Так просто Николай Носов в своё время правду написал про нашу действительность .
Из пдивикии
Лунный капитализм
Роман писался как сатира на западный капитализм. По мнению внука писателя, Игоря Носова, «Незнайка на Луне» опередил время, став фактически описанием постсоветской России, описав присущий ей «дикий капитализм».[прим 1]
Ниже перечислены основные характерные черты лунного общества:
Сращивание олигархии и власти. Фактически политическая власть в романе не показана, а полиция непосредственно исполняет приказы монополистов. По сути, Луной правят богачи совместно с полицейскими.
Преследование профсоюзных и рабочих организаций.
Большая роль фиктивного капитала (см. биржевая торговля акциями) компаний, включая уже несуществующие.
Практически полная монополизация целых отраслей экономики — в основном, в форме синдикатов-монополистов (см. описание работы «бредламов»).
Определённые черты, свойственные докапиталистическим формациям (денежная испольщина в добыче соли на морском побережье, принадлежащем землевладельцу Дракуле).
Борьба с конкурентами как экономическими (демпинг — см. решение «Соляного бредлама» в отношении мелких производителей соли), так и неэкономическими методами, включая криминальные (см. навязаное лже-банкротство «Общества гигантских растений», предложение Дубса нанять киллеров, чтобы «убрать» Жулио и Мигу, иск торговцев бензином к производителю шин Пудлу после остановки в Давилоне всего автомобильного движения в связи с взрезанием на всех автомобилях шин после письма, в котором сообщалось, что деньги из ограбленного банка якобы были спрятаны в автомобильных шинах).
Значительная безработица, включая застойную.
Широкое распространение подённого труда.
Обширная сеть примитивных неблагоустроенных ночлежек («гостиниц» типа «Тупичок») во всех городах.
Предоставление бюджетных сервисов по схеме «оплата по факту пользования» (гостиница «Экономическая»).
Драконовское законодательство против пауперизма и бродяжничества: каждый, кто ночует на улице или ходит без ботинок, брюк, рубашки или шляпы, становится целью для полиции и подлежит отправке на Дурацкий остров.
Большая податливость населения рекламе. (См. реклама коврижек конфетной фабрики «Заря», плакат которой держал в руках сам космический путешественник Незнайка, после чего на эти коврижки возник ажиотажный спрос и магазинам удалось сбыть даже самый залежалый товар. Также желание всех лечиться только у доктора Шприца после того, как он на глазах у телезрителей лично обследовал гостя с другой планеты — Незнайку.)
Продакт-плейсмент товаров в подконтрольных СМИ, например в газетах, принадлежащих Спрутсу, в частности в «Давилонских юморесках» к месту и не к месту, но всегда в положительном ключе упоминались продукты спрутсовских фабрик.
Недобросовестная реклама (напр. «скрытые платежи» в гостинице «Экономическая»).
Манипуляция массовым сознанием посредством СМИ (см. кампания против факта наличия семян гигантских растений, зависимость цен акций от того, что написано в газетах, реклама или антиреклама).
Так наз. откаты — когда Спрутс предлагает членам «Большого бредлама» «скинуться» на 3 миллиона для подкупа Миги и Жулио. Спрутс, собрав с монополистов 3 миллиона, оставляет (вначале намереваясь 2 миллиона) 1 миллион себе.
Демонстративное потребление, причём как богатыми, так и бедными (см. описание образа жизни мыльного фабриканта Грязинга, покупка автомобиля в кредит Козликом). Богатые люди не приумножают свои капиталы, а нерационально транжирят деньги, ломая для развлечения мебель или занимаясь другой бессмысленной тратой денег (собачьи рестораны, парикмахерские и т. п.).
Примитивные кинематограф, телевидение и живопись. Абстрактная мазня, выдаваемая за искусство (см. высказывание Козлика о картине на стене в конторе, гл. 15). Фильмы с говорящими названиями вроде «Таинственный незнакомец, или Рассказ о семи задушенных и одном утонувшем в мазуте» (гл. 19) или «Убийство на дне моря, или Кровавый знак» (гл. 34) в основном о том, как полицейские ловят бандитов, с массовыми драками, оглушительными перестрелками, головокружительными погонями. Не случайно подобного рода кинокартины показывали и на Дурацком острове: по словам автора, «содержание фильмов было слишком бессмысленным, чтобы давать какую-нибудь пищу для ума. Глядя изо дня в день, как герои всех этих кинокартин бегали, прыгали, падали, кувыркались и палили из пистолетов, можно было лишь поглупеть, но ни в коем случае не поумнеть».
Невзыскательные, аморальные и часто жестокие публичные развлечения (см. «Весёлый балаганчик»).
Цензура в средствах массовой информации.
Пренебрежение фундаментальными научными исследованиями, не сулящими непосредственной комерческой выгоды.
Широкая коррупция как в полиции, так и в судебных истранциях, взяточничество и фактическая безнаказанность богатых (см. вымогательство взятки у Незнайки Миглем, признание судьёй Вриглем тотального подкупа полиции, «общество взаимной выручки», неразделённость исполнительной и судебной властей).
Свободная торговля оружием, включая автоматическое огнестрельное и даже артиллерийские орудия (пулемёты и пушка на складе «магазина разнокалиберных товаров»), а также свободная торговля полицейскими и бандитскими доспехами: полицейские мундиры, дубинки, отмычки, маски, фомки, ножи для вскрытия сейфов и т. п.
Заинтересованность полиции только в борьбе с бандитами, но не в искоренении самого бандитизма («Если же преступники перестанут совершать преступления, то полиция станет не нужна, полицейские потеряют свои доходы, сделаются безработными, и существующая в нашем обществе гармония будет нарушена»). Этим объясняется наличие свободной торговли оружием и почему полиция закрывает на это глаза.
Противодействие штрейкбрехерству сторонниками рабочего самоуправления на фабрике Скуперфильда.
Введение элементов чрезвычайного положения при появлении угрозы правящему режиму.
В сатирических целях имена богачей и их приспешников и большинство названий лунных городов — производные от слов с негативным оттенком (города Грабенберг, Брехенвиль, Лос-Свинос, Лос-Паганос; богачи Спрутс, Грязинг, Дрянинг, Скуперфильд, судья Вригль и т. д.). В романе также использованы имена знаменитых персонажей-злодеев (соляной магнат Дракула, город Фантомас).
Несмотря на сатирический тон романа и откровенное высмеивание «западных» — для того времени — капиталистических порядков, в конце повествования Носов косвенно намекает, что «хороший» капитализм всё-таки тоже имеет право на существование: свергнув власть монополистов и взяв управление как экономикой, так и всем обществом в свои руки, лунные рабочие и крестьяне не стали в корне менять экономический строй: товарно-денежные (да и в целом рыночные) отношения у жителей внутрилунной цивилизации сохранились. Этим Носов отличается от большинства писателей-пропагандистов советского времени, не видевших в своих произведениях о социально-революционных свершениях никакого другого пути, кроме как «построения коммунизма»[
Это сообщение отредактировал Fazotron - 10.10.2017 - 11:00