальных хранилищах. Доступ к которым имеют лишь музейные работники. Из запасников ценности достаются для обновления экспозиции. Или - проведения тематических выставок. Например, по словам директора Эрмитажа, часть похищенного он видел в последний раз в 2000 году. На выставке "Синай. Византия. Русь".
В той части Русского отдела Эрмитажа, где и произошла кража, доступ к хранилищу, в разное время, имели четыре человека. Одна из хранительниц скончалась во время плановой проверки фондов, осенью прошлого года. Причем, несмотря на меры безопасности, будь то в Эрмитаже, где они одни из лучших в стране, или в менее известном музее - хранитель, в принципе, из фондов, может вынести все, что угодно. Во всех российских музеях всe устроено на доверии.
Наталия Коновалова, главный хранитель Государственного художественного музея Ярославля: "Днем охраняют смотрители, после ежедневный учетный обход. Существуют топографические списки. То, что хранится в фондах - это персональная ответственность хранителя".
О доверии и о старых добрых временах вспоминал сегодня и Михаил Пиотровский.
Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: "В добрые старые времена у музейщиков была презумпция невиновности, сейчас по-другому… Ко всем, кто входит".
Для того, чтобы точно знать, сколько вообще лежит в запасниках всех российских музеев, еще в 2000 году по всей стране началась тотальная, как говорит Михаил Швыдкой, сверка того, что числится в хранилищах.
Михаил Швыдкой, руководитель Федерального агентства РФ по культуре и кинематографии: "Абсолютно во всех музеях. Вне зависимости от того, кому они принадлежат. Это очень трудный процесс. Свыше 50 миллионов единиц хранения. И сейчас мы проверили 25 процентов всего фонда".
Сверка это будет продолжаться до 2015 года. После этого можно будет говорить, о том, что создан единый каталог всего музейного фонда России.
Пока же в другом, уже существующем, каталоге "Похищенных ценностей Росохранкультуры" зарегистрированы более 10 тысяч произведений искусства, украденных из российских музеев за последние 50 лет.