Олег Царев :
Оптовые цены на топливо побили очередной «рекорд»: АИ-92 достиг ₽64,8 тыс за тонну, а дизель - ₽68,3 тыс. По моему мнению, это следствие решения, которое наш Минфин последовательно реализует с 2015 года.
Некоторые скажут, что это удивительно, что Россия, являющаяся одним из мировых лидеров по добыче и переработке нефти, имеет проблемы на рынке топлива. А на самом деле ничего удивительного. Все это —последствия «налогового маневра».
Пять лет назад экспортные пошлины на нефтепродукты были ниже пошлин на сырую нефть. Логика была в том, что государство стимулировало производство у себя. В общем-то, так все уважающие себя страны стараются делать. Заплаты рабочим, рабочие места, налоги — все это в своей стране.
Министерству финансов сложившаяся на тот момент ситуация чем-то не понравилась. Предложили совершить «налоговый маневр» - постепенное снижение экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (с обнулением в 2024 году) и соразмерное повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Подавалось это все как метод повышения собираемых государством налогов.
Тем не менее, ожидаемый Минфином эффект — существенное увеличение налоговых поступлений за счет расширения налоговой базы в физическом выражении более чем в 2 раза — достигнут не был. А вот предсказанное экспертами сбылось: обнуление экспортных пошлин с повышением НДПИ вызвало значительный рост цен на внутреннем рынке, нанося удар всей экономике. Для сдерживания цен Правительство в 2019 году ввело демпфер: когда экспортной цены на нефтепродукты превышала внутреннюю, Правительство компенсировало разницу из государственного бюджета.
В этих условиях перспективная польза «налогового маневра» была нивелирована демпфером: выплаты (https://www.interfax.ru/business/880359) из российского бюджета нефтяным компаниям по топливному демпферу по итогам 2022 года составили ₽2,16 трлн. рублей, за январь-июль 2023 (https://www.vedomosti.ru/business/news/2023/09/05/993518-neftyaniki-v-avguste-poluchili-pochti-186-mlrd-rublei) — ₽653 млрд.
В связи с санкциями, СВО и др. Минфин сокращает выплаты по демпферу в два раза: 31 июля Владимир Путин подписал закон о снижении топливного демпфера на 50% с 1 сентября 2023 и до конца 2026. Отсюда и рост цен на топливо и новые анти-рекорды.
При этом очевидного шага: отказа от «налогового маневра» и возврата к экспортной пошлине не происходит. Жаль, что наша система готова идти на сложные нагромождения схем (сам маневр, демпфер, чтобы маневр работал и снижение выплат по демпферу, чтобы поддержать бюджет) там, где нужно просто признать ошибочность какой-то идеи и отказаться от ее реализации.
Во всем мире все страны стремятся экспортировать не сырье, в данном случае — нефть, а продукты её переработки. И чем глубже переработка, тем лучше. Все страны стремятся добиться низких цен на энергоносители внутри страны. Посмотрите, какие низкие цены на нефтепродукты в США. Низкие цены на электроэнергию, газ, уголь, нефтепродукты позволяют своим производителям производить конкурентную продукцию. Будет отечественное производство — будут рабочие места, зарплаты, налоги, будет богатым государство. И тем не менее наш Минфин сделал все, чтобы мы экспортировали не нефтепродукты, а сырую нефть. Зачем он так поступает, с точки зрения здравого смысла объяснить нельзя.