https://vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1940204найти решение оказалось проще чем учебник ТГП для тебя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 426 ГК РФ публичным договором
признается договор, заключенный лицом, осуществляющим
предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и
устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ
либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности
должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная
торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи,
энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо,
осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход
деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим
лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев,
предусмотренных законом или иными правовыми актами.
Такими правовыми актами могут выступать нормативные правовые акты
в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
(далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) наделил органы государственной власти
субъектов Российской Федерации полномочиями принимать в соответствии с
федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
межмуниципального и регионального характера и устанавливать обязательные
для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении
режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации
(пункт 1 статьи 11).
Согласно подпунктам «в», «г» пункта 4 Правил поведения, обязательных
для исполнения гражданами и организациями, при введении режима
повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г.
№ 417 во исполнение статьи 10 указанного закона, при угрозе возникновения
или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается
осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и
здоровью, а также действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью,
санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на
территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной
ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
4
Пунктом 16 Перечня заболеваний, представляющих опасность для
окружающих, утвержденного постановлением Правительства Российской
Федерации от 1 декабря 2004 г. № 715 (в редакции постановления
Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66),
коронавирусная инфекция (2019-пСоУ) является заболеванием,
представляющим опасность для окружающих.
Указами Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 г. № 206
«Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней», от 2 апреля 2020 г.
№ 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического
благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с
распространением новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19)» и
от 28 апреля 2020 г. № 294 «О продлении действия мер по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории
Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной
инфекции (СОУГО-19» период с 30 марта по 8 мая 2020 г. объявлен нерабочими
днями.
Указом Президента Российской Федерации от 11 мая 2020 г. № 316 «Об
определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарноэпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской
Федерации в связи с распространением новой коронаривирусной инфекции
(СОУГО-19)» постановлено высшим должностным лицам (руководителям
высших исполнительных органов государственной власти) субъектов
Российской Федерации с учетом положений данного указа, исходя из
санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения
новой коронавирусной инфекции (СОУГО-19) в субъекте Российской
Федерации, обеспечить в том числе определение в границах соответствующего
субъекта Российской Федерации территорий, на которых в случае
необходимости может быть продлено действие ограничительных мер,
направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия
населения.
В области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия
населения для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также
граждан Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный
закон № 52-ФЗ) установлены обязанности. Статья 10 названного закона
возлагает на граждан обязанность выполнять требования санитарного
законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих
федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор
должностных лиц, и не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение
прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В свою очередь, индивидуальные предприниматели и юридические лица
в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять
требования санитарного законодательства, а также постановлений,
предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для
5
здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также
продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и
товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке,
хранении, реализации населению (статья 11 Федерального закона № 52-ФЗ).
В связи с распространением новой коронавирусной инфекции
(СОУГО-19) в ряде регионов нормативными правовыми актами органов
государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации
были установлены требования обязательного использования СИЗ, в том числе
масок и перчаток, при посещении объектов торговли.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что
хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, в случае
установления нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации
обязательного использования гражданами СИЗ и возможности отказа в
обслуживании лиц, не соблюдающих указанное требование, вправе отказать в
обслуживании на кассе посетителю, не использующему СИЗ.
Нельзя согласиться с утверждением административного истца о том, что
оспариваемые положения Методических рекомендаций носят императивный
характер и содержат обязательные для неопределенного круга лиц
предписания.
В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской
Федерации от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об
оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения
законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что
существенными признаками, характеризующими акты, содержащие
разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами,
являются: издание их органами государственной власти, органами местного
самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или
должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права,
которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной
деятельности в отношении неопределенного круга лиц.
Методические рекомендации не обладают названными признаками акта,
содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными
свойствами, носят рекомендательный характер. Как следует из текста Письма,
они разработаны во исполнение поручения Правительства Российской
Федерации в целях принятия органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, организациями торговли и правоохранительными
органами установленных законом и нормативными правовыми актами мер по
обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия граждан в случае
введения в субъекте Российской Федерации или на его отдельных территориях
режима обязательного использования населением в общественных местах СИЗ,
положений, противоречащих приведенным нормативным правовым актам, не
содержат.
Методические рекомендации направлены исключительно на защиту
здоровья и жизни граждан, на обеспечение благополучной санитарно-
6
эпидемиологической обстановки, основания для признания их
недействующими в оспариваемой части отсутствуют.